ВИА 60-70-80х

Главная

Новости

Публикации

Программы

Вопросы

Ссылки

Конференция

Гостевая книга

 

ВИА "Поющие гитары "

Вокально-инструментальный ансамбль, первый в истории отечественной популярной музыки профессиональный коллектив, давший имя всему жанру ВИА и послуживший образцом для многочисленных последователей и эпигонов.
"ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ" появились на свет в середине 60-х годов, когда Анатолий Васильев (выпускник дирижерско-хорового отделения Ленинградской консерватории, в прошлом известный джазмен, а в 1957-65 гитарист ансамбля "ДРУЖБА" под управлением Александра Броневицкого) решил реализовать свой интерес к поп-музыке и приблизить советскую эстраду к западным стандартам. Будущих участников группы он отбирал как среди выпускников музыкальных училищ, так и из числа самодеятельных музыкантов. Отказавшись - после недолгих колебаний - от использования традиционного эстрадного крунера Анатолия Королева, "ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ" (Анатолий Васильев - гитара, вокал; Евгений Броневицкий, бас, вокал; Владимир Калинин - гитара, вокал; Лев Вильдавский, фортепиано; Галина Баранова - вокал и Сергей Лавровский - барабаны) опробовали свою программу на посетителях черноморских турбаз, а в ноябре 1966 официально представили ее на одной из наиболее популярных площадок города - в Механическом институте. Успех убедил молодых музыкантов, что они на верном пути.
Программа "ПОЮЩИХ ГИТАР" на этом этапе состояла из инструментальных номеров и гитарных обработок популярных мелодий (Полюшко-поле, Тачанка и т. п.), сделанных Васильевым, песен разных авторов, в том числе Андрея Петрова, а также BEATLES и других звезд бит-музыки, а их сильными сторонами были эффектное вокальное многоголосие и остроумная театрализация многих песен. Следующие полтора года шло интенсивное формирование репертуара группы и ее состава: Галину Баранову сменили последовательно Татьяна Калинина и Елена Федорова, добавились второй клавишник Олег Мошкович и трубач Эдгар Бернштейн; из "ЛЕСНЫХ БРАТЬЕВ" в начале 1968 пришел певец Александр Федоров, место Вильдавского летом 1968 занял пианист и аранжировщик Альгис Паулавичус.
В 1968 московская фирма "Мелодия" выпустила первую пластинку ансамбля - фактически первый артефакт отечественной бит-музыки, где "ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ" предстали не столько как "поющие", сколько как "играющие": ее основу составили инструментальные пьесы Васильева в манере SHADOWS и VENTURES и несколько вокальных номеров, в том числе их первый хит Сумерки.
Летом 1969 место Мошковича (позже работал в ВИА "ВЕСЕЛЫЕ ГОЛОСА") занял клавишник и певец Юрий Антонов, песни которого (Для меня нет тебя прекрасней и др.) помогли "ПОЮЩИМ ГИТАРАМ" существенно обновить свой репертуар; вокальную группу пополнили Валерий Ступаченко и Богдан Вивчаровский (экс-"ДРУЖБА").
Изменение политического и культурного климата в СССР на рубеже 60-70-х годов отразилось и на "ПОЮЩИХ ГИТАРАХ". Группа больше не записывалась и не выступала в столицах, месяцами гастролируя по провинции. Состав продолжал меняться: в 1970 "ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ" один за другим оставили Паулавичус, Антонов и Лавровский (последний организовал откровенно конформистский ВИА "КАЛИНКА"). Тогда же в группе появился сильный клавишник Григорий Клеймиц, а из ВИА "РОВЕСНИКИ" пришла мощная ритм-секция (Юрий Иваненко - бас, и Юрий "Помидор" Соколов - барабаны). В творческом отношении это был далеко не лучший период в их истории: единственным интересным номером в репертуаре группы стала кавер-версия песни Саласпилс самодеятельных "АРГОНАВТОВ" в интерпретации аранжировщика "ПОЮЩИХ ГИТАР" Эдуарда Кузинера.
В целом в этот период "ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ" все дальше отходили от первоначальной концепции - исполнять собственную или оригинально обработанную музыку. Репертуар с течением времени заполнили конъюнктурные и безликие поделки многочисленных ремесленников от эстрады, стремившихся заработать на интересе молодежи к новому жанру. В сущности, именно "ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ" дали образец того, как элементы рок- и поп-музыки могут быть использованы в аранжировках традиционного песенного материала. Коллектив создал универсальную формулу для сотен ВИА, появившихся в конце 60-х и первой половине 70-х годов. Сохраняя - чисто формально - внешние признаки рок-группы (инструментарий, состав, усиление звука, коллективный вокал, некоторые аранжировочные приемы), большинство ВИА едва ли представляло интерес с художественной точки зрения.
Стремясь уйти от рутины и собственных штампов, "ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ" в середине 70-х годов обратились к крупным формам, поставив вернувшие им успех первые в отечественной истории зонг-оперы "Орфей и Эвридика" (1975, музыка Алексея Журбина, либретто Юрия Димитрина) и "Фламандская легенда" (музыка Романа Гринблата, либретто Димитрина и Юлия Михайлова Кима). Для участия в театральных постановках состав группы был радикально обновлен: пришли вокалисты Альберт Асадуллин, Валерий Цакадзе и Ирина Понаровская, гитаристы Семен Шнейдер и Валерий Бровко, бас-гитарист Владимир Васильев и барабанщик Аркадий Герштейн. "Орфей и Эвридика" была записана на пластинку и вышла двойным альбомом (1980).
К началу 80-х годов популярность "ПОЮЩИХ ГИТАР" значительно упала. Следующий театральный опыт (мюзикл "Скачки") оказался неудачным, уход ведущих исполнителей и хроническая текучесть состава пагубно отразились на художественном уровне спектаклей, попытка вернуться на сцену с песенной программой тоже не добавила группе популярности. В начале 80-х свое детище покинул и сам Васильев. В 1986 ансамбль (уже с новым художественным руководителем А. Федченко) поставил собственную версию рок-оперы Алексея Рыбникова и Андрея Вознесенского "Юнона и Авось", а в 1988 на базе "ПОЮЩИХ ГИТАР" был создан музыкальный театр "Рок-Опера" с ориентацией на постановку крупных произведений (опер, мюзиклов и т. п.). Первым опытом в этом новом качестве стала русскоязычная версия рок-оперы Эндрю Ллойд-Уэббера и Тима Райса "Jesus Christ Superstar" (1989).
Многие участники группы позже добились индивидуального успеха как певцы, композиторы, аранжировщики и дирижеры (Ю. Антонов, А. Асадуллин, И. Понаровская, А. Паулавичус, Г. Клеймиц, В. Бровко и др.).
Весной 1997 "ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ" неожиданно для многих воссоединились и дали серию с воодушевлением принятых публикой концертов со своим репертуаром тридцатилетней давности.

 

Андрей Бурлака

По материалам мультипортала "Кирилл и Мефодий"

 

 

 

 

 

Композиции с CD - 30 лет ВИА "Поющие гитары" (архивные записи) (диск записи 1996 г. -?)

Аппачи (инструм.) (1968)

(Обработка А. Васильева)

Песенка велосипедистов (1968)

(Тремелос - рус. текст П. Ватника)

Романс

Торреро (инструм.) (1967)

(Обработка А. Васильева)

Проводы (1971)

(А. Колкер - К. Рыжов)

Саласпилс (1973)

(А. Тимошенко , Э. Кузинер - Я. Голяков)

Синяя птица (инструм.) (1967)

(Обработка А. Васильева)

Вот это погода

Сумерки (1970) (CD) (инструм.) 112 kbs

Неприметная красота

(А. Морозов - М. Рябинин)

Сюрприз (инструм.) (1967)

(Обработка А. Васильева)

Не ломай черемухи

Нет тебя прекрасней (1972)

(Ю. Антонов - А. Азизов , М. Беляков)

А я пою

Цыганочка (инструм.) (1967)

(Обработка А. Васильева)

 

 

 

Карлсон (1972)

(Дж. Кристи - рус. текст И. Резника)

Десять дней

песня-опера "Орфей и Эвридика"

(муз. А. Журбина , либретто Ю. Димитрина, гл. партии исп. Альберт Асадулин и Ирина Понаровская)

 

Тачанка ( песня из музыкального телефильма)

ИТ ЭТ ХОУМ" ("Eat at home") live 112 kbs

Ленинград 128 kbs

Индейская резервация 128 kbs

Тонкая рябина 112 kbs

А я пою

Люди встречаются

 

 

Был один парень

Печальная

Печаль 112 kbs

Полюшко-поле

Дарю тебе я Родину

Ты мне откройся

Аэропорт

Дороги (1968) 112 kbs

(А. Г. Новиков - Л. Ошанин)

Песня - это главное друзья (1968) 112 kbs

(Я. Дубравин - С. Фогельсон)

Вечерний город (1968) 112 kbs

(М. Таривердиев)

Ноктюрн (1968) 112 kbs

(М. Таривердиев)

Ты уходишь как поезд 112 kbs

(М. Таривердиев - Е. Евтушенко)

Тихо течет Неман (1973)

(Литовская нар. песня - обработка А.Паулавичюса)

Мы расстались

Синяя песня (1970) 112 kbs

(Обработка А. Васильева - А. Азитов)

Замок на песке

Воскресный день live 112 kbs

Прекрасное воскресенье (1972)

(Д. Бун - рус. текст М. Белякова)

Соловей (1972) 112 kbs

(чилийская нар. песня - рус. текст Я. Голякова)

Тройка (1970)

(Рус. нар. песня - обработка А. Васильева)

Вернись рассвет

Когда умирают травы

Моя вина 112 kbs

Еще не раз 112 kbs

О добрых молодцах 128 kbs

Мы расстались (1970)

(Молдавская нар. песня)

 


 

 

Hosted by uCoz