| ВИА 60-70-80х 
 Публикации 
 Вопросы | 
 
 
 | 
 Эпоха ВИА - плюсы и минусы. 
 
 Давно уже минуло время славной эпохи ВИА, которая господствовала на советской 
        эстраде без малого 20 лет - от легендарных "Поющих гитар" середины 
        60-х до конвульсивно-умиравших "Пламени" и "Самоцветов" 
        начала 80-х. За этот немалый срок появилось на свет великое множество 
        коллективов. Почти в каждой школе, в каждом институте был свой вокально-инструментальный 
        ансамбль. Большинство из них кануло в небытие так и не выйдя за пределы 
        родных стен, старательно разучивая западные стандарты того времени. Некоторые 
        ВИА промелькнули на песенном небосклоне двумя-тремя песнями и также были 
        быстро забыты, как например ВИА "От сердца к сердцу", "Орфей"... 
        И лишь немногие сумели обрести всесоюзную известность благодаря то ли 
        своему внутреннему таланту, то ли расторопности именитых художественных 
        руководителей, имевших связи в Министерстве культуры и прочих власти предержащих 
        заведениях того времени. Давно уже пора подвести черту и попытаться определить сильные и слабые 
        стороны ушедшей ВИА-эпохи. На стыке веков - 20-го и 21-го был временный 
        всплеск интереса к культуре ВИА, длившийся 2-3 года. НО этот всплеск обусловлен 
        скорее виражом ее величества моды, чем какими-либо культурно-эстетическими 
        изменениями в обществе. Разные современные (в большинстве своем фанерно-бездарные) 
        группы быстренько повключали в свои репертуарчики известные старые песни, 
        стремясь показать свою "модность". Быть может для молодых, которые 
        никогда не слышали эти песни в оригинале, такое исполнение и не показалось 
        страшным, а даже наоборот - "крутым", то для людей, слышавших 
        эти вещи в оригинале, такая "новомодность" вызывала только отвращение 
        и стремление как-бы назло отыскать в своих фонотеках оригинал и снова 
        насладиться подлинником, а не копией. Итак, попытаемся определить - чем 
        же ушедшая ВИА-эпоха запомнилась людям - ведь еще очень многие помнят 
        те песни несмотря на идущие годы. Начнем со слабых сторон. Первое - это наличие жесткой цензуры. Конечно же это не вина коллективов - они всего лишь были заложниками своего времени, но цензура безусловно наложила свой уродливый отпечаток прежде всего на тематику текстов, которая ограничивалась совсем малым набором : песня о Родине, песня о любви, песни о разного рода стройках века, о тайге, о геологах.. Конечно же в этом нет ничего плохого, но поэты, писавшие такие тексты очень боялись выйти за жесткие рамки, и от этого из под их пера появлялись совсем уж агитки-примитивы, которые не будоражили ни ум, ни чувства. Вообще тескты ВИА - их явно слабая сторона. В них не было ни попыток философских изысков, но углубленного освоения какой-либо затронутой темы - царила поверхностность, хотя многие тексты были сложены профессионально и складно, что отнюдь не давило на уши и воспринималось просто. Второй слабой стороной я бы назвал "сторонность авторов". Поясню. 
        Нетрудно заметить, что подавляющее большинство песен ВИА - как слова так 
        и музыка - писАлись поэтами и композиторами, не имеющими никакого отношения 
        к данному на тот момент коллективу. Авторы могли свободно отдать свои 
        творения сразу нескольким ВИА. "Сторонность" рождения песни 
        делало её исполнение "кем попало" как-бы не совсем искренней. 
        Ведь согласитесь - песня рожденная внутри коллектива, живет духом этого 
        коллектива, и коллектив в свою очередь живет такими песнями - получается, 
        ну что ли, больше жизни. На мой взгляд, этой слабой стороны к счастью 
        лишены "Песняры", где песни писАлись строго под конкретного 
        исполнителя, и этот факт безусловно, сыграл свою роль в огромной популярности 
        этого коллектива. Третья слабая сторона - это относится преимущественно 
        к первым нашим ВИА - это слишком уж плотное копирование западной мелодики. 
        Наверное все ранние ВИА включали в свои репертуары песни на английском 
        языке, и было совершенно непонятно - для кого они исполняли такие песни 
        ?! Но избежать этой слабой стороны было невозможно - наша ВИА-культура 
        была уже вторичной и шла по уже проторенному западом пути. Более поздние 
        ВИА - такие как "Лейся песня", "Синяя птица" - избежали 
        таких штампов, что с одной стороны сделало их творчество беднее со стороны 
        мелодики, и богаче со стороны народности. Теперь обратимся к сильным сторонам нашей ВИА-эпохи. Их на удивление немного - я насчитал всего две. Но эти две стороны на мой взгляд сильньо перевешивают все стороны слабые. 
 Второе - это профессионализм. Сейчас к примеру, на сцену не лезет разве 
        что ленивый и тот, у кого нет "волосатой лапы" в шоу-бизнесе. 
        Сейчас "поют" все - от Кристины Орбакайты до Владика Сташневского..ой 
        простите - Сташевского, чей шепот тоже почему-то воспринимается за пение 
        !!! Раньше же, чтобы попасть в мало-мальски известный ВИА нужено было 
        иметь за плечами хоть какое-то музыкальное образование. Такое положение 
        вещей обуславливало преимущественно чистое, прекрасное исполнение и "ненапряг" 
        выступать вживую. Принимая во внимание эти ДВА больших ПЛЮСА, можно многое простить ВИА. Эти два плюса затмевают собой вышеизложенные минусы и позволяют говорить о той эпохе - как о значимом событии в культурной жизни страны того времени. Возьми пластинку старую на полке, Послушай вновь нетленные творенья, Сейчас уж век другой - цинично-упрощенный, 
 
 с уважением, 25.03.2002 год 
 |