ВИА 60-70-80х

 

Главная

Новости

Публикации

(начало)

 

Программы

Ссылки

Конференция

Гостевая книга

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Начало истории о том, как Государственный ансамбль "Песняры" получил по шапке.

 

Все мы, наверно, видели мультфильм про Винни Пуха, когда он полетел на воздушном шарике к пчёлам - мёду захотел. А как понял, что полакомиться мёдом не удастся, сразу закричал вниз Пятачку: "Это неправильные пчёлы! Совсем неправильные! Они, наверно, делают неправильный мёд! Я спускаюсь!" Но было поздно: он уже наверху, и, чтобы спуститься, нужно было ещё Пятачку бегать за ружьём и стрелять.

Точно также случилось и со мной. Разница лишь в том, что мне не мёду захотелось, а песен ансамбля "Песняры". Но какие именно "Песняры"? Ансамблей, поющих песни "Косил Ясь конюшину", "Беловежская пуща", "Вологда", "Белоруссия" и многие другие, таких коллективов на сегодняшний день 3: "Белорусские песняры" - участники ансамбля "Песняры", которые в роковые 90-е ушли от своего в какой-то степени бога Владимира Мулявина. Второй коллектив - ансамбль "Песняры", В народе их называли "Песняры Мулявина". В его состав входили музыканты, которых набрал Владимир Мулявин после ухода "Белорусских". Некоторые из них (а именно Павел Заяц, Олег Устинович, Сергей Медведев) работали в "Молодёжной студии Песняров" с 1995 года, (такая процедура набора музыкантов была ещё с 1986-го года), а после раскола они влились в основной состав. Позже к ним присоединился новый вокалист Валерий Скорожёнок. А потом из США приехал Леонид Борткевич.

До сентября прошлого года было 2 коллектива с разными названиями, никакой путаницы не было. 26 января прошлого года ушёл от нас Владимир Мулявин, но его ансамбль со статусом государственного сказал, что художественного руководителя назначать они не будут, поскольку Мулявин - единственный руководитель, вечно живой.
Со стороны властей Белоруссии было много всяких действий. Кончилось это тем, что уволился почти весь состав ансамбля. Музыканты переехали в Москву и зарегистрировали товарный знак "Песняры". Возглавил их Леонид Борткевич, также присоединился первый ударник ансамбля, патриарх и эксперт Александр Демешко (кстати, единственный заслуженный артист СССР среди барабанщиков), а также первый (на мой взгляд, лучший) исполнитель шлягера "Вологда", обладатель неповторимого голоса Анатолий Кашепаров, который пока проживает в США, но сотрудничает с ансамблем и присоединяется на американских гастролях. Теперь никто, кроме них, не имеет права на это название.

Остались в Белоруссии только 2 человека - Валерий Скорожёнок и Вячеслав Шарапов. Им власти Белоруссии "повелели" набрать состав для Государственного ансамбля "Песняры" имени Владимира Георгиевича Мулявина (ух, какое громкое название!), директор - Валерий Скорожёнок, а художественный руководитель, соответственно, Вячеслав Шарапов. Им досталось хорошее наследство: песни, известная двухгрифная гитара Владимира Мулявина и название "имени Владимира Мулявина". Ну, набрали, казалось бы, и всё хорошо. Но получилось 3 коллектива - "Белорусские песняры", "Песняры" и "Песняры". Попробуй разберись тут! Ну, с "Белорусскими" всё ясно, а эти 2 другие? Вот вопрос…

Тут мне помог всё выяснить человек, большой исследователь "Песняров", тут он в особом представлении не нуждается - это Дмитрий Терёхин из Дзержинска. Я специально выяснил через него, кто же будет.

По Нижнему висели афиши на автобусных остановках, на заборах, ещё где-то, на афишах было написано "19 февраля, 19-00, к/з "Юпитер", концерт памяти Владимира Мулявина "Молодость моя", ВИА "Песняры". Билеты в кассе и т. п… Какие "Песняры" - неясно. И только в кассе висела афиша с фотографией - Леонид Борткевич сотоварищи.

В Интернете есть несколько сайтов о "Песнярах". Дольше всех существует сайт Марии Ослиной, кое-что для него сделал Дмитрий Терёхин, всё это несмотря ни на какие расстояния (Мария - из Екатеринбурга, Дмитрий - из Дзержинска). А когда "Борткевич сотоварищи" стали официальными "Песнярами", у них появился свой официальный сайт. Получились 2 сайта - официальный и неофициальный. И Мария решила, что надо сливать два сайта в один. Она нашла Леонида Борткевича, теперь происходит слияние сайтов (пока что, медленно всё это происходит). Хочу ещё раз заметить, что вся инициатива исходила от Марии (а то злые языки опять скажут, что Борткевич купил у неё сайт). У Дмитрия, помощника Марии, созрел план. Мы ожидали, согласно афишам, концерты 19-го в Нижнем, 20-го в Дзержинске, но, поскольку я знал, что не смогу приехать в Дзержинск, планы строились на концерт в Нижнем. Дмитрий позвонил мне, сказал, чтобы я готовил видеокамеру, отснимем интервью с музыкантами, выложим в Интернет. Особенность этого интервью хотя бы в том, что это - от официального сайта и для официального сайта. И вопросы будем задавать не такие, как все журналисты (поклонники ансамбля всё это уже давно знают), а именно такие, специфические, и в то же время интересные поклонникам "Песняров". Осталось только договориться с другим Дмитрием - администратором "Песняров", это стал делать Дмитрий Терёхин. Я подготовил камеру, сестра купила мне билет. Всё готово. Завтра концерт. И тут началось…

Вечером звоню Дмитрию: "Идём!" Он ответил, что всё - к чёртовой матери, приедут "Песняры" Скорожёнка - госансамбль. Выяснилось это, когда за день до концерта Дмитрий из Дзержинска говорил с Дмитрием из Москвы, и администратор сказал, что 20-го "Песняры" будут в Зеленограде!..

Тут я понял, что я мог это узнать ещё намного раньше. Дело в том, что я в Москве контактирую с одним человеком, Михаил его звать, у него свой ансамбль, (куда я когда-то хотел устраиваться басистом, но, разрываясь между Дубной, Москвой и Нижним Новгородом, ничего не вышло), и этот ансамбль тоже вошёл в контакт с "Песнярами". И когда я был в конце января на студии у этого Михаила, ему позвонил администратор Дмитрий и сказал, чтобы Михаил с ансамблем сделал "Вологду", 20-го февраля у "Песняров" концерт, где они хотят показать и ансамбль Михаила. И я тут вспомнил и сказал: "Михаил, так ведь 20-го "Песняры" будут в Дзержинске". Он не стал звонить Дмитрию, но подумал, что если надо будет в Дзержинск, поедем. Про это дело Михаил как-то быстро забыл, все силы были брошены на "Вологду"…

Вот, всё себя ругаю, что не выяснил... Ведь всё могли бы мы узнать ещё тогда, за 3 недели до концерта. А что делать теперь? 18-го февраля в 23 часа? Вот я и попал в ситуацию вышеупомянутого Винни Пуха. Что делать? Можно было бы тоже кричать, что: "Это неправильные "Песняры"! Совсем неправильные. Они, наверно, делают неправильные концерты!". Я не стал брать видеокамеру, просто взял бинокль, фотоаппарат (любимая "Смена" у меня сломалась, взял мыльницу, снимки получились некачественные), билет и т. п.. Вообще, день у меня был напряжённый, много куда забегал, у бабушки своей был, к товарищу на работу забегал.

И вот я иду от самого центра Нижнего по Варварке вниз. Подхожу к "Юпитеру" и вижу: стоит кто-то и по мобильному телефону разговаривает. По голосу я заподозрил, что это Александр Терёхин, брат Дмитрия. И тут сбоку: "О, Фёдор!" Это был их музыкальный одногруппник Никита Миронов. С ним ещё был его студенческий одногруппник Валерий Десятников. Мы его звали Валерий Евгеньевич. Он тоже пошёл на концерт. Я спросил, куда это они направились. Они сказали, что в ларёк. А Дмитрий там с телевидением разбирается с концертом. Я забежал в вестибюль "Юпитера" и вижу: стоит Дмитрий, рядом - 2 телевизионщика с канала "Сети НН", берут интервью у какого-то зрителя. Дмитрий объяснил мне, что позвонил на ТВ, чтобы они приехали разобраться с этим безобразием, что госансамбль прикрылся не только названием, но и афишей. Однако, увидев телевидение, афишу заменили, где на фото был уже молодой госансамбль. Тут попросили подойти организатора концерта, это оказалась женщина лет 30-35, мы сначала подумали, что это дочь Мулявина, но это оказалось не так. Тут она проявила своё актёрское мастерство: стала закрывать рукой объектив камеры со словами: "Вы не имеете права! Вы не наши информационные спонсоры!". Мы с Дмитрием отошли в сторону. Тут к нам подошли телевизионщики и сказали, что эта организаторша им сказала, что директор телеканала - её друг, она ему позвонит, и ничего в эфире не покажут. Ещё они сказали, что их точно в зал не пустят, хорошо бы снял кто-то хоть фрагмент концерта на видео, чтобы это было как компромат, окончательно доказывающий, что это не те "Песняры". Но я камеру дома оставил, и Слава Богу. ("От этих пчёл всего можно ждать" - из того же мультфильма). Телевизионщики ушли, вернулись Никита, Александр и Валерий, мы пошли в зал. У них у всех были билеты на самый последний ряд (вроде бы, по 150 или 180 рублей), у меня же был ряд 7, место 5 (на "Добрых молодцах" был ряд 7, место 7). У меня не было выбора - меня в Нижнем не было, пока сестра смогла купить билет, остались только по 500 рублей. Ещё один мой товарищ, тоже Дмитрий хотел пойти, но он уезжал из Нижнего, а, как приехал, остались билеты только на первый ряд. Дмитрий Терёхин дал мне свой фотоаппарат, поскольку место и ряд у меня близко к сцене. На местах лежали рекламные листовки какой-то турфирмы, предъявителю - скидка.

На сцене на переднем плане стояла та самая двухгрифная гитара. По краям стояли клавиши на стойках, посредине стояли гитары, сзади - живые барабаны. Без всякого конферанса на сцену вышли молодые музыканты. Из "старых" вышли Валерий Скорожёнок - вокалист и клавишник Вячеслав Шарапов, вставший за клавиши с левого (если смотреть со сцены) края. Не помню, поздоровались ли, началась песня "Белая Русь моя". Потом Вячеслав Шарапов поздоровался. Сказал, что концерт посвящён памяти ушедшего год назад художественного руководителя ансамбля Владимира Георгиевича Мулявина, много песен которого прозвучало потом в концерте, он часто это упоминал. Вообще, "вёл" концерт он. Почему в кавычках - просто он говорил 2-3 слова перед каждой песней и всё. Видимо, они уже узнали, что их "раскололи", поэтому никакого живого контакта с аудиторией не было и, естественно, никаких записок, на которые на этой сцене отвечали "Добры молодцы" и "Синяя птица" и которые в Кремлёвском зале читал Александр Лосев. Дальше началась песня "Косил Ясь". Пели все. Потом была "Александрина". Её исполнил молодой солист Пётр Елфимов. К сожалению, позор на мою седую голову, мне часто трудно распознать - фанера это, либо живьём. Как потом сказал мне Дмитрий, концерт был наполовину под фанеру, наполовину под минус. Но я во всех песнях слышал, поскольку близко к сцене был, что они сами всё пели, даже если фанера была. Голос Елфимова я слышал наполовину из динамика, наполовину живьём. После аплодисментов зазвучала песня, не помню, как она в оригинале звучит по-белорусски, но по-русски это "Добрый вечер, девчонка". Пел ударник Сергей Шкурдзе. Это я впервые увидел, что сольно поёт ударник. Дальше были "Драники", солировал Валерий Скорожёнок. Затем упомянули о том, что "с нами (!) очень много работал Игорь Лученок". Прозвучала "Олеся", солировал акустический гитарист Олег Железняков. Спел довольно похоже на оригинал, но слышно, что он ещё не распет годами, потом распоётся. Потом то ли Шарапов, то ли Скорожёнок спросили: "Какой нас ожидает ближайший праздник?" В зале начались догадки: "23 февраля, 8 марта"… "День фанерщика!" - крикнул с заднего ряда Дмитрий Терёхин. Я не расслышал, но, видимо, расслышал не только зал, но и музыканты, поскольку все смеялись. И тут я крикнул синхронно ещё с кем-то: "Может, Масленица?". "Правильно", - ответил Скорожёнок - "совсем новая песня - "Масленица"". Пел, вроде бы, он сам. Но то, что я слышал от него и то, что было из колонок - были расхождения, скорее всего, это была полная фанера, но Скорожёнок ещё и сам пел. Видимо, не зря Дмитрий поздравил их с "праздником". После песни Шарапов спросил: "Не надоели вам ещё песни сплошь на белорусском языке? Наверно, в зале есть белорусы?" Оказалось, что есть. Действительно, все песни были только на белорусском языке. Это меня, конечно, чуть-чуть утомило, но ещё больше меня утомило то, что слишком громко "зашкалены" в колонках и выделялись ударные и бас, перекрывая всё. Тут я вспомнил слова основателя "Ласкового мая" Сергея Кузнецова, который сказал, что одна из причин, по которой музыканты у нас в стране выступают под фанеру - отсутствие качественной аппаратуры. Но тут была очень качественная и дорогая аппаратура. Это была шикарная аппаратура, целая серия комбиков для баса и для гитары. Что ж такое? Как сказал Дмитрий, просто такой звук был из-за специфики фанеры - они к фанере подмиксовали живые местами барабаны, а баланс выстроить не смогли. Дальше спели песню на русском языке из какого-то кинофильма (забыл какого) "Ты - моя надежда". Далее была новая песня "Литвинка", солировал Пётр Елфимов. Потом была песня "Лютка" (или "Людка", она была на белорусском языке, и я мало что понял). Напомнили, что скоро 8-е марта и спели песню "Наши любимые", солировал Пётр Елфимов. Затем была новая песня "Хмель молодой", солировал Олег Железняков. Потом была песня 70-х годов, написанная Владимиром Георгиевичем Мулявиным на стихи Сергея Крылова "Будочник", солировал Валерий Скорожёнок. Мне эта песня, надо сказать, понравилась, заметно выделяется. Затем был "Берёзовый сок" с солистом Петром Елфимовым. Следующей была опять новая песня "Гана" (или "Ганна"), солировал Валерий Скорожёнок.

Далее, видимо, кончились новые и другие песни, и начались самые известные. Зазвучала "Вологда". Это была полная фанера, солировал Вячеслав Шарапов, поэтому было слышно два голоса. В конце песни, где нужно идти вверх "В доме, где резной палисад", Скорожёнок поставил бубен над головой Шарапова, тут из-за кулис Елфимов достал другой, более большой бубен, и тоже поставил над головой Шарапова, будто бы это нимб. Нимб нимбом, но святые под фанеру никогда не поют! Затем была "Беловежская пуща". Это было, мягко говоря, некачественно. Скорожёнок солировал под фанеру и вживую одновременно, он уже "спелся" к этой песне, да и барабаны с басом так доминировали над всем остальным, что Пётр Елфимов оглох. Есть у вокалистов такой приём, когда они себя не слышат, то закрывают одно ухо, Елфимов так и сделал. Кончился этот ужас, дальше пели "Дорогой длинною". Первый куплет пел Олег Железняков, второй - Пётр Елфимов, затем Вячеслав Шарапов и басист Андрей Щитковец. Было видно, что концерт уже подходит к концу, и особенно заметной в этой песне была фраза "Да, выходит, пели мы задаром". Очень даже задаром, особенно если учесть все эти разборки с товарным знаком "Песняры". И вот, наконец, спели неофициальный гимн ансамбля и государства - "Белоруссия". Солировал Пётр Елфимов. После, во время бурных аплодисментов (всё-таки гимн) ему дарили цветы, и кто-то подарил жёлтого слонёнка. Представили всех музыкантов. Состав оказался такой:

Валерий Скорожёнок - вокал, бубен, директор,
Вячеслав Шарапов - вокал, клавишные, музыкальный руководитель,
Пётр Елфимов - вокал,
Олег Железняков - вокал, акустическая гитара,
Александр Комлюк - электрогитара, вокал,
Андрей Щитковец - вокал, бас-гитара,
Роман Козырев - клавишные, вокал,
Сергей Шкурдзе - вокал, ударные.

Говорят, при наборе музыкантов была жёсткая конкуренция. Видимо, это касалось не только мастерства, но и внешнего вида. Пётр Елфимов - зеленоглазый блондин, по которому бы лет …дцать назад сошли бы с ума все девушки (сейчас им подавай богатых и крутых), он немного был похож на Пашу Соколова из группы "На-На". Олег Железняков отпустил себе усы в мулявинском стиле. А Андрей Щитковец был с длинными тёмными кудрявыми волосами, да ещё и басист. Налицо сравнение с Александром Катиковым - басистом "Белорусских песняров", правда, Катиков намного старше, и волосы длиннее. Тут уж очень прозрачные сходства. И как позже сказал мне Дмитрий Терёхин, Пётр Елфимов участвовал в КВНе, а кто такой Александр Комлюк - неизвестно. Мало того, что он не показал никакого мастерства (играл и соло, и ритм, внизу примочка стояла, он ничего не переключал), да ещё и откуда он? Ведь совсем недавно Скорожёнок говорил, что его гитарист - Ивановский, отличный гитарист, может такое сыграть! Но, видимо, этот Ивановский понял, что нечего ему делать в этом ансамбле и ушёл. Куда - пока неизвестно.

Музыканты откланялись, сказали: "До свидания!" и сказали, что хотят пожелать нам, чтобы все были здоровы. И спели песню "Будьте здоровы". Ту самую, которую пели Леонид и Эдит Утёсовы - "Будьте здоровы, живите богато". Ансамбль пел её на белорусском языке. Поклонились и убежали за кулисы.

Всё. Никаких автографов, вопросов, ничего. Скорее всего, чтобы не было неприятностей, поскольку уже многие догадались, что это вовсе не то, чего ждали. Музыканты уложились в одно двухчасовое отделение. Уходя, я прошёл мимо сцены и сфотографировал эту двухгрифную гитару, на которой лежали цветы. В это время сзади были три мужика лет по 60, от которых я слышал примерно такое: "Половина незнакомых песен. Одно отделение. И где Борткевич?" Я вышел из зала.

Пока я не поговорил с ребятами с последнего ряда, я вывел своё мнение насчёт концерта. Общее впечатление… Ну, каким оно может быть, когда ждали одно, а получили другое? И почему была часто фанера? Ведь в Белоруссии сольные выступления под фанеру запрещены - это закон государства. Может, они тут "отрываются"? А, может, вообще не было фанеры? Ведь пели всё сами, я слышал без колонок. Но аппаратура, конечно, некачественная. И я сделал такой вывод, мнение о концерте: Если бы не нераспетые ещё временем ребята, поющие такой знакомый и "распетый" репертуар, если бы часто не упоминали Владимира Георгиевича, будто бы они с ним работали (хотя, упоминал Шарапов, который работал, но и то только всего лишь месяц, сам Мулявин его уволил), если бы не плохая аппаратура, и, тем более, не билеты по 500 рублей, я остался бы доволен. Что им мешало, повесив свои афиши с фотографиями, так прямо и заявить, что мы назначены властями Белоруссии, мы попытаемся спеть, как пели "Песняры" того времени, настоящие "Песняры". Но в то же время мы молодые, поэтому будет много новых песен. И сыграть концерт полностью живьём, с хорошей аппаратурой. Ведь петь-то они сами могут. И, честно говоря, очень хотелось бы, чтобы билеты были дешевле. Всё можно! Но… Во-первых, это государственный ансамбль - что батька скажет - то и сделают, иначе уволят. Во-вторых, такого никому не надо. Есть имя - "Песняры", ансамбль с Мировой популярностью. Да в Нижнем и не нужна мировая. Они приезжали в начале 70-х в Горький, выступали в Кремлёвском зале. Моя мама ходила на концерт. И не нужно особого ума, чтобы привезти ансамбль в город, заведомо зная, что клюнут на название, и "пипл всё схавает". Вот чего им надо! Они так и сделали, да не предусмотрели, что рядом, в Дзержинске живёт такой активист, что ещё неизвестно, кто кому концерт устроил, и в каком смысле.

Пока я всё это обдумывал, у меня зазвонил мобильный телефон, звонил снизу Александр, сказал, чтобы я быстрее спускался, поскольку они спешат на электричку. Я спустился - они уже стоят одетые. Я говорю: "Ну что, Дмитрий, это неправильные "Песняры". Совсем неправильные. Неправильный концерт сделали, или правильный?". Он сказал, что концерт наполовину был под фанеру, наполовину - минусовки. Скорожёнок всё пел под фанеру. Дмитрий сказал мне, что когда он выходил из зала, его поймали телевизионщики РТР и взяли небольшое интервью, Дмитрий показал в камеру патент. Тут уже ребята поняли, что на эту электричку не успевают. Я внизу встретил одного мужика, звали его Валентин, с которым я фотографировался с Сергеем Новиковым из "Добрых молодцев". Мы узнали друг друга, вспомнили о чуде, когда приезжала "Синяя птица" и о том, на что мы сегодня напоролись. Мы вышли из здания, телевизионщики РТР уже уехали, Валентин пошёл в одну сторону, а мы, 5 человек, критикуя этот концерт, пошли на конечную остановку трамвая "Чёрный пруд". Как когда-то этот пруд закопали, теперь там скверик, такое ощущение, что ансамбль "Песняры" тоже "закопали", оставив то, что мы сегодня увидели. Морозу было градусов 20, а трамвая всё не было. Помёрзнув, мы пошли по Алексеевской к остановке маршрутки. На площади Минина мы сели на маршрутку, приехали почти к вокзалу, на площадь Ленина и там ожидали электричку. Дмитрий сказал, что, скорее всего, его тёзка, администратор "Песняров" это дело так не оставит. Он подаст в суд. Много говорили об этом. Во всяком случае, если организаторы думали, что музыканты приедут, "срубят денег", этого не получилось. Слава Богу. Может быть, прекратится, наконец, это безобразие? В это время Александру позвонил отец и сказал, что по "Сетям НН" показали репортаж о "Песнярах", который отсняли в вестибюле. "Всё, мы им покажем!" - подумали мы.

На следующий день по РТР тоже был сюжет с участием Дмитрия, где он патент показывал, но поскольку местное РТР дружит с Еленой (организатором концерта, вот чей директор - её друг!), какой они сделали репортаж! Они сказали, что народу очень понравилось, хоть права и у Борткевича. А сейчас мы пришли на вокзал, Никита, Александр и Дмитрий сели в электричку. Уехали согласно расписанию, в 22-50. Я пошёл в метро, Валерий меня проводил до турникетов, потому что после событий в Москве даже здесь метро было полно милиционеров, а отсутствие нижегородской прописки могло послужить поводом для… Я предлагал Валерию тоже поехать на метро, хотя ему и на другую ветку, потом чуть-чуть на трамвае доехать. Но он отказался, потому что трамваи вечером плохо ходят. К тому же, на маршрутке дешевле. Мы ещё покритиковали концерт и попрощались, он ушёл, я пошёл на платформу.

Я ехал в вагоне, народу было мало. Ехал всего 4 станции, а казалось, что намного больше. Столько я всего надумал… Как так можно, воровать деньги на народной любви? Да ещё этим и портить мнение о таком ансамбле, как "Песняры". Что будет, когда приедет Борткевич сотоварищи? Кто придёт на концерт? Хотя, как сказал в своём стихотворении Андрей Дементьев: "Знаток не может быть обманут!"

Фёдор Стрелков
помогал Дмитрий Терёхин.
06.03.2004.

 

P.S. 1 марта, в понедельник, в Нижний приехала дирекция ансамбля "Песняры": Дмитрий Кирьянов - арт-директор, Николай Бабичев - генеральный директор. Они написали заявление в прокуратуре и в милиции. Братья Терёхины сейчас находятся в Зеленограде, куда их занесла эта разборка с концертом в Нижнем. Значит, процесс пошёл, поэтому история о том, как Государственный ансамбль "Песняры" получил по шапке, не кончается. Продолжение следует…

 

 

 

опубликовано 20.04.2004

 

 

 

Hosted by uCoz