ВИА 60-70-80х
Публикации
|
|
ВИА-Ностальгия Библиотека Рядового Армии Меломанов
ДАВАЙТЕ ПЕСНЮ СЛОЖИМ!
Нынче на эстраде модно быть или прикидываться (с каких пор? почему?!)) "голубым". При этом количество исполнителей несоизмеримо с числом песен. Что у всех на слуху? Ну, "Голубая луна", ну, еще пара-тройка опусов. И все. Исполнители просто вынуждены брать старые испытанные шлягеры и адаптировать их "под себя". Все, что лежало на поверхности - "Голубой вагон", "Песня о голубых городах" - уже использовано. А дальше дело несколько затормозилось. Так кому же, как не знатокам песенной классики внести свой посильный вклад в развитие отечественной эстрады! Соберемся с силами и мыслями, вспомним шлягеры прошлых лет и выберем наиболее подходящие! Библиотека Рядового Армии Меломанов объявляет Первый интерактивный конкурс под названием "Давайте песню сложим!" Девиз конкурса: "Старые песни - о "новом". Только упаси Вас Бог отнестись к этой затее серьезно - хоть к 1-му числу мы и не успели, но все-таки АПРЕЛЬ на дворе, господа. Чем неожиданнее и смешнее - тем лучше. Условия найдете ниже. Но сначала - некоторые соображения касательно предмета.
Ощущать себя опоздавшим неприятно. Обдумывая очередную главу своих "Записок", посвященную "Цветам", и вспоминая их песни, невольно удивился: да как же это нынешние "голубые" певцы до сих пор не обратили внимание на такие слова: Мы вам честно сказать хотим: Это ж просто супер! Но пока РАМ тихо радовался неожиданности и свежести столь
ценного открытия, Борис М., говорят, взял да и исполнил вышеупомянутую
песню в какой-то новогодней программе. Абыдна, да? Но поскольку любое интересное занятие становится вдвое интереснее, а любая затея - многократно затейнее, если занимаешься ею не в одиночку, а с друзьями, решил РАМ кликнуть клич: кто найдет лучше? А чтобы упростить участникам предполагаемого состязания задачу, решил систематизировать собственные наработки и изложить их в виде кратких методик. Но сначала немного истории. Из истории словесных игр Едва научившись самостоятельно выводить какие-нибудь каракули, мы начинали играть со словами. Игры эти были - "балда" и ей подобные. В этих играх обязательно кто-нибудь побеждал. С возрастом игры усложнялись - и вот уже в арсенале скучающих на уроках или лекциях учеников (студентов) появляются игры типа буримэ: это когда по заранее заготовленным рифмам игроки старались сочинить четверостишья, желательно посмешнее. Правда, ничего кроме пары "кекс - секс" с ходу припомнить не могу. Разновидность этого упражнения: каждый игрок по очереди пишет стихотворную строчку, заворачивает листок бумаги так, чтобы другой игрок не увидел написанного, а тот пишет свою строчку на свободном поле листа. Потом листок разворачивается - и получается порой такая галиматья! Понятное дело, что в этой игре, как и в других, описанных ниже, формального победителя быть не могло, наибольшую творческую удачу за соперником принято было великодушно признавать без боя. То есть, это было "искусство ради искусства". Наивысшим пилотажем в подобных занятиях было сочинять эти строчки устно - каждый по одной-две, причем, желательно, чтобы игроков было побольше. Идея такой игры пришла, как ни странно, в армии, а именно, в учебке. Когда между бесконечными построениями, перемещениями строем и прочими важными и дающими богатую пищу для ума коллективными действиями случались 10-15-минутные паузы, курящие бойцы спешили курить. А некурящие? Что делать, когда все "гражданские" анекдоты давным-давно пересказаны, сердечные тайны поверены, фильмы вспомнены? Правильно - сочинять стихи. Что-то наподобие рубайи Омара Хайама. Происходило это примерно так. Первый начинал: Распалися "Битлы", распался "Яркий пурпур",
Другой же делал довольно неожиданный и глубокомысленный вывод: А это значит - наступает кризис рока, Или другой пример. Когда в семнадцатом мы Зимний брали, (тут, братцы, политикой попахивало, но второй игрок не растерялся и направил мысль в "правильное" русло): О сексе и не помышляли. 1-й опять гнул свое: Настрой на Западе иной - И тут, кажется, не вытерпел 3-й игрок и выдал: Кто злостный ё...рь - тот герой! По крайней мере, в тот раз ни о каком продолжении игры уже не могло быть и речи... А еще можно было взять припев какой-нибудь шутливой или приблатненной песенки и присовокупить к ней запевы из "серьезных" песен. Так, например, определенную известность имели тогда "народные" куплеты с таким припевом: И кое-что еще, Ну, вспомнили? С высоких синих гор Припев: Так вот, в соревновании по мотивам этих куплетов безусловное первенство завоевал мой друг, своевременно припомнивший светловскую "Гренаду": Мы ехали шагом, Припев: Еще более интересная забава - совмещать строки или двустишья из разных песен. Особенно, если их не просто декламировать, а пропеть. Например, в песне "Машины времени" были такие слова: Я был вчера в огромном городе, А продолжением стало: (Это уже из "Синего платочка", понятное дело). Как видим, венцом описанного эволюционного процесса стали игры с песнями, чем мы и предлагаем вам заняться, соблюдая некоторые условия, речь о которых пойдет в конце. А пока постараемся познакомить вас с собственными наработками. Материалы и методы Именно так в серьезных научных трудах именуются разделы, в которых описываются объекты исследований и способы измывательства над ними. В нашем случае роль материала будет исполнять текстовый материал известных песен, а о методах работы с оным мы сейчас и поговорим. Первый метод подбора песни для "голубого" репертуара, как мы уже говорили, лежит на поверхности: это песни, в названии или тексте которых встречается слово "голубой". Причем, абсолютно не важно, о чем, собственно, песня. Тут главное - подача. Я уже буквально слышу, как может прозвучать известный белогвардейский романс в интерпретации одного из "классиков жанра": Господа - (пауза, далее - с придыханием) - офицеры
- (пауза) - голубые - (пауза) - князья! (с легкой экзальтацией)
Может показаться, что песен такого рода, обойденных вниманием, уже не осталось. Но, видимо, это не так, надо просто хорошо поискать. Чего стоят только откровения голубого щенка из одноименного мультфильма: Если всеми ты любим, А? Попробуйте-ка переплюнуть! Следующую категорию предлагается назвать "Мальчишки-девчонки, девчонки-мальчишки". Способ отыскания соответствующих песен заключается в следующем. Берется песня, изначально исполнявшаяся женщиной, и обращенная к мужчине, и вкладывается в уста (здесь нет никакого намека!!) исполнителю противоположного пола. А он, в свою очередь, с этими словами обратится к представителю пола своего. Какими в таком случае новыми красками совсем другого спектра заиграет песня из репертуара Аллы Пугачевой "Не отрекаются, любя"! И так захочешь теплоты, Третья категория - "Из песни слов не выкинешь". К ней можно отнести уже упоминавшуюся песню "Честно говоря". Хотя герой ее потом оправдывается, дескать, да как же без них, да мы без них куда - да просто... никуда (опять какая-то двусмысленность получается!), но "А" уже сказано. А уж если произнести его с соответствующими интонациями, то все остальное уже не так важно. Методология работы с материалом в данном случае хорошо иллюстрируется "мозговым штурмом", фрагменты которого не могу отказать себе в удовольствии здесь привести. Это недавние диалоги завсегдатаев конференции сайта www.viaansambles.narod.ru (надеюсь, они не против их цитирования). Прошу только иметь в виду, что все участники общения давно знакомы друг с другом - кто заочно, а кто и очно. ...А началось всё с разговора о пятерке любимых песен эпохи ВИА. Упоминалась в постах неоднократно (и вполне заслужено) "Алешкина любовь" с первой пластинки "Веселых ребят". После обязательных в таких случаях комплиментов один из участников беседы позволил себе лирическую нотку личного характера. ВЧ: Подоспевшая представительница прекрасного пола быстро возвратила дискуссию из эмпиреев на грешную землю. Наташа: В своих сомнениях она оказалась не одинока. VV: Известный кудесник слова и признанный специалист по творчеству ВИА вообще и "Веселых ребят" в частности, СЧ, постарался внести ясность: Кого любит Алешка: Рядовому VV мотать на ус!! И для ее же блага: она ж с Алексеем несчастлива будет, хоть тресни, это чувак знает наверняка. Он же ей добра хочет. Поэтому и говорит: уйди ты от него подобру-поздорову ко мне, и будет у нас с тобой и добрый путь, и все такое. А Алешка сибе другую найдет - ему это раз плюнуть. Ну, что, пол? В чем смысл песни? Неправильная Алешкина
эта любовь, у чувака - вернее будет. Вот и весь треугольник Пифагора!
Арифметику надо было учить! Однако собеседник, то бишь, VV, не унимался: Ты мне растолкуй, какого лешего песню ОБ СВОЕЙ любви именем
соперника называть? Не врубаюсь я чего-то... СЧ: Свое видение ситуации изложил виновник дискуссии. ВЧ: Да, критики из "толстых" журнал просто отдыхают. Но это еще не всё. Обычно в анекдотах для того, чтобы концовка оказалась максимально неожиданной, как правило, с репликой появляется персонаж типа поручика Ржевского. В нашем случае эту роль на себя взяла дама. Наташа: Если можно говорить о немой паузе в Интернете, то она,
несомненно, повисла. А все тот же ВЧ подвел итог и расставил
точки над "і" со всей серьезностью: Но мы, когда слушали эту песню, во времена своей молодости, ничего такого подумать не могли своими чистыми душами. Надеюсь, не думаем так и сейчас. Действительно, после первого куплета и менять ничего не надо - всё становится на свои места (вернее - с ног на голову): Как же быть, как быть, И, наконец, с помощью четвертого метода можно сформировать репертуарчик, который можно условно отнести к категории "Мы будем петь теперь по-новому" - надо подобрать соответствующую песнь, в которой менять ничего не надо. Здесь главное даже не КАК, а КТО поет. Вот, скажем, многократно пародируемая "У нас, молодых": Наши руки - не для скуки, Сплошные многозначности, недосказанности! Но зато какие! А вот с песнями современными неинтересно. Уж больно они прямолинейные. Их и пародировать не надо. Пример: Опа, опа, опа, Вообще-то поет ее герой, обращаясь к девушке (что явствует из клипа), да ведь видеоряд можно и поменять… Но тут и извилины напрягать не надо, поэтому что-то подобное будем относить в разряд курьезов.
Условия конкурса Они просты: 1. Предлагаемые песни должны быть общеизвестные, желательно из эпохи ВИА (ВИА-Ностальгия у нас все-таки). Следует указать название песни или ее первого исполнителя, или и то, и другое. Не забудьте написать свое имя или ник. Желательно также сообщить, в каком городе живете - для статистики. 2. Возможны комментарии, чем смешнее, тем лучше. При этом они не должны содержать ни прямых, ни косвенных оскорблений ни в адрес авторов, ни в адрес исполнителей старых, ни в адрес исполнителей предполагаемых. Не хватало нам только обвинений в нелюбви к "голубым кофточкам" и судебных исков о защите чести и достоинства. 3. Предложения присылайте на ящик vv_box@ua.fm , тема: "Конкурс". Сроки мы, в принципе, не оговариваем, но пару недель на размышление, надеемся, хватит. 4. Победителей вообще-то мы, в принципе, определять не собираемся - цель-то у нас общая. А призы - публикация всего достойного внимания в "Библиотеке РАМа" на нашем же сайте. Ждем-с!
P.S. Всех авторов и исполнителей процитированных песен просим не обижаться. Во-первых, мы их таки любим - иначе не цитировали бы по памяти. Во, вторых, как известно, люди творческие вообще, и музыканты, в частности, люди - не лишенные чувства юмора, и сами порой не прочь подшутить над собственным творчеством (ну, а над творчеством коллег - и вовсе, святое дело). И, в третьих, АПРЕЛЬ все-таки на дворе, господа!
опубликовано
05.05.2005 |