ВИА 60-70-80х
Публикации
|
|
ВИА-Ностальгия Библиотека Рядового Армии Меломанов
Три часа с весёлыми ребятами
Предисловие РАМа Вначале было Дело. * * * 15 сентября 2002 г. в Киеве должна была состояться концертная программа "Старая пластинка", среди участников которой на афишах значился и ансамбль "ВР 13 лет спустя". Приобретя заранее билеты, я спокойно ожидал этого воскресенья, как вдруг за неделю до концерта получаю по электронной почте от администратора официального сайта ансамбля послание следующего содержания: "13 сентября "Ребята" выезжают на гастроли по Украине… Игоря очень заинтересовал мой рассказ о Рядовом Армии Меломанов. Если у тебя будет такая возможность, "Ребята" хотели бы встретиться и поговорить с тобой во время концертов в Киеве". Связаться с Игорем Гатауллиным оказалось на
удивление просто. Один звонок - в Москву, второй - уже в Киеве, в день
концерта. Игорь говорит: "В 12 часов у нас саундчек во дворце
"Украина". Сможете прийти?" Что за вопрос, конечно!
РАМ: Мне не доводилось встречать чёткого определения термина "вокально-инструментальный ансамбль". Могу предложить один из вариантов собственного: "ВИА - форма существования популярной музыки в условиях тоталитарного общества". Согласитесь вы с ним или нет? И.Г.: Это и правильно, и неправильно. РАМ: Конечно, это взгляд только с одной стороны… И.Г.: Это очень узкий взгляд. Дело в том, что "Rolling Stones" - ВИА, "Beatles" - ВИА, "Chicago" - ВИА, и многие-многие ансамбли - это ВИА. Это вокально-инструментальные ансамбли. Именно так это и расшифровывается. РАМ: Но то, чем это стало в нашей стране… И.Г.: Скажем так, в конце 60-х годов, после появления "Beatles", пошла битломания, и стали появляться вокально-инструментальные ансамбли. Это не просто так, достаточно умным человеком всё это было названо… Но у нас ВИА превратились в какую-то субкультуру, это культура целого поколения. И этот жанр опять стал востребованным, потому что из ВИА появлялись любимые песни, то, на чём человек рос в то время. РАМ: Вы предвосхищаете два моих вопроса, но я сначала задам вопрос по поводу обезличенности. "Весёлых ребят" заслуженно называли "ансамблем солистов" (это можно было прочитать в аннотациях на конвертах пластинок). И, в общем-то, это подтверждается более или менее успешными сольными карьерами многих бывших музыкантов ансамбля. Но ни по фамилиям, ни в лицо солистов ансамбля, особенно в первых составах, слушатели знали. Тем не менее, в истории ансамбля был случай, когда был выпущен миньон, на котором большими буквами было написано: "Солист Роберт Мушкамбарян", хотя на этой пластинке он пел только одну песню. Ещё одну Вы пели - "Проходят годы" (кстати, одна из моих любимых). С чем это было связано? И.Г.: Дело в том, что называться солистом ансамбля, это значит не причислять себя к ансамблю. В нашем ансамбле проработало очень много отдельных певцов, которые выходили и пели свои две-три песни в концерте. Они не являлись участниками ансамбля, по большому счёту. Быть членом команды, составлять сам ансамбль, было почётнее и значимее в то время, чем быть солистом ансамбля. Быть солистом ансамбля - это значит, иметь какое-то отношение к этому ансамблю. РАМ: Но ведь Мушкамбарян был музыкантом… И.Г.: Он не был музыкантом ансамбля. Он играл на саксофоне, и очень хорошо
играл, у него был прекрасный звук (Царство ему небесное!) Но дело в том, что
ансамбль был сам по себе. То, что называлось "Весёлыми ребятами",
называлось: "Весёлые ребята" под управлением Павла
Слободкина". Людей приходящих и уходящих обозначали для того, чтобы они прошли замеченными. РАМ: Но ведь он довольно долго работал… И.Г.: Робик - один из немногих, кто работал долго. Но он в концерте являлся солистом, т.е. он выходил на свои две песни в первом отделении и три песни во втором отделении. И всё, на этом его творчество заканчивалось. Он не участвовал в репетициях, он приходил просто и пел. Он в процессе творческом не участвовал. А имена… Саша Барыкин, Слава Малежик, Александр Градский, Алла Пугачёва - они сделали себе имена вне ансамбля, это не ансамбль. РАМ: Когда и почему, на ваш взгляд, закатилась звезда ВИА? Был был период подъёма больше десяти лет, когда достаточно было одного упоминания на афише или на пластинке, что это вокально-инструментальный ансамбль - и люди шли на концерт, покупали пластинку. Что произошло? Электроника виновата? Ритм жизни изменился? Сама жизнь изменилась? И.Г.: Очень сложно однозначно ответить на этот вопрос. Всегда существует альтернатива: это востребовано или это не востребовано. Это перестало быть востребовано, потому что изменилась жизнь. Мы были молодые, нас тоже осуждали взрослые - родители, бабушки, дедушки говорили, что всё это неправильно. Но та музыка, которую слушали они, ушла вместе с ними. А здесь… Мы живём в новом государстве. Мы стали вдруг жить в новом государстве. У людей, которые слушали эту музыку, которым она нравилась, и которые ходили на концерты, появились другие заботы, насущные. И востребованным стало то, что нравится молодёжи. Потому что они, молодые, делом как раз не занимались, они занимались дис-ко-те-ка-ми. И, так или иначе, естественным образом, все ансамбли, один за другим, перестали существовать. Разошлись. РАМ: Как вы думаете, почему нынешнее среднее поколение опять хочет слушать старые песни? Это чистая ностальгия по ушедшей молодости, присущая каждому поколению, или же слушателю этой возрастной категории чего-то не хватает на современной эстраде? И.Г.: Конечно. Уже кто-то заработал денег, уже все повзрослели, уже надо думать о том, что всех денег не заработаешь, надо и к душе вернуться. А потом, достаточно длительное время это было настолько популярно! ВИА - это целый слой, определённый слой культуры вот этого как раз поколения. Будь то шофёр, будь то учёный, будь то спортсмен - все люди слушают музыку. Тянет это всё, и все люди на этом росли. А сейчас - молодёжь тоже растёт, тоже взрослеет, и недостаточно уже только того, что музыку они воспринимают только через ноги. Ведь они, молодые, приходят на концерты, и для них старые песни являются новыми, они для себя что-то открывают. Не секрет, сейчас молодые команды, "Премьер-министр", например, перепевают старые песни. И это в кайф, ремиксы. РАМ: А когда вы сами беретесь заново перепевать старые песни "Весёлых ребят", с авторами не возникает каких-то проблем? И.Г.: Суть в том, что ансамбля "Весёлые ребята" 13 лет не было.
После тринадцати лет мы собрались, и первая пластинка, и вторая пластинка были
выпущены с названием "Весёлые ребята 13 лет спустя". Песни эти
исполнять может любой - начиная от артиста и кончая чернорабочим. Но чтобы
записывать их, требуется разрешение автора и только разрешение автора. А этим
занимается рекорд-компания, которая выпускает эти носители. И она уже
"расчищает" авторские права. Но песни для ансамбля "Весёлые
ребята" писали люди нашего же поколения и наши друзья, с которыми мы поддерживаем
отношения и с которыми у нас всегда есть договорённость. И только какую-то
бумажную часть оформляет рекорд-компания. А, по сути дела, они, конечно же, за
то, чтобы их песни опять услышали, чтобы они опять возродились. РАМ: Но всё-таки Буйнов и Глызин стали известны вот так, по фамилиям, всё-таки ещё в "Весёлых ребятах". В конце, на излёте, когда стали про дядю-тётю петь. И.Г.: Я поясню. Опять же это издержки или, точнее, система шоу-бизнеса, который только тогда вот стал зарождаться. "Весёлые ребята" завоевали свою популярность не на телевидении и даже не на радио, а на концертах. Такое количество концертов, наверное, не сделала ни одна группа. Мы работали в каждом городе по три дня. Как минимум, по три концерта давали, а доходило и до шести. И объездили... Проще спросить, где "Весёлые ребята" не были в тогдашнем Советскому Союзу. Но "Весёлых ребят" ведь раньше не так уж часто можно было увидеть по телевизору. РАМ: До 80-х практически вообще их на телевидении не было - об этом у меня написано… И.Г.: Знаете, ещё почему? Павел Яковлевич очень хорошо лавировал между "совком", московским андеграундом и какими-то западными "фирменными" командами. Был такой удачный путь по острию - ни туда, ни сюда. Это был не совок и не какое-то прозападное пение. Люди в основном приходили в "Весёлые ребята" из андеграунда. Буйнов из "Скоморохов" пришёл, другие люди приходили из разных команд. Все были грамотными исполнителями. Лерман, Бергер, Толик Алёшин, Буйнов (не самый первый состав) - это команда, с которой "Весёлые ребята" впервые себя ярко так заявили. А самый первый состав - стоит ли его вычислять? Естественно, люди приходили-уходили, всё менялось, был период становления, и сейчас говорить о том, какой же был первый состав, не имеет смысла. Да и сейчас не вспомнить его, наверное. А вот яркое появление "Весёлых ребят" - это Саша Лерман, Бергер, Буйнов, Алёшин, Багричев, Полонский (барабанщики менялись), Пузырёв Лёша... Это были личности, яркие люди. А потом, когда эта пластинка была записана ("Любовь - огромная страна" - прим. РАМа), она даже ещё и не вышла, а люди разъехались, и команда перестала существовать. Тогда Павел Яковлевич меня пригласил, Малежик появился, возвратился Буй тогда. РАМ: При том, что в то время "Весёлые ребята" на телевидении не светились, записей на фирме "Мелодия" у них было больше, чем у других отечественных ВИА (я имею в виду не "гиганты", а миньоны, отдельные записи). Наверное, по их числу с "Весёлыми ребятами" тогда никто не мог соперничать? И.Г.: Записей на "Мелодии" было очень много, но это не факт, что они вошли в какие-то пластинки. Да, Серёга? (Это уже незаметно остальные участники ансамбля стали подтягиваться к нам и понемногу вступать в разговор).Они перешли на какие-то передачи на радио, на какие-то специальные программы, какие-то заставки. Некоторые вещи мы записывали, до сих пор не знаем, где они есть. И только теперь, через фэнов, любителей "Весёлых ребят" мы их получаем уже записанные с помощью новых технологий. Многие песни исполнялись только в концерте. Но бывало, один сезон прокатали мы какую-то песню, а на следующий сезон её уже не было. Эти песни уходили, и они забывались. РАМ: У "Весёлых ребят" за годы существования в репертуаре накопилось столько достойных песен, что, в принципе, вам хватит их исполнять, образно говоря, до пенсии. Планируете ли вы обновлять репертуар, и с кем будете работать - со старыми авторами, молодыми композиторами и поэтами или будете сочинять сами? И.Г.: Мы сейчас осторожно относимся к зрителю, который на нас ходит, к публике, которая любит нас, любит "Весёлых ребят". Мы просто наблюдаем, что же хотят услышать от нас люди, что им нравится. Я повторяю, мы были сейчас в Ровно, и нам говорят: "Банановые острова". "Банановые острова" - это серьёзная тема "Весёлых ребят", и мы сейчас хотим возродить эту идею. Истоки "Банановых островов" может были и раньше, зарождалась у Юры Чернавского, но, в общем-то, сформировались они в "Весёлых ребятах", в поездках, на гастролях. И потом вышел альбом. Сейчас мы хотим к ним вернуться, потому что рок-н-ролл - это вечно нестареющая тема. Тексты там мне, да и многим, очень нравятся. В общем, это настолько актуально, настолько модно. Серьёзная тема, на которую нужно обратить внимание. РАМ: Кстати, о рок-н-ролле. Недавно пересмотрел по видео концерт 1990-го года, посвящённый 25-летию группы "Status Quo". Когда слов толком не разбираешь, создаётся впечатление, что звучит одну длинная песня, но песня забойная, весёлая. А вот "Весёлые ребята", несмотря на название, сделали себе имя и завоевали любовь слушателей, в основном, песнями лирическими. В чём дело, это менталитет наш такой? Сергей Рыжов (С.Р.): Конечно! И.Г.: Это выбор самого зрителя. РАМ (продолжая вопрос): Или же хорошую весёлую песню изначально сделать тяжелее, чем лирическую? И.Г.: Нет, не потому, что тяжелее. Что значит тяжелее? Хорошую песню вообще написать сложно… Даже нельзя сказать: сложно. Это что, надо сидеть, вычислять математически, что-то складывать? Она или есть или нет, она получается или не получается. И видимо, русская культура, российская культура, да и украинская, славянская, в общем, наверное, такая лирическая совсем. Если брать американскую музыку - она построена на кантри. Негритянская тоже такая - спиричуэлз. РАМ: Я как-то перебрал старые пластинки 70-х-80-х годов и с удивлением
обнаружил, что почти все наиболее популярные ВИА выступают опять. Но, судя по
отзывам, возрождённые ансамбли - это, как правило, электронный звук,
синтезаторы и всякие компьютерные штучки. С.Р.: Это энергетика личностей, которые вышли втроём. Каждый из них - личность. Поэтому кайф. И.Г.: У нас была недавно программа на МузТВ. У нас там был unplug. В студию сбежались все, кто был свободен - операторы, все программы. Кайф! Это клёво было, понравилось всем. Приезжают "Eagles". Какие там электронные штучки? Люди начинают играть, петь акустические концерты - с ума ж можно сойти! Связывать возникновение новых технологий с возвращением старых команд - это совершенно неправильно. А многие новые команды, которые сейчас появились и увлекаются этими технологиями… Это хорошо. Но мне жалко их. С.Р.: Техника никогда не заменяла музыканта, как такового. Она только может помогать человеку творить, что-то делать. Но заменить его она не может. Если человек - сильная музыкальная личность, ему всё равно, есть у него компьютер или нет. Он возьмёт гитару, сыграет на ней - и всё, этого будет достаточно. И.Г.: Если говорить о гитаристах, то гитаристы, прошедшие через все эти технологи, опять возвращаются к аналоговому звуку. И, честно говоря, записать вот эти ритм-машины, всякие секвенсоры, компьютеры намного на студии проще, нежели записать аналоговые инструменты - живые барабаны, живую гитару. Это всё так сложно! РАМ: Ваш любимый инструмент? И.Г. (несколько удивлённо): Гитара… РАМ: Нет, я имею в виду модель, фирму, "Fender" там... И.Г.: Я прикипел к "Fender"'у. Мне как-то так с самого начала повезло - у меня появился очень хороший "Fender", вот Серёга помнит его. Вишнёвый. Классный! Я к нему настолько притёрся! Но под веянием моды, когда эти "клюшки" появились, эти вибраторы новые, вот эти - "джун-джун-джун", дисторшены всякие появились - на них было проще и удобно играть и они смотрелись (ну, молодой же был, клюшка - здесь, вибратор - здесь), я его сдуру продал. Потом несколько лет хотел вернуть его себе назад - и никак. А сейчас у меня опять "Fender" - и я торчу от него. (Поскольку к этому моменту в гримёрке ансамбль собрался уже в полном составе, РАМ позволил себе представиться, чтобы всем "Ребятам" было понятно, с кем они имеют дело, и кто вообще такой РАМ. Мы же эту часть беседы опустим). РАМ: С числом "13" и "Весёлыми ребятами" у меня
лично связаны следующие ассоциации. Когда мне было 13 лет, я впервые попал с
родителями на эстрадный концерт (инициатором культпохода был я). Программа
называлась "Московские звёзды", а её "гвоздём" были
"Весёлые ребята", которых я, собственно, и хотел увидеть. Сегодня я
пришёл на концерт уже со своими сыновьями, младшему пошёл 13-й год. И.Г.: Да нельзя изменить естественный процесс! Что значит, мы посоветуем? В
любом случае, они будут слушать то, что им нравится, и навязывать - это значит
уже заведомо знать, что они это слушать не будут. И какие бы авторитетные не
были люди, которые когда-то мне говорили, что надо слушать классику… РАМ: Ваше мнение: последнее десятилетие 20-го века дало какие-то песни, которые будут петь в 21-м веке? Можно сейчас об этом говорить или нет? И.Г.: Это всё время покажет. Жизнь такая штука - время расставляет по своим местам. Говорить заранее наверняка, что да, вот это - хит… Меня всегда поражали некоторые люди… Газманов всё время говорит: "А что такое - написать хит? Я сейчас вот быстренько сяду да и напишу". Запоминающаяся песня - это ещё не хит. Песня навязывается, звучит на радио, телевидении, люди становятся известными благодаря этой песне. Но завтра эту песню перестанут крутить - и её забудут. В своё время в отсутствие информации на телевидении, на радио даже, я уже не говорю о прессе (за редким исключением, в новостях, скажем, "Сегодня - концерт "Весёлых ребят"), люди всё завоёвывали своим трудом, умением. И даже не через пластинки, а концертами. И, несмотря на всё это, у "Весёлых ребят", как ни у кого из всех команд, больше всего было хитов. Я не знаю, чем это объяснить. Но "Весёлые ребята" - один из самых первых (не имеет смысла говорить, кто первее - "Поющие гитары" или "Весёлые ребята") официальных, скажем так, ансамблей. До этого существовали какие-то команды, которые народ, в общем-то, и не знал. Они же были. Что, появились ВИА, и появились музыканты? Нет. Эти музыканты до этого где-то играли, значит, они и были где-то... РАМ: Чувствует ли исполнитель, берясь за новую песню, что вот это будет класс, это будет ударный номер? И наоборот, были ли случаи в истории вашего ансамбля, когда песня, которую вначале считали "золушкой", неожиданно становилась сверхпопулярной? И.Г.: Такое случается, такие парадоксы бывают. РАМ: На сцене длится дольше? И.Г.: Ну, во-первых, дольше. А потом, ощущение какое-то… (подыскивает подходящее слово) РАМ: Чище? Нет? И.Г.: Чище? Да на самом-то деле нельзя сказать, чище или нет… С.Р.: Поэтому шоу-бизнес - непредсказуемая вещь. РАМ: Понятно, что репертуарную политику в "Весёлых ребятах" определял руководитель. А самим музыкантам разрешалось что-то приносить, предлагать? И.Г.: Дело в том, что Павел Яковлевич Слободкин был опытнее. Он до этого
работал с Бернесом, с людьми старшего поколения. И он знал, что примерно нужно,
что требует зал. Он уже работал на концертах. Мы ведь были люди молодые,
пацаны, пришедшие на сцену. И, конечно, энергия перехлёстывала: я хочу это, я
хочу это. А человек мог аккумулировать всё это в одном направлении. При всём
при том, что он был очень тяжёлый в общении, ни с кем ни ладил, он находил
какую-то общую нить. РАМ: Вам всегда нравилось то, что вы играли в "Весёлых ребятах"? И.Г.: Было престижно. В "Весёлых ребятах" - было престижно. Было
много других команд, в которых, может быть, были классные музыканты и, скорее
всего, были классные музыканты, но… В "Весёлых ребятах" всегда
учитывалось - как выглядит человек, как поёт, как музыканты притираются друг к
другу, вернее, как они спиваются. Павел Яковлевич ведь человек был
хитрый, на всё обращал внимание: как этот стоит, как этот дёрнет ручкой-ножкой.
Это же было важно в то время. Мелочей не было вообще. Точно так же и сейчас.
Почему тогда команды были визуально клёвыми, на них приятно было смотреть? РАМ: "Весёлые ребята", другие ВИА, многие популярные советские певцы давали советскому народу то, что именовалось "массовой песней". Сейчас её, на мой взгляд, как таковой не существует. Нужна ли она вообще? И.Г.: Массовая песня? РАМ: Да, то, что люди поют в компании, по утрам, когда бреются… С.Р.: Всегда нужна. Как же без массовой песни? И.Г.: Мне даже сложно сразу вспомнить… Какую песню за столом можно петь? Люди собираются, говорят: давай споём, давай споём… С.Р.: "Ой, мороз, мороз…" И.Г.: "Алёшкину любовь" начинают петь… РАМ: Давайте я тогда продолжу вопрос. И.Г.: Во-первых, хватает. А во-вторых, если мы поём что-то такое… Понимаете, мы не можем так относиться к музыке: "Ну, давай споём что-нибудь..." К этому относишься всегда профессионально. Попросить музыканта: ну, сыграй что-нибудь - да это обидно просто… РАМ: Я не представляю просто, что мои дети будут петь лет через 20 в компании. И.Г.: Наверное, то, что мы сегодня слышали: "Некрасивая я. Накрашенная -
некрасивая я. Ненакрашенная - тоже некрасивая я. Страшная, то есть".
Будешь это за столом петь? Не будешь. А молодёжь сейчас не поёт, она в основном
двигается: ноги, энергия. Вот, к примеру, "Премьер-министр", поначалу
уважаемая мной молодая группа (потом она перестала быть мной уважаемой, потому
как это потуга на западные примеры какие-то, причём жалкая потуга). Многие
говорят: нравится, нравится. Но это лицемерие, это неправда. Они не так уж и
хорошо они поют. Если петь - нужно петь классно. Есть народные ансамбли,
которые так здорово поют! РАМ: Вполне естественно, что все наши ВИА прошли период подражания зарубежным ансамблям. Более того, практически никто не избежал прямого музыкального цитирования их песен (кстати, "Весёлые ребята" тоже). Чего в этом было больше: признания нашего вечного отставания от Запада, желания обмануть бдительность чиновников от музыки и посмеяться над ними, стремления модно звучать с минимальными творческими затратами или убеждения, что публика-дура, особенно на периферии, она "всё скушает"? И.Г.: Во-первых, я уверен, что никто из людей, стоящих на сцене, никогда не то, что не позволял себе - это даже громко сказано - не думал, что вот это - х…ня, это они схавают. Все всегда уважительно относились к зрителю. Редкое исключение, наверное, если кто-то не любил своего зрителя. Да всем хотелось нравиться! Всем хотелось! Зачем люди выходят на сцену? Для того, чтобы нра-вить-ся! А иначе зачем? Как так (почти возмущёноо - прим. Рама)? Как ты можешь выходить и петь перед людьми, которых ненавидишь? Как так? РАМ: Нет, ну не ненавидишь, конечно, а считаешь - так, ниже себя… И.Г.: Когда дело касается какого-то профессионального отношения, вопроса, специалист считает себя, скажем так, более компетентным в этом вопросе. Любой специалист, независимо от профиля. Так устроено всё. И закономерно. И, это, по-моему, естественно. И не потому, что с некоторым пренебрежением, а просто… С.Р.: …с чувством собственного достоинства! И.Г.: И это хорошо. И это правильно. РАМ: Когда "Весёлые ребята" брали, скажем, цитаты из "Beatles" и вставляли в свою песенку, чем они руководствовались? И.Г.: Это было прекрасно! РАМ: Это был посыл зрителю: мы любим ту же музыку, что и ты? И.Г.: А вы знаете, что многие тогда с большим трудом покупали пластинки. Вышел новый альбом, а многие не знали его. А в этот альбоме песенка начиналась: ту-ду-ду-ду-ду-ду-ду-дум! (изображает губами рифф из битловской "Birthday") А мы слышали этот альбом. И все начинают орать: да, мы тоже слышали, мы тоже знаем! И в кайф это было всё! С.Р.: А вообще, я думаю, это больше для самих себя делалось. И.Г.: Да, для самих себя. В кайф! А потом, посмотрите, музыка всё-таки контролировалась. С.Р.: Как в старом фильме: если мне будет хорошо, вам будет ещё лучше! РАМ: Название вашего ансамбля ко многому обязывает. А по жизни вы весёлые люди? С.Р.: Конечно. А что, незаметно?("Ребята", наконец, улыбаются - а то всё вопросы серьёзные были) РАМ: Тогда вопрос в продолжение. Когда-то "Весёлые ребята" пели: "Мы всё на свете можем, когда нам 20 лет". Вам, как, впрочем, и нам, вашим слушателям, уже далеко за 20. Что даёт вам силы срываться с места и куда-то ехать? Виталий Валитов (В.В.): Во-первых, воспоминания о тех 20-ти. Я, например, себя и чувствую на 20 лет. И, наверное, каждый из нас тоже. Какая разница, что я вырос? Главное, внутри у меня состояние такое, что я чувствую себя пацаном. Что здесь плохого? Это нормально. С.Р.: Мы безнадёжно отравлены музыкой. РАМ: А вот, кстати, насчёт "пацана" вопрос. С.Р.: Мужики, на самом деле, всю жизнь придумывают себе игрушки и играются до старости лет. И.Г.: Знаете, говорят, что женщины - более тонкие натуры, и так далее… Не так это. Мужики - они более сентиментальны. Они - более сентиментальная часть населения. С.Р.: И больше ранимая! И.Г.: И больше ранимая! Наиболее ранимая! Кстати. РАМ: Прямо бальзам льёте…("Ребята" дружно смеются) И.Г.: Просто с возрастом это начинаешь понимать. Вот говорят: женщины любят ушами. Теперь уже - карманом, кошельком. ("Ребята" понимающе ухмыляются). А для того, чтобы мужику понравиться, нужно очень многое! Он проходит через многое. С.Р.: Чтобы мужику понравиться другому мужику, надо через мно-о-о-гое пройти!(Общий смех, переходящих в хохот) РАМ: Поскольку мы с вами находимся на Украине, вопрос такой: в советские времена на уровне официоза Украину любили называть "співучою", "соловґїною" (т.е. "поющей", "соловьиной"), однако развитие вокально-инструментального жанра здесь шло очень туго. Почему - стоит, наверное, спросить у самих тогдашних музыкантов и чиновников от культуры. Кого-то из украинских коллег 70-х годов, я имею в виду ансамбли, с ходу можете вспомнить? Одно-два названия? И.Г.: Наверное, это в большей степени объяснимо вот каким образом. Не потому, что Украина, не потому, что Белоруссия, не потому, что Казахстан, не потому, что Башкирия. В центр музыканты стремились, в центр! И лучших музыкантов собирал именно центр. Достигая какого-то уровня, всё большего, большего, большего, музыканты хотели найти себе работу среди достойных им музыкантов. А эти музыканты собирались в центр - в Ленинграде, в Москве. РАМ: Выходцев из Украины в "Весёлых ребятах" не было? - А вот, - И.Г. и С.Р. дружно указывают на Виталия Валитова, - запорожский хлопец! Из Запорожья! И не только он. А вы говорите! РАМ: Я знаю, что недавно вы выступали на юбилейном концерте у "Ариэля". Что это - корпоративная солидарность или вас связывает что-то большее? С.Р.: Да, и это, и дружба товарищеская, мужская. Мы знаем друг друга давно. И.Г.: И мы, и они собрались опять не так давно. И знаем давно друг друга. РАМ: Какие ещё города в Украине вы посетите в ближайшее время? И.Г.: Были в Ровно, сейчас - Киев, потом Хмельницкий. Всё пока. РАМ: В Америку не собираетесь? И.Г. (очень буднично): Собираемся. С.Р.: Уже 30 лет собираемся, всё никак не уедем. РАМ: У меня друг живёт в Чикаго. И вот особенно несколько лет назад он писал буквально в каждом письме: ходили на концерт того, ходили на концерт того, того, того… С.Р.: Ага: "был на "Deep Purple". РАМ: Нет, я имею в виду наших артистов. Тех, кто там осел, и тех, кто приезжал отсюда на гастроли. Сейчас, конечно, и в Киев многие стали приезжать, а лет 5-6 назад совсем мало было. И создавалось впечатление, что он в Советском Союзе продолжает жить, а мы - за границей. Тут звучит приглашение на сцену, и вся
компания по каким-то коридорчикам перемещаемся на сцену дворца
"Украина". Зал полутёмный, оформление сцены и вовсе чёрное, поэтому
снимки, которые я делал во время репетиции, получились темноватые, за что и
приношу извинения - не хватило мощности вспышки в моём аппарате. В зале десятка
полтора "своих" зрителей - охрана, билетёрши, ещё кто-то из персонала.
На сцене колдуют "Земляне". Знакомое лицо только одно - Сергей
Скачко. Идёт обычная предконцертная работа - проба звука, настройка, перепайка
кабелей и т.п. Мои собеседники пытаются включиться в процесс, распаковывают
свои "примочки", настраивают инструменты. У "Землян" что-то
не клеится, место на сцене они освобождать не торопятся, но это не вызывает
никакого недовольства или конфликта - видно, что музыканты не первый раз
работают вместе и вполне спокойно воспринимают эти рабочие моменты. На сцене очень
шумно, и я, пользуясь возможностью, увлекаю самого молодого, и, видимо, по этой
причине самого неразговорчивого участника ансамбля, Олега Кобзева,
подальше вглубь кулис, чтобы задать ему пару вопросов.
РАМ: Расскажите, кто Вы и откуда? Олег Кобзев (О.К.): Я из Омска. РАМ: Какое у Вас музыкальное образование? О.К.: Окончил музыкальное училище по классу флейты. РАМ: А как Вы оказались в "ВР13"? О.К.: Благодаря знакомому звукорежиссёру попал на студию, где они записывались. Поработал с ними в студии. Понравился. Предложили остаться. Я, конечно, согласился. РАМ: Не тяжело рядом с такими "зубрами"? О.К.: Меня и в Москве об этом часто спрашивают. Да нет, всё нормально. Бывает, правда, начнут вспоминать: "А помнишь, в 72-м?" А я им отвечаю: "Что я могу помнить? Мне тогда всего 6 лет было".Подходит Виталий Валитов. Перекрикивая разбушевавшихся "Землян", пытаемся расслышать друг друга. РАМ: Чем занимались после "Весёлых ребят"? В.В.: Я ушёл из ансамбля в 80-м… Потом бизнесом занимался. РАМ: И что, Игорь позвал - и всё бросили? В.В.: Да, и опять чувствую себя так, как в 20 лет.А вот и Сергей Рыжов включается в разговор. РАМ: А что Вы делали после ухода из "Весёлых ребят" и до возвращения? С.Р.: С кем я только не играл! И в "Араксе", и в "Воскресении", и с Зинчуком. С Валерией долго работал.Игорь Гатауллин тоже присоединяется к нам. РАМ: Вопрос ко всем: определяли ли вы для себя временнЫе рамки своего проекта, или "пусть будет, что будет". С.Р.: Нет, конечно. Здесь наперёд прогнозировать ничего нельзя. Потому что - ещё раз повторюсь - шоу-бизнес - вещь непредсказуемая. По всему видать, что "Земляне" настраиваться будут ещё долго, и мы с Игорем Гатауллиным отправляемся в т.н. артистическое кафе, которе находится где-то в подвале под сценой. Его небольшой зал абсолютно пуст, и нашей беседе никто и ничто не мешает, кроме гула бас-гитары и уханья большого барабана, которые проникают сквозь толстые стены даже сюда. А возобновили мы разговор с вопроса о том, как же всё-таки музыканты собрались вновь. И.Г.: Мне как-то из Германии позвонил друг, он там прокатчик. Он русский
сам, и попал в эту тусовку. Там сейчас обосновалось много старых
администраторов того времени: Фридман, Кац - очень известные люди в
административном мире, которые "разруливали" концерты.
"Москонцерт", "Росконцерт". А сейчас основали какие-то свои
прокатные фирмы. Там же в Германии сейчас очень много русских. И в Штатах. Где
только русских нет! РАМ: Но изначально предполагалось, что это будет старый материал "Весёлых ребят"? И.Г.: Старые песни "Весёлых ребят", то, что мы пели, то, что я
пел. Может быть, "Банановые острова", потому что Сергей тут же
появился. С Сашей Чиненковым созвонились, он в то время работал у Малинина,
занимался администрацией. У Валерии работал директором, в
"Воскресении"… РАМ: А ревности со стороны других исполнителей, которые раньше работали в "Весёлых ребятах", не было? Вы же записывали не только те песни, которые когда-то лично Вы пели? И.Г.: Конечно. Но, скажем, Бергер и Русанов - их нет в стране, Лермана тоже. РАМ: Я читал в Интернете рассказ об одном из первых ваших концертов, и
там упоминалось имя Михаила Файбушевича.
И.Г.: Да, но понимаешь, в чём дело… Я ничего плохого о нём сказать не хочу, но в нём, наверное, перебороло чувство солиста. Я уже говорил, что многие солисты выходили и пели свои две-три песни в первом-втором отделении. Но в тусовке ансамблевой, на репетициях они не крутились, это не группа. Тот же Робик Мушкамбарян, та же Люда Барыкина. Пугачёва - тоже. Это были отдельные певцы. Но такие люди как Лерман, такие люди, как Бергер, как Малежик и Барыкин Саша - это группа. РАМ: Они были музыкантами… И.Г.: Да. Буйнов и Лёша Глызин - они тоже были музыкантами. Но имена свои
заработали уже вне ансамбля, благодаря себе. Персонально, лично каждый. Но они,
естественно, являлись когда-то участниками этого ансамбля. И поэтому, наверное,
сейчас нас спрашивают: а где же Буйнов и Глызин - участники ансамбля? РАМ: На последнем концерте "Весёлых ребят", который я видел, пели в основном Буйнов и Глызин, "Каприс" Паганини "слэпом" на бас-гитаре изображали… А общее впечатление было примерно такое: вроде всё было сделано правильно, и звук был хороший, но звучание ансамбля стало каким-то плоским. Если раньше была такая полифония, много разных красок можно было уловить, если прислушаешься, а здесь вроде бы было только два цвета - белый и чёрный. И.Г.: Мы как раз хотим тот "золотой период" возродить, чтобы не
было этой узкой направленности.
РАМ (обращаясь ко всем участникам ансамбля, которые постепенно подсели к нашему столику): Если вы когда-нибудь побродите по Интернету (вот Олег - человек помоложе), полазите по "ностальгическим" сайтам, конференциям, тусовкам, где беседуют любители старой музыки, то обратите внимание, что очень часто вспоминается пластинка "Любовь - огромная страна". Потому что там такие песни и так записаны, что их и сегодня не стыдно слушать. И году в 77-м тоже появлялись такие же достойные вещи. И раньше - где-то в 73-м… И.Г.: Был мощный всплеск. А ещё классные пластинки были выпущены за границей - в Болгарии, в Чехословакии, в Германии. Но они не дошли сюда, их не купили. РАМ: В Болгарии, я знаю, выпускался концертный альбом, одна сторона - с Пугачёвой, вторая - собственно "Весёлые ребята". И.Г.: Да, правильно, это было на "Орфее", на гала-концерте. РАМ: У нас в Киеве была неделя болгарской грамзаписи, и я её тогда купил. И.Г.: Мы были сейчас в Болгарии, заезжали. Там "Весёлых ребят" очень многие помнят. У нас, говорят, есть ваши пластинки. Спрашивают: когда вы приедете? Куда вообще вы делись? С.Р.: Говорят: у нас целые стопки ваших пластинок. И.Г.: Семьёй уже пришли - две девушки взрослые с мамой. На концерты приходят
семьями. Для стариков это ностальгия, для молодых, для их детей, - это новая
музыка. Стены кафе увешаны плакатами с фотографиями тех, кого принято сегодня называть популярными украинскими исполнителями. "Ребята" с интересом разглядывают их, комментируя внешний вид некоторых. Я спрашиваю: "Знаете кого-нибудь из них?" И звучит дружный отрицательный ответ, к сожалению, ожидаемый. РАМ: В Украине едва ли не единственная старая команда, которая сейчас опять начала играть, это "Кобза". В.В.: О, ты же спрашивал! "Кобза" ж раньше была? (до этого Виталий время от времени выбивал дробь своими палочками на спинке стула и других предметах, разминая кисти) РАМ: Да, была. А сейчас они переиздали на CD свои старые вещи, вроде бы новую программу записали, но выступлений пока ни по ТВ, ни на концертах не было. А время неумолимо движется, и не только "Ребята", но и я уже начинаю потихоньку волноваться, когда же придёт их очередь пробовать звук. Игорь Гатауллин, наконец, даёт команду "подъём", и мы опять перемещаемся на сцену. "Земляне" по-прежнему колдуют с аппаратом, переговариваются со звукорежиссёром, "ловят" частоты. Уже изрядно, наверное, ошалевший от этой процедуры Сергей Скачко очередную песню начинает петь дурным голосом, нарочно перевирая мотив и не попадая в тональность. РАМ (глядя на оставленную на сцене Игорем Гатауллиным гитару, которую он при встрече не доверил даже поднести от автобуса): А вот на таких сборных концертах "подстав" со стороны коллег по цеху никогда не случается? И.Г. (непонимающе): Каких "подстав"? С.Р.: Подлянок всяких. РАМ: Ну да. Вроде оставил гитару, пришёл, а на ней струны порваны. И.Г. (возмущённо): Нет, что ты! Ведь мы все работаем на конечный результат - чтобы концерт получился хороший. Если у кого-то что-то не получится, мы же испортим весь концерт. Наоборот, все друг другу помочь стараются. РАМ: Просто я читал недавно интервью с одним нашим известным оперным певцом, так он говорил, что в родном театре и стакан воды без присмотра не оставит. С.Р.: Чтоб не подсыпали чего? Нет, мы, слава Богу, до такого ещё не дожили! Наконец, "Земляне" закончили, и
наступает черёд "ВР13". Они работают быстро и чётко. Исполняют на
пробу пару песен, корректируют какие-то нюансы - профессиональная работа,
непосвящённым непонятная. РАМ: Как же это, "сапожник без сапог"? В.В.: Да раздарил все когда-то. Подходят Сергей Рыжов и музыканты из "Землян", которые начинают разглядывать фотографию на обратной стороне конверта. Начинаются расспросы: - А ты здесь есть? (вопрос Валитову) Я прошу "Землян" сфотографировать
нас с Сергеем и Виталием на память, и, честно говоря, с большой неохотой
покидаю ребят, поскольку мне ещё о многом хотелось бы с ними поговорить. И, наконец, единственный комментарий, который я себе позволю - это констатация того, что я сознательно избегал всяческих комментариев. А с весёлыми ребятами с удовольствием общался V.V.,
Рядовой Армии Меломанов опубликовано
18.12.2002
В
связи с поступившим в адрес создателя сайта viaansambles.narod.ru от ООО "Центр Павла
Слободкина" «Предупреждения о незаконном использовании товарного знака
"ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА"», не желая доставлять какие-либо неудобства
создателю некоммерческого сайта viaansambles.narod.ru, так много и абсолютно
бескорыстно сделавшему для сохранения истории и популяризации творчества ВИА,
расцвет которых пришелся на 60-70-80-е годы прошлого столетия (в том числе и
ансамбля «Весёлые ребята» п/у П.Я. Слободкина), и вольно или невольно
способствовать сохранению или развитию конфликта между сторонами в любой форме,
автор публикации считает необходимым сделать следующее
ЗАЯВЛЕНИЕ
Идя
навстречу пожеланиям ООО "Центр Павла Слободкина" и администрации
интернет-сайта viaansambles.narod.ru, автор статьи «Три часа
с "Весёлыми ребятами"», опубликованной на вышеуказанном
сайте 18.12.2002 г., вносит изменения в первоначальный вариант
текста статьи, в том числе удаляет из него словосочетание "Веселые ребята", кроме тех мест, где оно
относится к истории вокально-инструментального ансамбля "Веселые
ребята", и безусловно касается
событий, имевших место до 25.09.2001 г., т.е. до момента регистрации словесного
товарного знака «ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА», употребляя вышеуказанное словосочетание
исключительно в нарицательном значении.
Выражаю
надежду, что такое решение, с одной стороны, будет взаимно приемлемым, с другой
– не вызовет негативной реакции со стороны газеты «Виртуальные радости»,
компании «British Petroleum», а также Верховной Рады
Украины и других «тёзок» за использование аббревиатуры «ВР» без дополнительного
на то разрешения.
С
совершеннейшим почтением и наилучшими пожеланиями ко всем, кто когда-либо имел
отношение к ВИА «Веселые ребята», а также к многочисленной армии их поклонников
–
Автор
18.12.2009 г
опубликовано 18.12.2002 изменения от 18.12.2009 |