ВИА 60-70-80х
Публикации
|
|
"Добры молодцы" в "Юпитере". Возврат 70-х в Нижний.
Все мы становимся "жертвами" песен… Рано или поздно это происходит. Песен написано столько, что у каждого в жизни бывают такие моменты, которые воспеты в песне один-в-один, или же приблизительно изложено произошедшее. Вот и я стал такой "жертвой" в конце 2002 года. "Жертвой" песни "Марья" Сергея Лёвкина и Роберта Болотного, которую исполнял и исполняет ансамбль "Синяя птица". Сюжет этой песни очень близок с тем, что со мной произошло. И вот, когда уже было "этих дней нам не вернуть", а было это 28 января 2003 года, я решил поехать и посмотреть те места, тот дом, где эта "Марья" жила до переезда в Москву. Это недалеко от станции метро "Автозаводская". Напрасно я считал, что там сплошная промзона. Оказалось, есть недалеко жилой массив. Дом, к которому я шёл, 9-этажный панельный на Газовской улице смотрелся очень ярко на фоне полуразваленных двухэтажных "сталинок" и заросших кустами "хрущёвок". Ярко выделялся, как когда-то выделялась эта самая "Марья". Когда я шёл обратно к метро, я долго думал, почему же раньше были такие песни, как "Марья", которые могли всё так воспроизводить? Откуда они могли знать "историю болезни", которая потом повторится неоднократно, а спустя 20 лет - и со мной. И почему теперь нет таких песен? "Я иду по лужам, мне никто не нужен" - такие теперь у нас "песни" молодёжь поёт. И где теперь взять музыку и слова тех лет? Так называемая мода на ретро уже прошла. И что теперь? Я подошёл к автобусной остановке возле метро. Остановка вся обклеена афишами. Очень много афиш юмористов, крупная афиша Ивана Кучина. И тут я смотрю - "Добры молодцы". Вот это да! Посмотрел афишу - 8-го февраля в 18-00. И число меня устраивало, и время, и день. Задумавшись, я повернулся налево. Вот это да!!! "Синяя птица"! Надо же, только думал о песне "Марья", и тут - афиша! Но этот концерт назначен на 21 февраля, ещё много времени, пока нужно приобрести билет на "Добрых молодцев" и обязательно сходить. Позвонив в "Юпитер", я на следующий день купил билет за 400 рублей в кассе зала. Потом я, проезжая по городу, видел на многих остановках и заборах афиши ансамбля. Были разные афиши. Например, одна была сделана с перевёрнутого негатива, зеркальная. Гитары у музыкантов были как бы на левую руку. Однако я понял, что это просто так напечатали, потому что уже видел и слышал "Добрых молодцев" на двух сборных концертах в Москве. Первый раз - в Кремлёвском дворце 15 ноября 2001 на концерте "Мой адрес - Советский Союз", второй раз - в "Олимпийском" 11 декабря 2002 на "Хит-параде 80-х". Таким образом, афиш в городе было предостаточно. В конце месяца я уехал из города до 7 февраля. Утром 8 февраля я подготовил "снаряжение" для концерта: фотоаппарат, бинокль, блокнот для автографов, видеокамеру. Днём я был у своей бабушки, и к вечеру, сев на маршрутку, поехал из Сормова в Центр. Приехал примерно за 35 минут до концерта. Войдя в здание, подойдя к гардеробу, я не стал сразу сдавать куртку. Стал смотреть на других зрителей, которые приходят на концерт. В основном, это были пары лет 40-50-ти. И почти никого из молодёжи. Только потом пришли ещё 2 парня, один из них был с длинными белыми волосами. Я лишний раз расстроился из-за того, что совсем недавно ещё имел такие же длинные, но по просьбе героини вышеупомянутой песни "Синей птицы" я постригся. Сколько горя мне это принесло... Но это другой разговор. Потом я посмотрел - пришла ещё одна молодая девушка с матерью и ещё кем-то. Тут к ним подошёл мужчина в тёмно-синей куртке и такого же цвета кепке. Под кепку он спрятал свои длинные седые волосы. Это был гитарист "Добрых молодцев", его никто, видимо, не узнал. А та девушка, к которой он подходил, была очень похожа на него, с длинными волосами, но на этот раз чёрными. Я подумал, что это его дочь. И не стал спрашивать её. А спросить было о чём. Я посмотрел в сторону лестницы - там стояли 2 охранника, которые металлоискателем всех проверяли. А я - с рюкзаком, с которым вряд ли пропустят. Я был впервые в "Юпитере", поэтому не знал, смогу ли я сдать этот рюкзак в гардероб. А многие там, наверно, уже были. И я спросил тогда не у той девушки, а у того самого парня с длинными волосами. Он ответил, что не знает. Кто бы мог подумать, что именно с ним я потом встречусь в Интернете. Им оказался Дмитрий Терёхин из Дзержинска, автор статей о концертах "Цветов" и о том, о котором я пишу сейчас. Времени до начала оставалось всё меньше и меньше. И я решился спросить у этой чёрной девушки, к которой гитарист подходил, можно ли проходить с рюкзаками. Она тоже ответила, что не знает. Я решил спросить охранников: "Можно снимать?" Они, увидев мой большой рюкзак, видимо, догадались, что в нём лежит видеокамера, и сказали: "Нет. Организаторы не разрешили". Я сказал: "Я с фотоаппаратом". Тогда охранник сказал: "Пожалуйста, но только в перерывах между песнями, чтобы во время песен не слепить их вспышками, а то могут сбиться". Тогда я без раздумий сдал вместе с курткой рюкзак, но в нём оставил только камеру. Блокнот и фотоаппарат были у меня в кармане, на шею бинокль повесил. Меня пропустили, и я поднялся на второй этаж и пошёл в зал, прошёл мимо звукорежиссёра, который сидел за пультом в середине зала. Справа от сцены висел маленький плакат "Радио Ретро". По этому радио я слышал рекламу концерта, а в тот день артисты ансамбля были в прямом эфире на радио. Моё место оказалось недалеко от этого плаката. Я нашёл место - ряд 7 место 7. Говорят, счастливые числа. На сцене стояли 4 микрофона, сзади на подставке - белый "Korg", рядом - электронная ударная установка, стояли гитары: красная соло-гитара "Gibson", 2 акустические, электрогитара и бас. И около "Gibson" в футляре лежала электроскрипка. Также на сцене были и усилители. Примерно в 18-15 на сцену вышел конферансье. Внешне он был типичный "восмидесятник": с характерной причёской, в очках, в пиджаке. Поздоровался, начал говорить: "Сегодня здесь выступают…". Вся эта речь закончилась фразой: "Вокально-инструментальный ансамбль "Добры молодцы". Город Москва". Эту фразу потом сами музыканты неоднократно повторяли. Только не знаю, зачем. То, что Москва - это наша столица, которая никого не любит, кроме "своих", и её в ответ вся Россия не очень-то любит. Либо для того, чтобы показать "сами мы не местные", однако и это относилось не ко всем. Почему - ниже поймёте. И тут на сцену вышли музыканты. Пока они присоединяли кабели к инструментам, самый старший из них - солист с бубном, поздоровался, представился. Это был нынешний руководитель ансамбля Андрей Киселёв, единственный и последний (последним пришёл в ансамбль) участник состава 70-х. Сказал, что очень рад приехать в Нижний Новгород и т. п. Говорил, в основном, он и ритм-гитарист. Звали его Олег, фамилию произнесли невнятно. Когда музыканты настроились, зазвучала первая песня - "Отчего", которую ранее исполняли "Весёлые ребята". После аплодисментов Киселёв сказал: "Вот, концерт открылся. Ну, что, продолжаем дискотеку!" Зазвучала песня "Если любишь ты", которую ранее исполняли "Поющие гитары", "Весёлые ребята" и Светлана Резанова. Не думал я, что другим зрителям она тоже сильно нравится, а не только мне. В этот момент я понял, что независимо от того, кто исполняет, эта песня "удалась", в этом заслуга Юрия Антонова и Леонида Дербенёва. После аплодисментов Киселёв сказал, что простой концерт - это неинтересно и предложил задавать вопросы на записках. Затем прозвучала песня "Наташка". Я её слышал впервые. Впоследствии я узнал, что её, если я не ошибаюсь, исполнял ВИА "Музыка" или "Калинка". Затем музыканты стали снимать гитары, готовясь уйти, вышел конферансье с папкой, сказал: "Сейчас они чуть-чуть отдохнут. Всего лишь пару минут. А я пока тут займусь Вами". И, положив лист на папку, стал читать афоризмы, большинство из которых были уже старые и известные по типу " - Любишь свою жену? - Ну, а кто ж её не любит?". Зал немного посмеялся, и музыканты снова стали выходить. Выходя, Андрей Киселёв сказал "юмористу": "Ты бы хоть представился". На что он ответил: "Ну, что Вы, я этого недостоин по сравнению с Вами! Потом". И ушёл. Дальше звучали разные песни, большинство из репертуаров многих ВИА: "Весёлые ребята", "Чаривни гитары", "Поющие гитары", "Лейся, песня" и других. Только лишь одна песня была из репертуара тех, старых, "Добрых молодцев". Это была песня "Золотой рассвет". Перед этим Киселёв сказал, что-то типа: "Что нам нужно было тогда? Чего не хватало нам тогда? Конечно же, хорошего русского рок-н-ролла". Соло-гитарист начал прыгать по сцене с гитарой, и у него от ремня отлетел аппарат, который, видимо, подавал звук с гитары на усилитель, такая радиосистема. Этот аппарат держался на одном кабеле, только лишь по окончанию песни артист присоединил его к ремню. А со звуком ничего не случилось. В зале начались понятные подозрения. Но после ещё одной песни музыканты ушли. Опять вышел конферансье. Он сказал: "Музыканты пошли отдохнуть". И теперь он представился: "Я - композитор Олег Каледин. В 80-е годы писал для Анне Вески, Ольги Зарубиной, Аллы Пугачёвой и других. Недавно я получил приз за 2002 год за песню с Александром Шагановым "Вечерочки-вечерки". Давайте я Вам её спою, кто хочет - танцуйте". И зазвучала эта песня. Несмотря на то, что в этой песне присутствовал современный ритм, в народе называемый "бум-бум", было видно, что что-то от 80-х в ней есть. А автор слов, видимо, решил, не озадачивать себя чем-то новым, и просто переделал свой же текст песни "Вечерок-вечерочек", которую Александр Шаганов написал с Игорем Матвиенко, исполнял которую Евгений Белоусов. И некоторые пошли танцевать в проход между рядами посредине зала около сцены. Потом была ещё одна песня, тоже написанная исполнителем с Александром Шагановым "Всё будет хорошо". И действительно, просвечивала слабая надежда, что, может, будет всё хорошо когда-то. После этой песни конферансье объявил антракт. В фойе продавались кассеты, диски и плакаты "Добрых молодцев". Продавщица говорила, что кассеты эти есть только здесь, однако я сообщил, что видел их в Москве, таким образом "заложив" столицу и дав понять, что "пираты" даже "Добрых молодцев" не оставили в стороне. На дисках и кассетах я посмотрел репертуар, и всё ещё не понимал, почему многие песни до этого исполняли другие. Точнее, почему "Добры молодцы" поют те песни, которые уже были спеты. Почему? И я решил этот вопрос написать на бумажке и положить на сцену. Я купил плакат за 50 рублей; дорого, конечно, но где ещё можно достать такой? Когда я вернулся в зал, то увидел, что две девушки, одна из которых вышеупомянутая черноволосая, сели на пустой первый ряд. Это ещё больше усилило мои подозрения, что это дочь гитариста. В начале второго отделения зазвучала какая-то песня, и у ритм-гитариста Олега порвалась струна. Он как-то закончил эту песню, делая вид, что ничего не произошло, а потом просто взял акустическую и ещё 2 произведения играл на ней, за это время струну успели заменить. А пока музыканты начали читать первую "партию" записок. Записки были, в основном, с вопросами о репертуаре, вспомнили о песне "Почтовый ящик", которую написал Юрий Антонов. Когда был вопрос о песне, которая почему-то в концерте не прозвучала, "О добрых молодцах и красных девицах", музыканты ответили, что эта песня стала визитной карточкой ансамбля. И вспомнили афоризм, который, я знал, рано или поздно прозвучит на этом концерте, его решил сказать Андрей Киселёв: "Встретились как-то добры молодцы и красны девицы, выпили, и стали красны молодцы и добры девицы". Потом ещё решили посмеяться: "Вот написал кто-то: пожалуйста, "Не красавец я, конечно" для моей жены. Так, это что, чистосердечное признание?" Кто не знает, могу сказать, что это была такая песня в репертуаре ВИА "Музыка". Потом спели ещё одну песню, сказали опять: "Ансамбль "Добры молодцы". Город Москва". Но на этот раз сказали: "У нас есть в группе участник из Нижнего Новгорода, выпускник Горьковской консерватории, он Вам на скрипке ещё сыграет, а сейчас он - соло-гитарист. Это Сергей Новиков". Зал взорвался аплодисментами, но, как я понял, об этом уже многие знали. Именно тот гитарист, который "зажигал", прыгал с гитарой по сцене. Затем спели 2 песни, которые и раньше исполняли "Добры молодцы". "Когда уйдём со школьного двора" и "Когда часы 12 бьют". Правда, в последней раньше пел ещё какой-то очень юный женский голос. Если я не ошибаюсь, это была Оля Рождественская. Потом стали читать вторую "порцию" записок, где была и моя с двумя вопросами. Дело дошло до моей, её читал Олег: "Вопрос: почему вы поёте много песен, которые раньше уже пели другие ансамбли? Дело в том, что мы воссоединились в конце 1994 года, когда не было никого: ни "Синей птицы", ни "Поющих гитар", ни "Самоцветов", никого не было, а нам хотелось, чтобы эти песни люди слушали на концертах. Второй вопрос: случайно никому не нужен поющий…ой… может, пьющий? (зал расхохотался)…басист, ориентирующийся на стиль ВИА "Поющие гитары", "Синяя птица"? Возраст - всего 19 лет. Отвечаем. Конечно, если есть желание, а оно есть, нужно набирать ребят, репетировать и обязательно всё получится!" Но меня эти слова не обнадёжили, поскольку единомышленников у меня нет, я этого в вопросе не написал. Зато хоть публика посмеялась над "пьющим". Хотя, конечно, в вопросе было "поющий". Когда записки кончились, музыканты рассказали такую историю: "Как только мы собрались, в 1995 году мы поехали в Санкт-Петербург. Шли по подземному переходу и увидели: сидит старик с кепкой, ну, Вы понимаете, на гармошке играет и поёт песню. Когда мы подошли ближе, то увидели, что это в прошлом известный композитор, и пел он свою самую известную песню. Мы подумали, что не всё так ещё плохо, если всё-таки в переходе поют. А этот ленинградский композитор - автор песни "Клён" Владимир (я из зала кричал "Юрий!", именно так правильно) Акулов". И зазвучал "Клён". Ещё музыканты рассказывали, что "Добры молодцы" однажды решили обменяться с ансамблем "Песняры" песнями. "Песняры" спели "Когда уйдём со школьного двора", а "Добры молодцы" взяли песню, которую, как они рассказали, Борис Мокроусов написал ещё во время Великой Отечественной войны, но спели её впервые только "Песняры". И зазвучала "Вологда", пел ритм-гитарист Олег. Этой песней музыканты вспомнили Владимира Мулявина. Затем началось своеобразное музыкальное шоу. То ли Киселёв, то ли Олег ритм-гитарист сказали: "Что-то нам показалось, что Нижний Новгород очень любит рок. Сергей, иди-ка сюда!" Сергей Новиков сказал: "Сейчас я спущусь в зал и буду играть известные темы, а Вы, как станете узнавать, что это за тема, поднимайте руки кверху и хлопайте". Новиков спустился в зал, благо провода от гитары не было - всё через радиоаппаратуру, и начал что-то играть, говоря: "А сейчас посмотрим, кто активнее - правая сторона зала или левая". И каждая половина, подогретая в антракте горячительными напитками, старалась быть активнее противоположной. Новиков ушёл глубоко в зал, играя знакомые темы. Потом, на обратном пути, остановился и заиграл самую известную тему - из "Deep purple". Потом он вернулся на сцену, ещё что-то спели, в конец песни вставили инструментальный фрагмент, и Андрей Киселёв стал представлять музыкантов. Как только он объявлял, этот музыкант что-то сольное двух-трёхтактное сыграет и уходит со сцены. На сцене остаётся играть один только ударник. В зале погасили свет. Ударник стучит всё интенсивнее, потом ещё и ещё больше. Всё это длилось примерно 5 минут. Затем опять вышли все музыканты, пришла записка, зачитали: "Сергей Новиков окончил консерваторию как скрипач, пусть сыграет что-нибудь. Сергей, сыграй что-нибудь, а?" А в первом отделении уже была одна песня, где он играл на скрипке. Тут он вышел на середину сцены и сказал: "Сейчас вспомню все этапы". И начал играть гамму и скрипеть как самый начинающий. Затем сыграл нормальную гамму, затем каприз Паганини, постепенно убыстряя и усложняя. Бурные аплодисменты, консерваторская школа даром не прошла. Новиков опять взял гитару. Потом стали звучать песни "Кто тебе сказал?" и подобные. Всё больше людей танцевали в проходе. И видно, что концерт подходит к концу, уже стали звучать "гимны" тех лет. Хором с залом был исполнен "Мой адрес - Советский Союз". И, как финал, прозвучала единственная песня не из 70-х, а на 10 лет старше - "Главное, ребята, сердцем не стареть" Александры Пахмутовой на стихи Сергея Гребенникова и Николая Добронравова, которую исполнял ранее Лев Барашков. Только вот Сергей Новиков слишком пошло объявил эту песню: "Главное, ребята, перцем не стареть". После этой песни Новиков ушёл, и все подумали, что это конец, все пошли к сцене брать автографы и дарить цветы. Но музыканты сказали: "Несмотря на то, что песня эта невесёлая, но она очень известная, поём все!" И вместе с залом хором пели "Прощай". Выбежал Сергей Новиков, уже снявший костюм, был в простой чёрной майке, и Олег Каледин. После этого уже все собрались бежать в гардероб, чтобы занять очередь. Я подошёл к сцене с фотоаппаратом, хотелось всех сфотографировать крупнее. И тут Киселёв говорит: "Во, сколько Вас тут собралось! И это прекрасно. Сейчас мы вместе споём гимн 70-х. Всё, что мы сегодня пели - это песни, а это именно гимн!" И стали петь "Нет тебя прекрасней", весь зал пел. Спели все 3 куплета, потом сказали: "Спасибо за внимание! Кто хочет подойти за автографом - сейчас мы переоденемся и подойдём в фойе". Публика поспешила покинуть зал, кто в гардероб, кто в очередь за автографом. Не очень много людей решили взять автограф. Но я решил взять. Вместо фойе музыканты появились со стороны служебного входа. Там стояла та самая вышеупомянутая черноволосая девушка, я, наконец, спросил: "Простите, Вы случайно, не дочь Сергея Новикова?" Она ответила: "Да. А как Вы догадались?" А догадаться было легко, она очень похожа на своего отца. Я подошёл к входу, сфотографировался и взял автограф у Андрея Киселёва. Потом появился Олег, я попросил: "Пожалуйста, пьющему басисту". Тоже подписал. Все ждали Сергея Новикова. Но он почему-то не появился. Все ушли. Из дверей появился Олег Каледин, уже не в пиджаке и без очков. Передо мной взяла автограф какая-то пожилая женщина, на что композитор сказал: "Как прекрасно, что даже пенсионеры ходят на такие концерты. Спасибо. Знаете что, если Вы увидите в афише любого концерта мою фамилию, подходите к охране со стороны служебного входа и говорите: "Мне Каледин нужен", и я выйду, и Вас пропустят на концерт бесплатно". Женщина долго отказывалась. Потом я взял автограф и сфотографировался. И пошёл вниз, к гардеробу. Взял куртку и рюкзак, и тут подошёл Сергей Новиков, его ждали 3 человека и семья. Я, конечно, взял автограф, сфотографировался. Потом Новиков попросил меня на его фотоаппарат сфотографировать его, его дочь и ещё какую-то девушку. Я сфотографировал и ушёл из здания "Юпитера". На улице стояли эти 3 товарища, которые мне говорили: "Надо же, такой молодой, а такую музыку любишь! Пойдём с нами в бар, отметим!" Я ответил, что очень спешу. И на автобусную остановку не пошёл, потому что они туда пошли, я пошёл на остановку трамвая, на котором доехал до вокзала. Хватило, как говорится, ума, поздно вечером, в гололёд, с видеокамерой, по тёмному базару около вокзала пробираться к метро. А на метро добрался до места назначения. Впечатление от этого концерта у меня неоднозначное. С одной стороны, очень хорошо, что люди помнят то время, те песни, а ВИА дают концерты. Но, с другой стороны, в антракте все "согрелись" горячительными напитками, и я стал понимать, что любители такой музыки далеки от здорового образа жизни. И ещё, что меня огорчило, это то, что совсем не было молодёжи, кроме тех, кого я упомянул, но это в сумме 5 человек. Разве это много? И если бы вместо этих концертов молодёжь ходила бы на академические концерты в Кремлёвский зал, которые там проходят почти ежедневно, так ходят-то на "Королей и шутов", всевозможные "Пропаганды" и прочие мероприятия, именуемые "party". А что касаемо именно ансамбля "Добры молодцы", то тоже неоднозначно я его оцениваю. С одной стороны, они молодцы, что собрались первыми, но из-за желания петь все популярные шлягеры 70-х сделали из них обыкновенный "обзорный" ВИА, причём именно такой, "обзорный" коллектив появился за год до воссоединения "Добрых молодцев". Я имею ввиду ансамбль "Дубы-колдуны". Но "Дубы-колдуны" не выступали в 70-х годах, поэтому им нечего терять, а "Добры молодцы" просто теперь потеряли своё лицо. Тем более, что это уже совсем другой ансамбль и по составу. Из прежнего, как я уже упоминал, остался только Андрей Киселёв. Поэтому как-то странно было, когда он подписывал автографы: "От старых добрых молодцев". Старых-то больше нет. Несмотря на эти детали, я в очередной раз понял, что не зря старались Юрий Антонов, Вячеслав Добрынин, Леонид Дербенёв, Игорь Шаферан, Давид Тухманов, Владимир Харитонов, Игорь Кохановский и многие другие. И в этот вечер "Добры молодцы" постарались вернуть зрителям те времена, когда кто-то учился в школе, кто-то в университете, под эти песни они танцевали, влюблялись, создавали семьи. Всё это было, когда они были моложе на 20 лет. И как правильно заметил то ли Андрей Киселёв, то ли Олег: "Эх, что же мы будем вспоминать через 20 лет? "Я беременна, но это временно". Зал долго смеялся, да не до смеха мне тут. Мне-то будет что вспомнить, а вот моим ровесникам… Честное слово, иногда у меня возникает желание посоветовать им как в песне, которую пел в те времена Виктор Салтыков - "Буду помирать молодым". Всё-таки, хотя я не жил в те времена, но представляю, что, несмотря ни на что, замечательное это было время…
Фёдор Стрелков 06.04 2003
опубликовано
19.04.2003 |