ВИА 60-70-80х

 

Главная

Новости

Публикации

(начало)

 

Программы

Ссылки

Конференция

Гостевая книга

 

Концерт песен "Синей птицы" в Дубне. Как всё было.

 

Во второй половине мая 2002 года в Дубне появились афиши ансамбля со странным, но отчасти знакомым названием - "Из песенной коллекции ансамбля "Синяя птица"". "Синяя птица" написали большими буквами. Я, конечно, счастью своему не поверил - на концерты и в Москве не удаётся попасть. Но не мне об этом говорить, т. к. сам я не из Москвы. На концерты не ходил в основном, по причине отсутствия времени, к тому же, всё это стоит немалых денег, каких у меня (а я тогда дворником работал) не всегда много было. И тут - сенсация! Как сейчас говорят - прорыв! "Синяя птица" в Дубне!

Купил заранее билет за 80 рублей, и 29 мая поехал на концерт. Подойдя к ДК "Октябрь", где, кстати, была репетиционная база ВИА "Жар-птица", известного теперь по дискам из серии "Хиты с катушек", я не обнаружил какого-либо скопления людей, только лишь отдельные люди. Я подумал: "Неужели популярность "Синей птицы" настолько мала, что людей нет?". Но постепенно публика стала приходить. В основном, женщины 45-50 лет, в силу своего возраста "баба ягодка опять" накрашенные как современные девушки-тинэйджеры, которыми так изобилует Дубна, "интеллигентный" город. Я начал опасаться, что не только зрители отдают дань современной молодёжной моде, вдруг и ансамбль ответит тем же? Вместо песен будут ремейки и ремиксы, переделанные под техно-поп, имеющий большую популярность у нашей "золотой" молодёжи начала нового века. К счастью, этого не произошло.

Я прошёл в зал. На сцене на первом плане были 4 микрофона, на них висели дополнительные кабели для гитар. Сзади стоял уже подключённый синтезатор на подставке. Центр сцены заканчивается примерно 10-метровым в длину подиумом. Внизу в конце подиума стояла звукорежиссёрская установка. Подошёл звукорежиссёр.

В зале погас свет, сцену осветили каким-то непонятным тёмно-синим цветом, зазвучала какая-то безритмичная музыка. В это время начали выходить тёмные фигуры. Первый вышедший подошёл к клавишам и перехватил тему мелодии у фонограммы. Фонограмму выключили, инициатива стала принадлежать клавишнику. Пока он продолжал это вступление, вышли и другие музыканты. Подойдя к микрофонам, гитаристы стали подсоединять кабели к инструментам. Как только все настроечные работы были окончены, из этого непонятного вступления пошёл ритм, и стало ясно, что начинается песня "Знаешь ты". Как только музыканты запели, включили свет. Зрители захлопали. Было видно, что почти все музыканты - молодые. Только лишь один, главный солист, был постарше. Как он потом сказал: "Я уже 2 года пенсионер", хотя я бы не дал ему 62. После первой песни его представили - Владимир Преображенский. Мне это имя было знакомо с пластинки С60 19851 009 ("Синяя птица". Концерт в Лужниках), на которой записан легендарный "Белый теплоход". По ходу концерта представляли новых музыкантов. В основном, после того, как они пели что-то сольное. Состав ансамбля оказался следующим: Алексей Дёмин - соло-гитара, Яков Дальский - ритм-гитара, Владимир Смирнов - бас, Александр Юдин - клавиши, и Владимир Преображенский - вокал. Как я и подозревал, а впоследствии узнал из интервью Преображенского дубнинской газете "Площадь Мира", новых музыкантов он подбирал по голосам. Там, чтобы голоса музыкантов и их созвучие были как можно больше похожи на голоса солистов "Синей птицы". Надо заметить, ему это удалось. За Сергея Дроздова пел, в основном, Преображенский. Ударника у них нет, барабаны записаны "минусом", поэтому перед каждой песней отстукивалось 4 удара, задавая темп музыкантам. А сам концерт был "живой", пели и играли сами.

В концерте звучали песни, и зрители аплодировали всё громче и громче. Если перечислять песни, которые звучали, не хватит места. Проще перечислить, которые не звучали. Мне это сделать трудно, т. к. не все песни я уже помню, какие звучали, какие - нет. Всё-таки, почти 9 месяцев прошло. А те, что звучали, повторюсь, вызывали бурю оваций. Я замечал, что перед некоторыми песнями кто-то из музыкантов играл один аккорд, зачем - не знаю, но я уже по одному аккорду догадывался, что за песня будет. "Так вот какая ты", "Хочешь, я стану дождиком", "В 7 часов у Никитских ворот", "Ты мне не снишься", "Я иду к тебе навстречу", "Горько", "Мамина пластинка". Почти все эти песни звучали в первом отделении, некоторые - во втором.

После антракта стали звучать кому-то малоизвестные, более поздние песни. Но открыли второе отделение "Белым теплоходом". Что было в зале - понятно.

Надо сказать, для меня эти 2 песни конца первого и начало второго отделения были особыми. Дело в том, что за 2 дня до этого я был в Москве в культурном центре "Меридиан" на концерте Юрия Антонова. Так там всё было наоборот - "Белым теплоходом" он завершил первое отделение, а второе начал с песни "Я иду к тебе навстречу".

Во втором отделении, наряду с некоторыми вышеперечисленными шлягерами, были "Цветные звуки", "Юля", "3 аккорда", другие песни. Казалось, дело подходит к концу. Тут Преображенский говорил: "В те годы у ансамблей получались какие-то группы из конкретных песен, которые указывали на какое-то предназначение. Например, "Весёлые ребята" пели об автомобилях. Это и "Старенький автомобиль", и те, которые "буквально всё заполонили". "Земляне" пели о Земле, "в иллюминаторе", "Прости, Земля", "Синяя птица" стала петь о море, о воде. Несколько песен уже прозвучало, хотелось бы спеть ещё". Прозвучали "В море ходят пароходы" и "Белый причал". Все уже стали понимать, что концерт близится к завершению, все ждали понятно чего. И сбылось - начали "Клён". Зрители подняли руки кверху. Преображенский вышел вперёд на подиум. Как только песня закончилась, он сказал: "А теперь давайте все вместе!". И он спел "на бис", точнее, не Преображенский, а "солист с женским хором", т. к. я уже упоминал, какова была основная масса зрителей, составлявших 90% от всех. В конце уже отзвучали все благодарности, представили ещё раз всех музыкантов. Когда Преображенский объявил фамилию звукорежиссёра, тот включил ревербератор, и фамилия ещё 3 раза отозвалась эхом. Но в концерте реверберации я не заметил. Все уже начали расходиться, но ансамбль снова начал петь. Спели "Подорожник". На этом и закончился концерт.

Я пошёл к выходу, в фойе продавались кассеты "Синей птицы", в Дубне они как раритеты. А на первой Родине "Синей птицы" - Нижнем Новгороде я всегда видел много таких кассет. На выходе кто-то показывал миньоны с автографами. Видимо, желая выделиться.

Вот так и прошёл концерт. Общее впечатление - положительное. Все песни прозвучали так, как звучали ранее. Были, конечно, маленькие моменты новизны. Например, в песне "Горько" между вторым и третьим куплетом, где в первом варианте звучал небольшой вокализ, здесь сделали соло басисту. Мне это было интересно, т. к. я сам играю на басу, однако соло было "так себе", на мой взгляд, можно было бы придумать нечто более оригинальное.

Ещё хочу заметить, что в песне "В 7 часов у Никитских ворот", которую пел Яков Дальский, во время проигрыша Преображенский, который был в это время за кулисами, вышел и объявил: "В этом месте на концертах нам помогал камерный симфонический оркестр, но сегодня его нет, поэтому за него - Александр Юдин".
Что касаемо слов Преображенского о том, что "Синяя птица" часто использовала водно-морскую тему, я бы добавил, что не только морскую, а просто водную в любом виде. Море, река, дождь, слёзы - всё имеет общее с водой. К сожалению, не прозвучало таких песен как "От крутого бережка", "Осенние дожди", "Дождь за окном".

А песню "Белый теплоход" я неслучайно назвал легендарной. Дело в том, что под неё отправляли теплоходы в 80-х годах. Я сам отплывал под неё из Горького. Возможно, к композитору этой песни Юрию Антонову вскоре нечто похожее вернётся, в том же Горьком, теперь уже Нижнем Новгороде. Вместе с начальником ГЖД (Горьковской железной дороги) Хосяном Зябировым, выступившим в роли поэта-песенника, Антонов написал гимн ГЖД к её 140-летию. Может быть, будут под этот гимн отправлять поезда. Вот я, когда слушал этот гимн в авторском исполнении Юрия Михайловича, подумал, вот бы "Синяя птица" исполнила! Будем ждать.

После концерта я побежал к служебному входу - взять автографы и узнать некоторые вещи. Подходя, я увидел, что стоит "ПАЗ" с Вологодским номером. Тут из ДК вышли музыканты и начали всё оборудование грузить в автобус. Пока Владимир Преображенский курил, я взял у него автограф, сфотографировался, и он немного мне рассказал, что из себя всё это представляет. Говорил не только он, помогали и другие.

Он говорил, что "Синяя птица" прекратила своё существование в 1988 году. Сейчас они собрались в 2000 году, но это больше по "просьбе" продюсеров, т. к. на ностальгии они делают неплохие деньги. Почти все ВИА реанимированы по этой причине. С "Синей птицей" Сергей Дроздов выступает очень редко, если только его "попросят". У Дроздова сейчас сольная карьера.

И мы вместе вспомнили, что был он и здесь, в ДК "Октябрь" осенью 1996 года. Приехал не один, а с Валерием Ободзинским. В то время мне было всего 12 лет, да и в то время я с хором был на гастролях. Хотя уже тогда слышал, кто такой Ободзинский. Это сейчас он "суперзвезда 60-х № 1". А тогда на концерт пришло всего 60 человек. Потом я думал, смотря по телевизору, как это удалось Дубнинскому телевидению снять Ободзинского с концертом в пустом зале ДК "Октябрь"? Нет, зрители были, но, видимо, тележурналисты решили вообще их не показывать, чтобы не было видно, что их так мало. Почему-то Дроздова вообще не показывали. А что касаемо Ободзинского, это был последний его концерт. Я думал, что вообще последний, однако потом выяснил, что дубнинский был последним в России, как я узнал на закладке его именной звезды на "Площади звёзд" у ГЦКЗ "Россия" 24 сентября 2002 года от его дочери - Анжелы Валерьевны Ободзинской. Были ли концерты после этого у него за рубежом, я не выяснил. Дубнинский концерт, насколько я понимаю, "подкосил" Валерия Владимировича окончательно, и меньше чем через 5 месяцев его не стало…


Я рассказал музыкантам о концерте Антонова, что он спел песни, о чём я упоминал выше. На что Преображенский сказал мне о том, что, если я правильно понял, пластинка "Концерт в Лужниках" записывалась в подвале у Юрия Антонова. Он действительно подарил им много шлягеров, только вот, непонятно, зачем он потом включил их в свой репертуар. Понятно, конечно, что он - автор музыки, ему можно, но чего он этим добился? Популярности это ни ему, ни песням не прибавило. Ну, спел и спел, пусть поёт.

Далее Преображенский отметил, что база у них в Вологде. Я спросил, как "Синяя птица" связана с Нижним Новгородом. Он сказал, что там была первая репетиционная база в Горьковской филармонии, откуда их выгнали. Почему - я не выяснил. Они перебрались в Самару (Куйбышев), где сегодня "Синяя птица" и базируется. Но всё-таки ВИА нельзя назвать полностью Куйбышевским (Самарским) или Горьковским (Нижегородским), как и любым другим, т. к. музыканты все из разных городов. Сергей Дроздов, например, из Тамбова. Владимир Преображенский - из Вологды.

В конце он ещё раз заверил, что понятие "Синяя птица" к ансамблю, только что давшему концерт, не относится, они не имеют морального права так называться. Поэтому на афишах пусть пишут "Из песенной коллекции ансамбля "Синяя птица". Я их называю по-разному. Да и редко приходится. "Бригада Преображенского", "Вологодская бригада "Синей птицы"", "Песенная коллекция "Синей птицы"". Но, как ни назови, всё равно концерт получился отличный. И, как написали в вышеупомянутой "Площади Мира": "Зрителям было всё равно, что это за состав такой. Они шли на песни". Я полностью согласен. Открытость и честность этого ансамбля, живой звук и многие другие положительные черты, хоть и вызывают ассоциации с "синдромом левого мая", т. е. многочисленными составами, двойниками оренбургской группы Сергея Кузнецова "Ласковый май", однако тут нечто другое.

С "Ласковым маем" это произошло одновременно, в начале творческого пути, потом - на пике популярности. И "Левые маи" совершенно затмили настоящий, хотя, как только это стало происходить, Сергей Кузнецов прекратил свою "майскую" деятельность, и зрители ничего не знали, думая, что многочисленные коллективы - так и должно быть. Кстати, это до сих пор не прекратилось, хотя прошло уже 15 лет.

А в случае с "Синей птицей" основное отличие хотя бы то, что и в начале творческого пути, и на пике популярности до 1988 года, она всегда была только одна. Под руководством Роберта и Михаила Болотных. И теперь, когда осталась добрая масса шлягеров, слушатели уже не обращают внимание на события, происходящие с товарным знаком "Синяя птица", если такой вообще существует.

По ходу дела я ещё взял автограф у басиста Владимира Смирнова и сфотографировался с ним. Спросил несколько профессиональных советов, как начинающий басист у басиста-профессионала.

Вообще, за автографом подошло мало людей. Только 3 женщины взяли автограф, остальные подходить не стали. Может быть причина в том, что 50-летние женщины посчитали себя уже старыми, чтобы "бегать за кумирами". Но мне кажется, причина тут более прозаическая. Афиши висели, в основном, около автобусных остановок. Пока стоит автобус, не успеешь прочесть всей афиши, лишь в глаза бросается "Синяя птица". И, видимо, они ожидали своего Сергея Дроздова. Ведь не секрет, что он спел около 80% песен "Синей птицы" и стал не только голосом ансамбля, но и неформальным лидером. Ведь, чтобы стать таковым, необязательно петь 80%. Например, в случае с "Поющими гитарами": Евгений Броневицкий из известных шлягеров спел всего лишь "Сумерки" и "Нет тебя прекрасней", и этого хватило, чтобы стать неформальным лидером. Возвращаясь к главной теме, надо заметить, что, таким образом, Сергей Дроздов был не только таковым лидером, но и секс-символом тех времён. Я считаю, что вот на него эти женщины, "ягодки опять" и шли. Тем не менее, не получив ожидаемого, разочарование к ним не пришло, поскольку сами песни имели ещё большую силу, чем голос Дроздова. А влюбляться в новых участников ансамбля - уже возраст не тот, да и имеет влияние преданность кумиру Дроздову.

Но тут подошли ещё две 14-15-летние девушки. Они тоже брали автографы и фотографировались. Поскольку это были подруги моей племянницы, я их знал. И по их действиям я понял, что это было для них впервые. Они открыли для себя мир "Синей птицы". Как потом я узнал, одной из них дядя сказал, что у него нет времени идти, но очень посоветовал им, чтобы знали, что слушало поколение их родителей. Как я понял, им понравилось, но так… Например, я тоже ничего плохого не скажу о песне группы "Високосный год" "Метро", но это уже не моё, да и скорее, это "на безрыбье и рак - рыба". Хотя, может быть, я ошибаюсь.

Вот, кстати, почти и весь "список". Я, эти 2 девушки и не упомянутый тут одноклассник моего брата. Ему 21 год. Всё. Молодых больше никого не было. И, что печально, у этих 45-50 летних зрительниц сейчас детям уже по 25-30, а внуки ещё только начинают жить. Тем, 25-30-летним, конечно, достался кусочек "Синей" эпохи, однако в силу своего возраста прочнее они запомнили 90-е: "Комбинацию", "Фристайл", "Кар-мэн", "На-на" и других. Т. е. уже сформированные вкусы, а как потом будет с их внуками, какая у них будет музыка? Вообще-то, этот вопрос я должен задать сам себе, т. к. я - начинающий музыкант эстрадного направления. Но, к сожалению, ответ уже есть - ничего не получится. При современном положении нужно иметь наглость и деньги, и вряд ли что-либо изменится в ближайшее время.

Возвращаясь к тому, как я разговаривал с музыкантами, и, когда подошли девушки и взяли автографы у всех, сказали: "Вроде, все!" Я пошутил: "Ещё осталось у братьев Болотных взять - и будут все". На что кто-то из музыкантов сказал: "Чтобы взять автограф у братьев Болотных, нужно заплатить, как минимум, 500 долларов в одну сторону. За перелёт. Они теперь живут в США, занимаются бизнесом, и у них там своя птица".

Из чего я подозреваю, что "Синих птиц", или чего-либо подобного существует много. Однако они живут одними песнями, которые живут с нами, в нас. И никакие продюсеры не воюют между собой за эти песни. Мне кажется, это потому что эти песни бесценны. Как правильно однажды заметил Юрий Фёдорович Маликов: "Раньше как было: автор умер, но песня его живёт. А сейчас: автор жив, а песня умерла". Я полностью согласен.

В конце музыканты сказали, что им в Дубне понравилось, и они обязательно приедут ещё. И уехали по направлению к правому берегу Волги, куда вслед за ними я поехал на автобусе, т. к. живу в Правобережье Дубны. Потом я узнал, что они поехали в Талдом.

Вряд ли они будут в ближайшее время выступать в крупных городах, потому что есть ещё Самарский коллектив, именно "Синяя птица" старого состава, с которой иногда выступает Сергей Дроздов. Этой "Синей птицей" руководит барабанщик Алексей Комаров.

Но где бы я ни был, если увижу афишу "Синей птицы" в любом составе и виде, пойду. Пойду на песни, основная масса которых старше меня. "Синяя птица" зародилась где-то в 1974 году, я родился в 84-м, вот так и будем жить. Надеюсь, что песни переживут меня. Пусть потом появятся новые песни у "Синей птицы", у других исполнителей, но никогда, пока мы живём и помним, не забудем тех песен, которые создали братья Болотные, Вячеслав Добрынин, Леонид Дербенёв, Юрий Антонов, Игорь Шаферан, Сергей Дьячков, Онегин Гаджикасимов, Лев Ошанин, Теодор Ефимов, Виктор Дюнин, и многие другие замечательные поэты и композиторы. Спасибо им!

И спасибо "Синей птице"!

Фёдор Стрелков
e-mail: feddorins@mail.ru

18 января 2003 года


P. S. Своего сканера я не имею, как только смогу отсканировать фотографии с концерта, выложу эту статью с фотографиями у себя на сайте. http://f-a-s.boom.ru

 

опубликовано 30.01.2003

 

 

 

Hosted by uCoz