ВИА 60-70-80х

 

Главная

Новости

Публикации

(начало)

 

Программы

Ссылки

Конференция

Гостевая книга

 

 

 

 

ВИА-Ностальгия

Библиотека Рядового Армии Меломанов

 

ДАВАЙТЕ ПЕСНЮ СЛОЖИМ!
Первый апрельский опыт интерактивного конкурса


Предисловие РАМа

Нынче на эстраде модно быть или прикидываться (с каких пор? почему?!)) "голубым". При этом количество исполнителей несоизмеримо с числом песен. Что у всех на слуху? Ну, "Голубая луна", ну, еще пара-тройка опусов. И все. Исполнители просто вынуждены брать старые испытанные шлягеры и адаптировать их "под себя". Все, что лежало на поверхности - "Голубой вагон", "Песня о голубых городах" - уже использовано. А дальше дело несколько затормозилось. Так кому же, как не знатокам песенной классики внести свой посильный вклад в развитие отечественной эстрады! Соберемся с силами и мыслями, вспомним шлягеры прошлых лет и выберем наиболее подходящие!

Библиотека Рядового Армии Меломанов объявляет Первый интерактивный конкурс под названием "Давайте песню сложим!" Девиз конкурса: "Старые песни - о "новом".

Только упаси Вас Бог отнестись к этой затее серьезно - хоть к 1-му числу мы и не успели, но все-таки АПРЕЛЬ на дворе, господа. Чем неожиданнее и смешнее - тем лучше. Условия найдете ниже. Но сначала - некоторые соображения касательно предмета.


V.V., Рядовой Армии Меломанов
vv_box@ua.fm

 

- Доктор, у меня серьезные проблемы…
- Смелее, смелее, батенька!
- Понимаете, мне кажется, что я "голубой"…
- Нуте-с, нуте-с, поподробнее, пожалуйста!
- Мне нравятся мужчины…
- Ну, это вполне объяснимо. Вы, вероятно, художник?
- Нет, доктор.
- А, наверное, модельер мужской одежды.
- Нет!
- Тогда, видимо, эстрадный исполнитель?
- Да нет, доктор, я работаю на заводе токарем.
- Так, пардоньте, какой же Вы "голубой"?! Вы, батенька, пидарас!

Анекдот

- Посмотри, что по телевизору показывают! Одна "голубизна"!

Из разговора с Игорем Гатауллиным ("ВР13")

Давайте песню сложим,
Одну на целый свет!

"Наша песня", песня

Ощущать себя опоздавшим неприятно.
Особенно, когда опаздываешь с идеями.
А Рядовой Армии Меломанов опоздал.

Обдумывая очередную главу своих "Записок", посвященную "Цветам", и вспоминая их песни, невольно удивился: да как же это нынешние "голубые" певцы до сих пор не обратили внимание на такие слова:

Мы вам честно сказать хотим:
На девчонок мы больше не глядим.

Это ж просто супер!

Но пока РАМ тихо радовался неожиданности и свежести столь ценного открытия, Борис М., говорят, взял да и исполнил вышеупомянутую песню в какой-то новогодней программе. Абыдна, да?
Вот тогда-то и пришла мысль: а что еще из "старенького" оказалось неохваченным вниманием вышеупомянутой категории исполнителей?

Но поскольку любое интересное занятие становится вдвое интереснее, а любая затея - многократно затейнее, если занимаешься ею не в одиночку, а с друзьями, решил РАМ кликнуть клич: кто найдет лучше? А чтобы упростить участникам предполагаемого состязания задачу, решил систематизировать собственные наработки и изложить их в виде кратких методик.

Но сначала немного истории.

Из истории словесных игр
(большое лирико-ретроспективное отступление)

Едва научившись самостоятельно выводить какие-нибудь каракули, мы начинали играть со словами. Игры эти были - "балда" и ей подобные. В этих играх обязательно кто-нибудь побеждал.

С возрастом игры усложнялись - и вот уже в арсенале скучающих на уроках или лекциях учеников (студентов) появляются игры типа буримэ: это когда по заранее заготовленным рифмам игроки старались сочинить четверостишья, желательно посмешнее. Правда, ничего кроме пары "кекс - секс" с ходу припомнить не могу. Разновидность этого упражнения: каждый игрок по очереди пишет стихотворную строчку, заворачивает листок бумаги так, чтобы другой игрок не увидел написанного, а тот пишет свою строчку на свободном поле листа. Потом листок разворачивается - и получается порой такая галиматья! Понятное дело, что в этой игре, как и в других, описанных ниже, формального победителя быть не могло, наибольшую творческую удачу за соперником принято было великодушно признавать без боя. То есть, это было "искусство ради искусства".

Наивысшим пилотажем в подобных занятиях было сочинять эти строчки устно - каждый по одной-две, причем, желательно, чтобы игроков было побольше.

Идея такой игры пришла, как ни странно, в армии, а именно, в учебке. Когда между бесконечными построениями, перемещениями строем и прочими важными и дающими богатую пищу для ума коллективными действиями случались 10-15-минутные паузы, курящие бойцы спешили курить. А некурящие? Что делать, когда все "гражданские" анекдоты давным-давно пересказаны, сердечные тайны поверены, фильмы вспомнены? Правильно - сочинять стихи. Что-то наподобие рубайи Омара Хайама.

Происходило это примерно так. Первый начинал:

Распалися "Битлы", распался "Яркий пурпур",
(так в какой-то отечественной публикации обозвали группу "Deep Purple" - прим. РАМа)
От "Роллингов" ушел их гитарист ТейлОр...

Другой же делал довольно неожиданный и глубокомысленный вывод:

А это значит - наступает кризис рока,
Все будут слушать наш родной фольклор!

Или другой пример.
1-й:

Когда в семнадцатом мы Зимний брали,

(тут, братцы, политикой попахивало, но второй игрок не растерялся и направил мысль в "правильное" русло):

О сексе и не помышляли.

1-й опять гнул свое:

Настрой на Западе иной -

И тут, кажется, не вытерпел 3-й игрок и выдал:

Кто злостный ё...рь - тот герой!

По крайней мере, в тот раз ни о каком продолжении игры уже не могло быть и речи...

А еще можно было взять припев какой-нибудь шутливой или приблатненной песенки и присовокупить к ней запевы из "серьезных" песен. Так, например, определенную известность имели тогда "народные" куплеты с таким припевом:

И кое-что еще,
И кое-что иное,
О чем не говорят,
Чему не учат в школе!

Ну, вспомнили?

С высоких синих гор
Спустились альпинисты
И разожгли костер,
И разминали мышцы

Припев:
И кое-что еше... (и т.д., и т.п.)

Так вот, в соревновании по мотивам этих куплетов безусловное первенство завоевал мой друг, своевременно припомнивший светловскую "Гренаду":

Мы ехали шагом,
Мы мчались в боях
И "Яблочко" песню
Держали в зубах.

Припев:
И кое-что еше... (и т.д., и т.п.)

Еще более интересная забава - совмещать строки или двустишья из разных песен. Особенно, если их не просто декламировать, а пропеть.

Например, в песне "Машины времени" были такие слова:

Я был вчера в огромном городе,
Где совершенно нет людей.
И в каждом доме вместо окон...

А продолжением стало:
...Строчит пулеметчик за синий платочек,
Что был на плечах дорогих!

(Это уже из "Синего платочка", понятное дело).

Как видим, венцом описанного эволюционного процесса стали игры с песнями, чем мы и предлагаем вам заняться, соблюдая некоторые условия, речь о которых пойдет в конце.

А пока постараемся познакомить вас с собственными наработками.

Материалы и методы

Именно так в серьезных научных трудах именуются разделы, в которых описываются объекты исследований и способы измывательства над ними.

В нашем случае роль материала будет исполнять текстовый материал известных песен, а о методах работы с оным мы сейчас и поговорим.

Первый метод подбора песни для "голубого" репертуара, как мы уже говорили, лежит на поверхности: это песни, в названии или тексте которых встречается слово "голубой". Причем, абсолютно не важно, о чем, собственно, песня. Тут главное - подача. Я уже буквально слышу, как может прозвучать известный белогвардейский романс в интерпретации одного из "классиков жанра":

Господа - (пауза, далее - с придыханием) - офицеры - (пауза) - голубые - (пауза) - князья! (с легкой экзальтацией)
Я, конечно, не первый, и последний - не я.

Может показаться, что песен такого рода, обойденных вниманием, уже не осталось. Но, видимо, это не так, надо просто хорошо поискать. Чего стоят только откровения голубого щенка из одноименного мультфильма:

Если всеми ты любим,
Быть неплохо голубым!

А? Попробуйте-ка переплюнуть!
Репертуар, подобранный по такому методу, условно отнесем к категории "Голубая рапсодия".

Следующую категорию предлагается назвать "Мальчишки-девчонки, девчонки-мальчишки".

Способ отыскания соответствующих песен заключается в следующем. Берется песня, изначально исполнявшаяся женщиной, и обращенная к мужчине, и вкладывается в уста (здесь нет никакого намека!!) исполнителю противоположного пола. А он, в свою очередь, с этими словами обратится к представителю пола своего. Какими в таком случае новыми красками совсем другого спектра заиграет песня из репертуара Аллы Пугачевой "Не отрекаются, любя"!

И так захочешь теплоты,
Не полюбившейся когда-то...

Третья категория - "Из песни слов не выкинешь". К ней можно отнести уже упоминавшуюся песню "Честно говоря". Хотя герой ее потом оправдывается, дескать, да как же без них, да мы без них куда - да просто... никуда (опять какая-то двусмысленность получается!), но "А" уже сказано. А уж если произнести его с соответствующими интонациями, то все остальное уже не так важно.

Методология работы с материалом в данном случае хорошо иллюстрируется "мозговым штурмом", фрагменты которого не могу отказать себе в удовольствии здесь привести. Это недавние диалоги завсегдатаев конференции сайта www.viaansambles.narod.ru (надеюсь, они не против их цитирования). Прошу только иметь в виду, что все участники общения давно знакомы друг с другом - кто заочно, а кто и очно.

...А началось всё с разговора о пятерке любимых песен эпохи ВИА. Упоминалась в постах неоднократно (и вполне заслужено) "Алешкина любовь" с первой пластинки "Веселых ребят". После обязательных в таких случаях комплиментов один из участников беседы позволил себе лирическую нотку личного характера.

ВЧ:
"Как же быть, как быть..."(+)
Эти слова крутились в моей голове всякий раз, когда я сталкивался в школьные годы с безответной любовью.:)))

Подоспевшая представительница прекрасного пола быстро возвратила дискуссию из эмпиреев на грешную землю.

Наташа:
А я вот уже больше 30 лет пытаюсь понять смысл этой песни. Кто поет и о чем? Кто там кого любит? И с кем эта девушка? От имени Алешки поется? Или Алешка - это соперник? Что-то совершенно невразумительное!

В своих сомнениях она оказалась не одинока.

VV:
Не могу не согласиться. Всё собираюсь у кого-то допытаться: причем там Алешкина любовь - поет-то герой о своей. Тогда у меня была 100%-я уверенность, что название взято исключительно для аналогии с популярным фильмом.

Известный кудесник слова и признанный специалист по творчеству ВИА вообще и "Веселых ребят" в частности, СЧ, постарался внести ясность:

Кого любит Алешка: Рядовому VV мотать на ус!!
Карочи, Валодь: чувак, что песню поет, любит чувиху, а она - его друга Алешку. Ну, и Алешка типа - ее тоже. Вот чувак и предупреждает: хоть и некрасиво отбивать тебя у друга Алешки, но хочу я это дело провернуть.

И для ее же блага: она ж с Алексеем несчастлива будет, хоть тресни, это чувак знает наверняка. Он же ей добра хочет. Поэтому и говорит: уйди ты от него подобру-поздорову ко мне, и будет у нас с тобой и добрый путь, и все такое.

А Алешка сибе другую найдет - ему это раз плюнуть.

Ну, что, пол? В чем смысл песни? Неправильная Алешкина эта любовь, у чувака - вернее будет. Вот и весь треугольник Пифагора! Арифметику надо было учить!
:-))))

Однако собеседник, то бишь, VV, не унимался:

Ты мне растолкуй, какого лешего песню ОБ СВОЕЙ любви именем соперника называть? Не врубаюсь я чего-то...
И вообще, незаконченная она какая-то, песнь. Обрезание ей сделали, что ль?

СЧ:
Очень просто: ее так назвал не сам этот чувак, а другой - который Онегин Гаджикасимов.
:-)))
Со стороны поэта виднее.

Свое видение ситуации изложил виновник дискуссии.

ВЧ:
Видимо так(+)
Автор любит ее, но и Алексей ему дорог, друг видимо, учитывая обращение к нему Алешка, а не Алексей или Алексей Петрович. :)
Поэтому, тактично не называет свой крик души - "Моя любовь", но "Алешкина любовь", чтобы этого самого Алешку не обидеть.
Но так как автор уверен, что с Алексеем предмет его любви не счастлив, то и молчать не может, надеясь, что она обратит на него внимание и изменит свое отношение к нему.
Учитывая, что "Любовь связала крепко нас троих", а также время, когда была написана песня, в ней много недосказанного.
:)))

Да, критики из "толстых" журнал просто отдыхают. Но это еще не всё. Обычно в анекдотах для того, чтобы концовка оказалась максимально неожиданной, как правило, с репликой появляется персонаж типа поручика Ржевского. В нашем случае эту роль на себя взяла дама.

Наташа:
Я поняла!!! Ура! (+)
Это он Алешку любит! А девушка - для маскировки! :-)

Если можно говорить о немой паузе в Интернете, то она, несомненно, повисла.
Первым опомнился СЧ:
Ура! теперь и я понял! Все так. Ах, коварные!! (-)

А все тот же ВЧ подвел итог и расставил точки над "і" со всей серьезностью:
Т.к. в ВИА и для ВИА работала продвинутая молодежь, а время было суровое, и про "голубую луну" не споешь, то может быть и так.:)

Но мы, когда слушали эту песню, во времена своей молодости, ничего такого подумать не могли своими чистыми душами.

Надеюсь, не думаем так и сейчас.
:)))

Действительно, после первого куплета и менять ничего не надо - всё становится на свои места (вернее - с ног на голову):

Как же быть, как быть,
Запретить себе тебя любить -
Не могу я это сделать, не могу…

И, наконец, с помощью четвертого метода можно сформировать репертуарчик, который можно условно отнести к категории "Мы будем петь теперь по-новому" - надо подобрать соответствующую песнь, в которой менять ничего не надо. Здесь главное даже не КАК, а КТО поет. Вот, скажем, многократно пародируемая "У нас, молодых":

Наши руки - не для скуки,
Для любви сердца,
Для любви сердца,
Для которой нет конца.

Сплошные многозначности, недосказанности! Но зато какие!

А вот с песнями современными неинтересно. Уж больно они прямолинейные. Их и пародировать не надо. Пример:

Опа, опа, опа,
Я попал на твою попу!
И скажи ты ей спасибо,
Что живешь ты так красиво.

Вообще-то поет ее герой, обращаясь к девушке (что явствует из клипа), да ведь видеоряд можно и поменять…

Но тут и извилины напрягать не надо, поэтому что-то подобное будем относить в разряд курьезов.

 

Условия конкурса

Они просты:

1. Предлагаемые песни должны быть общеизвестные, желательно из эпохи ВИА (ВИА-Ностальгия у нас все-таки). Следует указать название песни или ее первого исполнителя, или и то, и другое. Не забудьте написать свое имя или ник. Желательно также сообщить, в каком городе живете - для статистики.

2. Возможны комментарии, чем смешнее, тем лучше. При этом они не должны содержать ни прямых, ни косвенных оскорблений ни в адрес авторов, ни в адрес исполнителей старых, ни в адрес исполнителей предполагаемых. Не хватало нам только обвинений в нелюбви к "голубым кофточкам" и судебных исков о защите чести и достоинства.

3. Предложения присылайте на ящик vv_box@ua.fm , тема: "Конкурс". Сроки мы, в принципе, не оговариваем, но пару недель на размышление, надеемся, хватит.

4. Победителей вообще-то мы, в принципе, определять не собираемся - цель-то у нас общая. А призы - публикация всего достойного внимания в "Библиотеке РАМа" на нашем же сайте.

Ждем-с!

 

P.S. Всех авторов и исполнителей процитированных песен просим не обижаться.

Во-первых, мы их таки любим - иначе не цитировали бы по памяти.

Во, вторых, как известно, люди творческие вообще, и музыканты, в частности, люди - не лишенные чувства юмора, и сами порой не прочь подшутить над собственным творчеством (ну, а над творчеством коллег - и вовсе, святое дело).

И, в третьих, АПРЕЛЬ все-таки на дворе, господа!

 

 

опубликовано 05.05.2005

 

 

 

Hosted by uCoz