ВИА 60-70-80х

 

Главная

Новости

Публикации

(начало)

 

Программы

Ссылки

Конференция

Гостевая книга

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фрагмент № 15

"Помню, как-то я в былые дни…" ("Цветы", Группа Стаса Намина)

Первое знакомство. "Отцвели уж давно хризантемы в саду"... Ничего не могу поделать - когда вспоминаю название ансамбля "Цветы", сразу на ум приходит эта строчка из старинного романса. А мой путь к "Цветам", точнее, к их первой пластинке, был не то что бы длинным, но и не самым коротким - в три шага.

Шаг первый. Увидел я незнакомую пластинку в магазине "Грампластинки" на улице Красноармейской в один из своих обычных субботних "обходов" осенью 73-го. Была она с фотографией под крупным названием: "Цветы" и, кажется, даже твердая, виниловая. До этого о таком ансамбле я ничего не слышал. Первой мыслью было: это урезанное название "Самоцветов", вроде как пародия на них: вы - "Само-Цветы", а мы - просто "Цветы". При ближайшем же рассмотрении на черно-белом фото на фоне каких-то зеленых, по-видимому, насаждений, вырисовывались фигуры четырех молодых людей, изрядно патлатых (кроме одного), как для советских музыкантов. Уже сама малочисленность коллектива, как для обычного ВИА, вызывала некоторое любопытство. А еще от всех этих атрибутов - цветов, длинных волос - определенно несло хипповских духом. Ну, думаю, чем же вы, столичные хиппари, удивите? (Почему-то я сразу решил, что ансамбль московский, и не ошибся, как в последствии оказалось). Переворачиваю пластинку и пробегаю глазами названия и фамилии авторов трех размещенных на нем песен. "Не надо" - С. Дьячков - О. Гаджикасимов. Ну, эту пару я запомнил еще по "Алёшкиной любви". "Звёздочка моя ясная" - В. Семёнов - О. Фокина. Эти имена мне ничего не говорят. О! Оскар Фельцман и Расул Гамзатов! Ну, ребята, ну насмешили! Сразу вспоминаются "Журавли" в исполнении Марка Бернеса. Песня, конечно, классная, но уж никак не для молодежного ансамбля. И эта тоже, наверное, в том же духе, - думаю я. Да еще и название какое-то странное, наркоманское: "Есть глаза у цветов". Что за ерунда! Короче, возвращаю сомнительную пластинку продавщице и покупаю что-то проверенное, кажется, новые песни "Веселых ребят" или что-то в этом роде. Надо сказать, что на моей радиоле "Латвия" что твердые, что гибкие, что стереопластинки звучат почти одинаково. Да, а еще мои сомнения по поводу этой пластинки впоследствии усилил тот факт, что ее гибкие собратья ценою в 60 коп. очень скоро повсеместно наводнили киоски "Союзпечати".

Шаг второй. Новый учитель пения, взявший по поручению директора шефство над школьным ансамблем, настоятельно порекомендовал послушать эту пластинку. Прослушивание происходило в кабинете пения на дешевом (а какой еще мог быть в школе?) портативном электропроигрывателе. Ладно, посмотрим, что этот квартет изобразит. Начинаем с песни, занимающей целую сторону. Однако вместо ожидаемого битового звучания слышим какой-то оркестр, скрипки, арфы, женский вокал на подпевках. Фу, нам такое не нравится! И я опять не дослушиваю пластинку до конца.

Шаг третий. Девочки - барометр популярной музыки. С некоторых пор то одна, то другая девочка из нашего класса на переменке напевает: "Поздно мы с тобой поняли, что вдвоем вдвойне веселей…". (Как сегодня узнать в вас, солидные дамы и раздобревшие тети, тех девчонок, что когда-то переписывали друг у друга записи "Битлов" и "Роллингов", носили в дешевых дерматиновых кошельках плохонькие фото Пола Маккартни и самоотверженно откапывали где-то слова английских песен или просто переписывали их русскими буквами на слух? Да и помните ли вы это сами?). Что за песня, почему не знаю? Оказывается, это "Звездочка моя ясная" тех самых, проигнорированных мною "Цветов". Срочно бросаюсь на поиски пластинки, но уже нигде не могу ее найти. И только в "Доме музыки" удается раскопать ее в какой-то картонной коробке среди прочих маленьких пластинок в однотипных серых конвертах. Информация на этикетках минимальна: "Руководитель Стас Намин".

53-е лирическое отступление: Глянцевая "Америка". Тогда я еще, конечно, не мог знать, что Стас Намин - это псевдоним внука известного советского партийного и государственного деятеля А.И. Микояна, и названного, видимо, в честь деда. А самого Анастаса Ивановича я с самого раннего детства хорошо запомнил по радио- и теленовостям, и еще - по фотографиям из журнала "Америка". Там была статья, посвященная его визиту в США. Под фото были подписи типа: "Советский деятель с сыном осматривают новый американский автомобиль". Разглядывались эти журналы, достававшиеся отцом где-то по большому блату, в невзрачной квартирке невзрачной советской многоэтажки. И от этого глянцевые цветные снимки заокеанской жизни казались еще более яркими и нереальными. Было там еще много чего о красивостях американской жизни, ее мощном промышленном потенциале и, конечно, самом лучшем в мире - голливудском - кино. Потом, уже подростком я неоднократно перелистывал эти журналы в поисках фотографий людей с электрогитарами. Но их там не было.

Что я видел, что я слышал. Итак, дома пытаюсь врубиться в пропущеные ранее песни. Начинаю с этой самой "Звездочки". Опять оркестр, скрипки. Но голос солиста заставляет прислушаться и обратить внимание на слова. А уж после вступления ударных к "Есть глаза у цветов" я, что называется, прищурился. Благодаря Лёхе, нашему главному в школе авторитету по части музыкальной информации (что со временем превратилось в профессию), нам стало известно, что барабанщика зовут Юрий Фокин, поет Александр Лосев, бас-гитарист, а сам Стас Намин играет на гитаре. (Руководитель был ровесником остальных музыкантов, а не "папашей", как в других ВИА, - и это импонировало). Сама же запись непрофессионального тогда еще (т.е. не числящегося за какой-либо филармонией) ансамбля была вроде как наградой за победу в каком-то конкурсе. Четвертого человека с фото мы тогда не идентифицировали, и только много позже я узнал, что в работе над пластинкой, помимо прочих людей, принимали участие авторы песен - Сергей Дьячков и Владимир Семенов.

Само собой разумеется, что появившуюся годом позже вторую пластинку "Цветов" ("Цветы". Вокально-инстр. ансамбль п. у. С. Намина) я купил сразу. Больше всего нам с друзьями, да и, наверное, и не только нам, на ней понравились две вещи - почти душераздирающая "Больше жизни" (с местами явно "юрайхиповским" органом) и изящная "Честно говоря" (с фирменным подголоском "чи-чи-чи" в припеве, позаимствованном, похоже, из арсенала другой английской группы - "Mungo Jerry"). Ну, и "Колыбельная" все тех же Фельцмана и Гамзатова тоже была хороша.

Наш товарищ, уехавший после окончания школы в Москву и с первого раза поступивший в МГУ, рассказывал, что "Цветы" играли у них там на какой-то танцевальной вечеринке (зима 74/75 года). Играли вроде бы втроем, а репертуар был стопроцентно англоязычный. И только под занавес, по убедительной просьбе девушек, спели "Есть глаза у цветов".

54-е лирическое отступление: Звёздочка моя ясная (часть 1). Как-то отец рассказал мне, что когда в армии встречаются два земляка - восточных человека, они стараются где-то уединиться, садятся рядом и поют бесконечные тоскливые песни, непонятные другим. И, конечно, тогда я не мог и представить, что сам когда-нибудь окажусь в подобной ситуации.

...Он был на пару лет старше меня, но у него уже был сын (результат подросткового романа), который жил с ним и воспитывался Саниными родителями как его младший братишка. А еще недавно у него появилась девушка шестнадцати лет, которую он очень любил, и она отвечала ему взаимностью. Все это я знал уже через полчаса после знакомства с Саней, оказавшимся тоже киевлянином. Его положили к нам в палату санчасти, где я кантовался уже с неделю, с высокой температурой, чуть ли не прямо с поезда, на котором он прибыл в учебку с большим опозданием, по какому-то спецнабору. Мы сошлись как-то сразу, пары слов оказалось достаточно, чтобы почувствовать родственную душу. А когда мой новый знакомый сообщил, что был барабанщиком в оркестре ресторана "Метро" (в чем я, правда, со временем усомнился), мы окончательно прониклись взаимным расположением.

Наверное, на волне популярности первых пластинок "Цветы" немало погастролировали по стране. Но до Киева, похоже, доехать не успели. Пропали куда-то. (Ребята в армии с восторгом рассказывали, как ходили на концерт ансамбля, и во время исполнения песни "Есть глаза у цветов" на экране над сценой оживало изображение быстро распускающихся тюльпанов). Позже, в каком-то журнале, кажется, каталоге "Мелодия" я прочитал, что "Цветы", не выдержав гастрольных нагрузок, разошлись, часть участников вернулась доучиваться в университет. Другие люди какое-то время продолжала использовать раскрученное название. А основатели ансамбля, закончив учебу, увидели, что их ниша, "лирический рок", на эстраде осталась незанятой, и решили вернуться, но уже под другим названием. Так появилась "Группа Стаса Намина" (кстати, они одними из первых стали именовать себя группой). Вот такая вот версия.

54-е лирическое отступление: Звёздочка моя ясная (часть 2). Июльская ночь, и в санчасти, как и во всей учебке, давно прозвучала команда "отбой". В двух смежных палатах нас, 18-19 летних пацанов, лежит десятка полтора. Душно, и никто еще не спит. Всё давно уже было переговорено, все анекдоты рассказаны. Один весельчак, рубаха-парень, сельский гармонист даже попытался прочитать нам вслух поэму эротического содержания собственного сочинения, но когда слушатели убедились что самым удачным местом с точки зрения рифмы там была фраза "я признаюсь вам, друзья, я е…сь, как коза", незадачливый автор был дружно затюкан всей двухпалатной аудиторией, и мы так и не узнали, чем же закончились похождения этой самой "козы".

"Какую песню спеть тебе, родная?
Спи, ночь в июле только шесть часов".

Наверное, это Саня первый начал петь. Пел тихо, не очень правильно. Я попытался подхватить, а поскольку в послеотбойное время шуметь, понятное дело, было нельзя, то на одной ноге (другая была в гипсе) перескакал к нему на койку, стоявшую у окна. Допев, он закурил, пряча огонек сигареты в кулаке и выпуская дым в открытую форточку (тоже ужасное нарушение дисциплины, если б поймали - худо бы пришлось). Все лежали молча. Потом кто-то попросил: "Пойте еще". И мы, наверное, полночи тихонько пели знакомые всем песни, все до одной - о любви: и "Звездочку", и "Больше жизни", и опять "Колыбельную". И ни одной веселой песни.

И надо сказать, что никто из всей нашей интернациональной братии, а были среди нас украинцы, западные и восточные, русские, молдаване и грузины, никак не выразил своего неудовольствия и не пожаловался, что мы, дескать, мешаем.

…"Звездочка моя ясная,
Как ты от меня далека!"…

Первой песней, которую я услышал по радио в исполнении обновленной группы, были "Красные маки". Продолжение "цветочной" темы, но уже с патриотическим уклоном. Вслед за ариэлевской "Тишиной", "Маки" стали непременным номером самодеятельных ВИА на всяких смотрах-конкурсах, приуроченных к "красным" датам календаря.

И вот, наконец, после вынужденного двухлетнего перерыва я опять могу ходить на концерты. На афише большой программы с участием многих столичных артистов герои моего повествования были представлены весьма витиевато и громоздко: "Группа Стаса Намина - авторы-исполнители песен пластинок "Цветы". И я услышал песни с первых пластинок, и увидел ту самую, уже изрядно затертую к тому времени киноленту с распускающимися цветами. Но не ее убожество меня расстроило. К моему огорчению, ни одного лица с обложек пластинок на сцене я не увидел. Были другие люди, которые исполняли знакомые песни. Наверное, нормально исполняли, но голоса, который я ожидал, услышать не пришлось.

54-е лирическое отступление: Звёздочка моя ясная (часть 3). "Письма нежные очень мне нужны!" - не очень стараясь попадать в мелодию, выкрикивали мы, маршируя на плацу. ("Может, я чего в музыке и не понимаю, - говаривал во время подготовки к строевому смотру наш ротный старшина, - но, по-моему, если громко, значит - хорошо"). И письма действительно очень нужны, особенно в первый год службы, а о первых месяцах и говорить нечего. Только об этом не орать, а шептать надо.

Я сидел на лавочке, положив рядом костыли, и размышлял о чем-то не очень веселом (что, впрочем, естественно, когда впереди у тебя 22 бесконечных месяца казармы), когда подошел Саня, и, переполняемый гордостью и необходимостью поделиться с кем-то своей радостью, стал читать отрывки из только что полученного от своей девушки письма. Она была с родителями на море и писала что-то очень поэтичное, возвышенное: "Белые теплые кружева морской пены ласкают мое тело, а я представляю, что это твои руки, любимый". Откуда у шестнадцатилетней девчонки брались такие слова?

("Чистая моя, строгая,
Как же я хочу рядом быть…").

И если бывает светлая зависть, то именно ею я позавидовал своему новому другу.

"Я не знаю, возможно, друзья скажут мне,
Что любви устарело понятие…", - это уже Саня читал собственные стихи.
(Ну почему у меня не так? Почему я не получаю таких писем?)

Тем не менее, очередную пластинку ансамбля, на этот раз титулованную "Вокально-инструментальная группа. Руководитель Стас Намин" и включавшую уже известные "Красные маки", я все равно купил. И не пожалел. Получилась она удачной, все песни были по-своему интересны, но главным номером, стал, несомненно, "Старый рояль". Кто-то даже говорил, что болгарская фирма грамзаписи "Balkanton" включила ее в какой-то свой сборник международных хитов. А из аннотации к пластинке, подписанной известным советским композитором Арно Бабаджаняном (дававшем, как я потом где-то прочитал, первые уроки музыки маленькому Стасику Микояну), можно было узнать, следующее:

"Вокально-инструментальная группа п/у Стаса Намина стала известна широкому кругу любителей эстрадной музыки с осени 1973 года…

С тех пор и в составе и в творческом лице ансамбля произошли некоторые изменения. Если раньше в репертуаре коллектива преобладала лирическая тематика, то сейчас, наряду с шутливой песенкой о старом рояле и лирической "Приезжай скорей", звучат песни гражданского и патриотического содержания. Это и "Россия" К. Никольского, я "Радуйся солнцу" С. Намина, и "Красные маки" В. Семенова.

Серьезная концертная деятельность, рост профессионального мастерства, работа над стилем и репертуаром - все это способствовало тому, что коллектив пополнился не только новыми песнями, но и новыми музыкантами. В 1974 году в ансамбль влились А. Слизунов и К. Никольский, и с их приходом еще больше утвердились творческие принципы коллектива - мелодичность и тонкий лиризм, оригинальность аранжировок и неподдельная искренность исполнения.

В 1975-1976 годах вокально-инструментальная группа п/у Стаса Намина стала лауреатом горьковского фестиваля "Серебряные струны" и фестиваля молодежной песня в Таллинне. Сейчас ансамбль работает над созданием цикла песен, посвященных Всемирному фестивалю молодежи на Кубе".

Едва ли сам народный артист СССР, поставивший свою подпись под этой "биографической справкой", знал, кто такой, скажем, Константин Никольский (известность к нему пришла все-таки уже после "Цветов"). Но не это главное. Так или иначе, ансамблю удалось почти невозможное - записать пластинку с собственным репертуаром, а не с песнями членов Союза композиторов. (Позже, правда, вместе с другими ВИА он принял участие в записи авторского диска композитора Александра Двоскина. Я эту пластинку прослушал только один раз, больше не смог).

54-е лирическое отступление: Звёздочка моя ясная (часть 4). Прошло уже немало времени, и по счастью, мы с Саней попали служить в одну часть. В тот день в ожидании заступления в наряд я не находил себе места в пустой казарме, еще и еще раз перечитывая только что полученную новогоднюю открытку не очень оптимистичного и обнадеживающего содержания, вполне осознаваясь всю бесполезность этого занятия.

- Она вышла замуж. За монаха. - Передо мной стоял Саня с распечатанным конвертом в руках. Вид у него был, что называется, никакой.
- Как за монаха? - только и сумел выдавить я (кто такая "она", было ясно без слов).
- Ну не за монаха, за семинариста.
("Знаю, для тебя я не бог,
Крылья, говорят, не те...").

Не помню, кричали ли мы потом, ругались или просто молчали. Да это и не важно.

А на диске с песнями на стихи поэта Владимира Харитонова "Белые крылья", вышедшем в 78-м году, группа выступила в качестве аккомпанирующего состава для таких именитых и таких разных исполнителей, как София Ротару и Валерий Ободзинский, а также исполнила несколько собственных вещей (в "Рано прощаться" очень сочно звучала гитара). В следующем году появился миньон с песнями Стаса Намина на стихи всё того же В. Харитонова. На фото - опять другие люди, и звучание ансамбля снова претерпело существенные изменения. Скажем, в "Если нет тебя" было под завязку модных синтезаторных звуков.

Еще одна авторская пластинка В. Харитонова, "Фотографии любимых", также включала несколько интересных номеров в исполнении группы. Причем, очень разных по стилю. В "Стучат колеса" - такая "приджазованная" гитара. А "Летний вечер" - типичная рок-баллада. Песня уже выходила на миньоне, была очень популярна, ее часто крутили по радио, а в "Звуковой дорожке", хит-параде газеты "Московский комсомолец", она продержалась бог знает сколько недель. Всем была она хороша - и вокалом, и гитарой. Вот только чем-то напоминала суперхит "Отель "Калифорния". Ну, да только что нам их Калифорния!

54-е лирическое отступление: Звёздочка моя ясная (часть 5 и последняя). Через несколько дней, улучив момент, когда поблизости никого не оказалось, Саня опять подошел ко мне и просто сказал:

- Она ушла от монаха. Через два дня.
И опять не надо было объяснять, кто такая "она". И тогда я узнал, что бывают слезы не только от горя или светлой радости, но и от радости недоброй. Так злорадно, не сдерживая горьких слез, мы, наверное, больше никогда в жизни не смеялись.
("Песни у людей разные,
А моя - одна на века...").

Услышав впервые по радио новую песню О.Фельцмана "После дождя", я даже и не подумал, что это может быть группа Стаса Намина, - такого красивого многоголосия у них еще не было. Песня стала популярной, даже в "Музыкальном киоске" ее показали.

А как-то летом 80-го я получил письмо от Сергея, бывшего одноклассника, учившегося в военном училище, понимавшего все армейские дела и писавшего мне и в годы моей службы, и после. И не только "за жизнь", но и о музыке. Он написал: "Посмотри новый музыкальный фильм "Фантазии на темы любви". Там фигурирует группа Стаса Намина". (Случайно встретив много лет спустя Серого на улице - он тогда служил где-то далеко, за Уральским хребтом, и приехал в родной город в отпуск - я едва признал в матером мужике когда-то худенького стройного паренька. А уж в протянутой пятерне технаря-такиста ни в жисть не признал бы изящную некогда руку мальчика-пианиста). И я посмотрел этот фильм - легкую любовную историю из жизни спортсменов-фигуристов, которая, в принципе, была бы мне совсем неинтересна, если бы в ней не было группы и ее музыки. Музыки, которую для фильма написал Стас Намин. Песни "Время пик", "Скажи мне "да" существенно оживили сюжет. Некий критик тогда не поленился подсчитать, сколько раз повторяется в песне это самое "скажи мне "да" (где-то с полсотни), и вволю поиронизировал по этому поводу. Зато другой критик был в полном восторге от песни "Богатырская сила" классиков советского песенного жанра Александры Пахмутовой и Николая Добронравова. Называл аранжировку чуть ли панк-роковой и т.п. Впрочем, вещь была сделана не без юмора. Увидеть "Богатырскую силу" по телику можно было в "Песне года", причем в составе группы опять появился Александр Лосев. Зато остальные участники ансамбля куда-то вскорости пропали, но через некоторое время опять появились на эстраде, но уже в качестве группы "Круг", достаточно успешной и популярной.

Все перечисленные песни вошли в первый сольный "гигант" группы - "Гимн солнцу", записанный в 1980 году. Я так понимаю, что это была попытка создать некую песенную сюиту (все тогда увлекались крупными формами), поэтому были там большие инструментальные куски, к участию в записи подключался и весьма востребованный тогда ансамбль "Мелодия".

Информация на пластинке была следующая: "Группа (известная ранее под названием "Цветы") была создана в 1973 году Стасом Наминым - автором большинства песен, исполняемых этим коллективом. Уже в первых его программах ярко проявился своеобразный стиль - лирический рок, для которого характерны особая мелодичность, проникновенность исполнения, поэтичность текстов и современность аранжировок".

Но главное, что впервые были перечислены музыканты группы, принимавшие участие в записи:
Александр Слизунов - клавишные инструменты, вокал
Владимир Васильев - бас-гитара, вокал
Игорь Саруханов - гитара-соло, 12-струнная гитара, вокал
Александр Федоров - вокал
Валерий Живетьев - вокал
Михаил Файнзильберг - ударные инструменты.

Откуда мне тогда было знать, что Александр Федоров и Владимир Васильев - это те самые, из "Поющих гитар", - мало ли в России Васильевых и Федоровых!

Это был, наверное, один из лучших составов группы. И я его таки увидел в живом выступлении. Это была "сборная солянка" во Дворце спорта, но группа Стаса Намина была в ней главным компонентом. В единственной тогда киевской вечерней газете, которая так и называлась - "Вечерний Киев", было помещено небольшое интервью с музыкальным руководителем группы Александром Слизуновым. Корреспондент задал ему примерно такой вопрос: "Чем, на Ваш взгляд, объясняется такая популярность песни "Летний вечер"?". - "В первую очередь, проникновенным исполнением Владимира Васильева". Цитирую, конечно, по памяти, но думаю, близко к первоисточнику, а запомнил я эту статейку потому, что публикации на темы молодежной музыки, тем более, не ругательные, случались тогда нечасто, а такие, где бы упоминались имена музыкантов, и вовсе были редкостью.

Итак, на концерте были те же музыканты, что записывали "Гимн Солнцу", вот только солист-вокалист был один, скорее всего, Валерий Живетьев. Кроме него, сольные номера были у Владимира Васильева, одну или две песни исполнил барабанщик Михаил Файнзильберг. Игорь Саруханов, впоследствии сделавший вполне успешную карьеру композитора и певца, собственного номера в той программе, по-моему, не имел и пел только в составе группы. Но звук его гитары и манера игры мне тогда запомнились.

Песни были в основном знакомые, но ничего с первых пластинок, по-моему, не прозвучало, по крайней мере, целиком. А под занавес, для "завода", было исполнено попурри из известных англоязычных песен, подготовленное, как сообщил кто-то из ансамбля, для культурной программы Олимпиады-80 в Москве. Свет на сцене притушили, гитаристы, присев, распластали руки на манер самолетных крыльев, и под свист, имитирующий звук шасси, группа врубила - конечно же - "Back in USSR"…

А Александра Лосева, но в окружении уже совсем других, неизвестных мне музыкантов, я увидел летом 1981 года на концерте, проходившем в львовском цирке (мы с группой тогда проходили производственную практику на одном из львовских "ящиков", и попутно посещали все более менее значительные культурные мероприятия в городе, - студенческий бюджет в те времена это позволял). На сей раз афиши гласили: "Группа Стаса Намина "Цветы". В первом отделении выступала неплохая, однако доселе неизвестная нам инструментальная джаз-роковая команда "Слайды", но пришли мы, конечно, не ради нее. В последствии "Цветам" неоднократно приходилось выступать на арене цирка, принимая участие в телепрограммах Игоря Кио, а тогда это было живое выступление (во Львове с концертными площадками было туго, вот концерты и проводили в цирке).

И вот на арену с полукругом расставленной аппаратурой выходит клавишник в комбинезоне и с шикарными бакенбардами (они нам так понравились, что кое-кто потом попытался завести себе такие же). В несколько замедленном темпе, но более ритмично начинает играть регтайм "The Entertiner" С. Джоплина. Жестами просит зал поддержать ритм хлопками, и под этот совместный аккомпанемент появляются остальные музыканты - басист, гитарист и ударник. Последним выходит Александр Лосев - его долговязую, немного нескладную фигуру невозможно не узнать. Все те же длинные прямые волосы, футболка с короткими рукавами… Звучат старые и новые песни из репертуара "Цветов" - и те, что были записаны на пластинках его голосом, и более поздние. Лосев ни на чем не играет, только поет. Очень быстро находит контакт с залом, буквально одной-двумя простыми фразами между номерами. Представляя какую-то вещь на английском языке, он, шутя, сообщил: "Когда мы были в Англии, то быстренько выучили английский язык и записали эту песню". В конце выступления, когда ему на арену стали выносить цветы, Александр подошел к весьма пожилой паре, сидевшей перед самой ареной в первом ряду, и со словами: "Спасибо, что вы были весь вечер с нами и стойко вынесли все это" с поклоном вручил один букет даме. Это выглядело спонтанно и оттого очень трогательно. Зал, конечно, очень одобрительно отреагировал на этот жест.

Правда, статус этих гастролей в моих глазах несколько упал, когда через день я встретил гитариста группы возле гостиницы "Интурист" в той самой джинсовой "двойке", в которой он был на концерте. Все-таки в те времена солидные ВИА всегда возили с собой для выступлений концертные костюмы.

Диск "Сюрприз для мсье Леграна", вышедший в 1983 году, содержал интерпретации известных песен Мишеля Леграна. Возможно, для кого-то эта пластинка действительно стала открытием. Однако, даже опасаясь прослыть ретроградом и вызвать неудовольствие как поклонников творчества французского маэстро, так и поклонников группы, признаюсь, что единственная версия "Шербурских зонтиков", которую я могу слушать, причем бесконечное число раз, - это обработка Валерия Приказчикова, записанная квартетом "Электрон" году еще в конце 60-х. И вот так как-то получилось, что после "Сюрприза" я больше пластинок группы Стаса Намина не покупал. А из того, что приходилось слышать, больше всего нравилась "Юрмала".

Потом была какая-то масштабная акция группы с участием американского детского хора, и в ее телеверсии я обратил внимание на нового солиста. Через какое-то время я узнал его среди участников конкурса в той самой Юрмале. Звали певца Александр Малинин.

Не знаю, как там было на самом деле, но в моем представлении "лебединой песней" группы стала песня С. Намина "Мы желаем счастья вам". Не то, чтоб она мне очень пришлась по душе, но песня была, несомненно, удачная, и долго еще редкая поздравительная радиопередача обходилась без нее. Да и сегодня она нет-нет, да и прозвучит.

Coda. Это, естественно, далеко не полная история группы из числа тех немногих, коих принято называть культовыми, а лишь некоторые эпизоды моего собственного знакомства с ее творчеством и связанных с ее песнями личных воспоминаний. Да и, строго говоря, это была не одна группа, а несколько совсем разных коллективов, с разными музыкальными пристрастиями и багажом, объединяемых названием, отчасти - общим направлением, и, конечно, именем бессменного лидера. И история эта, как оказалось, продолжается и сегодня. Правда, о ней я имею представление весьма слабое.

…А Александр Лосев, собиравшийся пару лет назад приехать к нам для участия в большой ретро-программе, так и не приехал. И уже не приедет никогда.


 

С наилучшими пожеланиями - V.V.,

Рядовой Армии Меломанов

опубликовано 0.03.2006

Фрагмент №1: Пролог

Фрагмент №2 - ВИА "Поющие гитары"

Фрагмент №3 - ВИА "Голубые гитары"

Фрагмент №4 - ВИА "Веселые ребята"

Фрагмент №5 - ВИА "Норок " и ВИА "Контемпоранул"

Фрагмент №6 - ВИА "Песняры"

Фрагмент №7- ВИА "Skaldowie"

Фрагмент №8 ВИА "Самоцветы"

Фрагмент №9 ВИА "No To Co"

Фрагмент №10 ВИА "Добры молодцы"

Фрагмент №11 ВИА "Смеричка"

Фрагмент №12 ВИА "Экспресс"

 

 

 

Hosted by uCoz