|
ВИА 60-70-80х
Главная
Новости
Публикации
Программы
Вопросы
Ссылки
Конференция
Гостевая
книга
|
ВИА
"Поющие
гитары "
Вокально-инструментальный ансамбль,
первый в истории отечественной популярной музыки профессиональный коллектив,
давший имя всему жанру ВИА и послуживший образцом для многочисленных последователей
и эпигонов.
"ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ" появились на свет в середине 60-х годов, когда
Анатолий Васильев (выпускник дирижерско-хорового отделения Ленинградской
консерватории, в прошлом известный джазмен, а в 1957-65 гитарист ансамбля
"ДРУЖБА" под управлением Александра Броневицкого) решил реализовать
свой интерес к поп-музыке и приблизить советскую эстраду к западным стандартам.
Будущих участников группы он отбирал как среди выпускников музыкальных
училищ, так и из числа самодеятельных музыкантов. Отказавшись - после
недолгих колебаний - от использования традиционного эстрадного крунера
Анатолия Королева, "ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ" (Анатолий Васильев - гитара,
вокал; Евгений Броневицкий, бас, вокал; Владимир Калинин - гитара, вокал;
Лев Вильдавский, фортепиано; Галина Баранова - вокал и Сергей Лавровский
- барабаны) опробовали свою программу на посетителях черноморских турбаз,
а в ноябре 1966 официально представили ее на одной из наиболее популярных
площадок города - в Механическом институте. Успех убедил молодых музыкантов,
что они на верном пути.
Программа "ПОЮЩИХ ГИТАР" на этом этапе состояла из инструментальных
номеров и гитарных обработок популярных мелодий (Полюшко-поле, Тачанка
и т. п.), сделанных Васильевым, песен разных авторов, в том числе Андрея
Петрова, а также BEATLES и других звезд бит-музыки, а их сильными сторонами
были эффектное вокальное многоголосие и остроумная театрализация многих
песен. Следующие полтора года шло интенсивное формирование репертуара
группы и ее состава: Галину Баранову сменили последовательно Татьяна Калинина
и Елена Федорова, добавились второй клавишник Олег Мошкович и трубач Эдгар
Бернштейн; из "ЛЕСНЫХ БРАТЬЕВ" в начале 1968 пришел певец Александр
Федоров, место Вильдавского летом 1968 занял пианист и аранжировщик Альгис
Паулавичус.
В 1968 московская фирма "Мелодия" выпустила первую пластинку
ансамбля - фактически первый артефакт отечественной бит-музыки, где "ПОЮЩИЕ
ГИТАРЫ" предстали не столько как "поющие", сколько как
"играющие": ее основу составили инструментальные пьесы Васильева
в манере SHADOWS и VENTURES и несколько вокальных номеров, в том числе
их первый хит Сумерки.
Летом 1969 место Мошковича (позже работал в ВИА "ВЕСЕЛЫЕ ГОЛОСА")
занял клавишник и певец Юрий Антонов, песни которого (Для меня нет тебя
прекрасней и др.) помогли "ПОЮЩИМ ГИТАРАМ" существенно обновить
свой репертуар; вокальную группу пополнили Валерий Ступаченко и Богдан
Вивчаровский (экс-"ДРУЖБА").
Изменение политического и культурного климата в СССР на рубеже 60-70-х
годов отразилось и на "ПОЮЩИХ ГИТАРАХ". Группа больше не записывалась
и не выступала в столицах, месяцами гастролируя по провинции. Состав продолжал
меняться: в 1970 "ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ" один за другим оставили Паулавичус,
Антонов и Лавровский (последний организовал откровенно конформистский
ВИА "КАЛИНКА"). Тогда же в группе появился сильный клавишник
Григорий Клеймиц, а из ВИА "РОВЕСНИКИ" пришла мощная ритм-секция
(Юрий Иваненко - бас, и Юрий "Помидор" Соколов - барабаны).
В творческом отношении это был далеко не лучший период в их истории: единственным
интересным номером в репертуаре группы стала кавер-версия песни Саласпилс
самодеятельных "АРГОНАВТОВ" в интерпретации аранжировщика "ПОЮЩИХ
ГИТАР" Эдуарда Кузинера.
В целом в этот период "ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ" все дальше отходили от
первоначальной концепции - исполнять собственную или оригинально обработанную
музыку. Репертуар с течением времени заполнили конъюнктурные и безликие
поделки многочисленных ремесленников от эстрады, стремившихся заработать
на интересе молодежи к новому жанру. В сущности, именно "ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ"
дали образец того, как элементы рок- и поп-музыки могут быть использованы
в аранжировках традиционного песенного материала. Коллектив создал универсальную
формулу для сотен ВИА, появившихся в конце 60-х и первой половине 70-х
годов. Сохраняя - чисто формально - внешние признаки рок-группы (инструментарий,
состав, усиление звука, коллективный вокал, некоторые аранжировочные приемы),
большинство ВИА едва ли представляло интерес с художественной точки зрения.
Стремясь уйти от рутины и собственных штампов, "ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ"
в середине 70-х годов обратились к крупным формам, поставив вернувшие
им успех первые в отечественной истории зонг-оперы "Орфей и Эвридика"
(1975, музыка Алексея Журбина, либретто Юрия Димитрина) и "Фламандская
легенда" (музыка Романа Гринблата, либретто Димитрина и Юлия Михайлова
Кима). Для участия в театральных постановках состав группы был радикально
обновлен: пришли вокалисты Альберт Асадуллин, Валерий Цакадзе и Ирина
Понаровская, гитаристы Семен Шнейдер и Валерий Бровко, бас-гитарист Владимир
Васильев и барабанщик Аркадий Герштейн. "Орфей и Эвридика" была
записана на пластинку и вышла двойным альбомом (1980).
К началу 80-х годов популярность "ПОЮЩИХ ГИТАР" значительно
упала. Следующий театральный опыт (мюзикл "Скачки") оказался
неудачным, уход ведущих исполнителей и хроническая текучесть состава пагубно
отразились на художественном уровне спектаклей, попытка вернуться на сцену
с песенной программой тоже не добавила группе популярности. В начале 80-х
свое детище покинул и сам Васильев. В 1986 ансамбль (уже с новым художественным
руководителем А. Федченко) поставил собственную версию рок-оперы Алексея
Рыбникова и Андрея Вознесенского "Юнона и Авось", а в 1988 на
базе "ПОЮЩИХ ГИТАР" был создан музыкальный театр "Рок-Опера"
с ориентацией на постановку крупных произведений (опер, мюзиклов и т.
п.). Первым опытом в этом новом качестве стала русскоязычная версия рок-оперы
Эндрю Ллойд-Уэббера и Тима Райса "Jesus Christ Superstar" (1989).
Многие участники группы позже добились индивидуального успеха как певцы,
композиторы, аранжировщики и дирижеры (Ю. Антонов, А. Асадуллин, И. Понаровская,
А. Паулавичус, Г. Клеймиц, В. Бровко и др.).
Весной 1997 "ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ" неожиданно для многих воссоединились
и дали серию с воодушевлением принятых публикой концертов со своим репертуаром
тридцатилетней давности.
Андрей Бурлака
По материалам мультипортала
"Кирилл и Мефодий"
|
|