ВИА 60-70-80х
Публикации
Вопросы |
|
Эпоха ВИА - плюсы и минусы.
Давно уже минуло время славной эпохи ВИА, которая господствовала на советской
эстраде без малого 20 лет - от легендарных "Поющих гитар" середины
60-х до конвульсивно-умиравших "Пламени" и "Самоцветов"
начала 80-х. За этот немалый срок появилось на свет великое множество
коллективов. Почти в каждой школе, в каждом институте был свой вокально-инструментальный
ансамбль. Большинство из них кануло в небытие так и не выйдя за пределы
родных стен, старательно разучивая западные стандарты того времени. Некоторые
ВИА промелькнули на песенном небосклоне двумя-тремя песнями и также были
быстро забыты, как например ВИА "От сердца к сердцу", "Орфей"...
И лишь немногие сумели обрести всесоюзную известность благодаря то ли
своему внутреннему таланту, то ли расторопности именитых художественных
руководителей, имевших связи в Министерстве культуры и прочих власти предержащих
заведениях того времени. Давно уже пора подвести черту и попытаться определить сильные и слабые
стороны ушедшей ВИА-эпохи. На стыке веков - 20-го и 21-го был временный
всплеск интереса к культуре ВИА, длившийся 2-3 года. НО этот всплеск обусловлен
скорее виражом ее величества моды, чем какими-либо культурно-эстетическими
изменениями в обществе. Разные современные (в большинстве своем фанерно-бездарные)
группы быстренько повключали в свои репертуарчики известные старые песни,
стремясь показать свою "модность". Быть может для молодых, которые
никогда не слышали эти песни в оригинале, такое исполнение и не показалось
страшным, а даже наоборот - "крутым", то для людей, слышавших
эти вещи в оригинале, такая "новомодность" вызывала только отвращение
и стремление как-бы назло отыскать в своих фонотеках оригинал и снова
насладиться подлинником, а не копией. Итак, попытаемся определить - чем
же ушедшая ВИА-эпоха запомнилась людям - ведь еще очень многие помнят
те песни несмотря на идущие годы. Начнем со слабых сторон. Первое - это наличие жесткой цензуры. Конечно же это не вина коллективов - они всего лишь были заложниками своего времени, но цензура безусловно наложила свой уродливый отпечаток прежде всего на тематику текстов, которая ограничивалась совсем малым набором : песня о Родине, песня о любви, песни о разного рода стройках века, о тайге, о геологах.. Конечно же в этом нет ничего плохого, но поэты, писавшие такие тексты очень боялись выйти за жесткие рамки, и от этого из под их пера появлялись совсем уж агитки-примитивы, которые не будоражили ни ум, ни чувства. Вообще тескты ВИА - их явно слабая сторона. В них не было ни попыток философских изысков, но углубленного освоения какой-либо затронутой темы - царила поверхностность, хотя многие тексты были сложены профессионально и складно, что отнюдь не давило на уши и воспринималось просто. Второй слабой стороной я бы назвал "сторонность авторов". Поясню.
Нетрудно заметить, что подавляющее большинство песен ВИА - как слова так
и музыка - писАлись поэтами и композиторами, не имеющими никакого отношения
к данному на тот момент коллективу. Авторы могли свободно отдать свои
творения сразу нескольким ВИА. "Сторонность" рождения песни
делало её исполнение "кем попало" как-бы не совсем искренней.
Ведь согласитесь - песня рожденная внутри коллектива, живет духом этого
коллектива, и коллектив в свою очередь живет такими песнями - получается,
ну что ли, больше жизни. На мой взгляд, этой слабой стороны к счастью
лишены "Песняры", где песни писАлись строго под конкретного
исполнителя, и этот факт безусловно, сыграл свою роль в огромной популярности
этого коллектива. Третья слабая сторона - это относится преимущественно
к первым нашим ВИА - это слишком уж плотное копирование западной мелодики.
Наверное все ранние ВИА включали в свои репертуары песни на английском
языке, и было совершенно непонятно - для кого они исполняли такие песни
?! Но избежать этой слабой стороны было невозможно - наша ВИА-культура
была уже вторичной и шла по уже проторенному западом пути. Более поздние
ВИА - такие как "Лейся песня", "Синяя птица" - избежали
таких штампов, что с одной стороны сделало их творчество беднее со стороны
мелодики, и богаче со стороны народности. Теперь обратимся к сильным сторонам нашей ВИА-эпохи. Их на удивление немного - я насчитал всего две. Но эти две стороны на мой взгляд сильньо перевешивают все стороны слабые.
Второе - это профессионализм. Сейчас к примеру, на сцену не лезет разве
что ленивый и тот, у кого нет "волосатой лапы" в шоу-бизнесе.
Сейчас "поют" все - от Кристины Орбакайты до Владика Сташневского..ой
простите - Сташевского, чей шепот тоже почему-то воспринимается за пение
!!! Раньше же, чтобы попасть в мало-мальски известный ВИА нужено было
иметь за плечами хоть какое-то музыкальное образование. Такое положение
вещей обуславливало преимущественно чистое, прекрасное исполнение и "ненапряг"
выступать вживую. Принимая во внимание эти ДВА больших ПЛЮСА, можно многое простить ВИА. Эти два плюса затмевают собой вышеизложенные минусы и позволяют говорить о той эпохе - как о значимом событии в культурной жизни страны того времени. Возьми пластинку старую на полке, Послушай вновь нетленные творенья, Сейчас уж век другой - цинично-упрощенный,
с уважением, 25.03.2002 год
|