ВИА 60-70-80х

 

Главная

Новости

Публикации

(начало)

 

Программы

Ссылки

Конференция

Гостевая книга

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фрагмент № 12
Экспресс с недальнего Запада ("Express" - "Экспресс", Венгрия)

42-е лирическое отступление: Замки на песке. На рубеже 60-х-70-х на песчаных окраинах киевского Левобережья как грибы вырастали 5-9-16-этажные, главным образом, крупнопанельные "замки". Были они до неприличия похожи друг на друга и различались порой только цветом балконов или ориентацией относительно сторон света.

Одним боком новый массив врезался в жидковатый соснячок, а другим - ой как не дотягивался до конечной станции метро. Песок между домами в скором времени частью заасфальтировали, частью прикрыли тонким слоем торфа, посеяли траву, повтыкали хилые деревца, открыли детские сады и школы, но такие мелочи, как промтоварные магазины, а тем более кинотеатр, как-то упустили. И ближайший к ставшему уже почти 100-тысячным городом массиву торговый центр находился в соседнем, более старом жилмассиве, отрезанном от нашего трамвайными путями. Объединял в себе этот центр среднего пошиба кинотеатр с нейтральным и непонятно что символизирующим названием "Алмаз", столовую, гастроном, парикмахерскую и скромный универмаг "Детский мир", где время от времени торговали пластинками.

Первое знакомство. Я уже не в первый раз приходил в этот единственный в округе универмаг и разглядывал большую пластинку в плотном картонном конверте, весьма скромным украшением которого служил нотный знак с надписью: "Зарубежная эстрада. Янош Коош", обрамленный какими-то цветными полосами. Имя этого певца я уже слышал и однажды даже видел его по телевизору, - на международном фестивале в Москве Я. Коош стал лауреатом с песенкой "Девочка у рояля". Не то, чтобы он меня тогда чем-то сильно поразил или мне хотелось приобрести пластинку именно с этой песней. Дело было в другом: на обратной стороне конверта под именем певца была ещё одна, очень притягательная надпись: "Вокально-инструментальный ансамбль "Экспресс". Ансамбль, да еще и венгерский - это уже было заманчиво. Вот только стоила пластинка 1 руб. 90 коп., и возникала дилемма: купить её или же на эти деньги приобрести 3 гибких пластинки. Но подходящие "синяки" когда ещё появятся, а эта - вот она, доступна! Долго хожу вокруг да около, и, наконец, решаюсь. И, в общем-то, не разочаровываюсь.

43-е лирическое отступление: Весёлый барак. Во времена застоя ходил анекдот о том, как наш высший руководитель поехал с визитом в одну из стран "народной демократии" (название её могло варьироваться в зависимости от ситуации). После того, как местный руководитель поводил его по ночным ресторанам, кабаре, шоу, наш недоуменно спросил: "Послушай, почему у вас так здорово, а у нас ничего этого нет?" На что тот ответил: "Видишь ли, и мы, и вы живём в большом социалистическом лагере. Просто мне барак повеселей попался". Конечно, это была шутка "со слезами на глазах", но, скажем, венграм "барак" действительно попался более весёлый. Какие легенды ходили о венгерских группах! Как мы передавали друг другу, искажая порой по незнанию, их названия! На каких танцплощадках не играли омеговскую "Девушку с жемчужными волосами"? А весьма непритязательную комедию "Лев готовится к прыжку" я смотрел трижды только для того, чтобы мельком увидеть там группу "Иллеш" и послушать их песенку. Достать венгерскую пластинку было почти такой же удачей, как найти хорошую запись какой-нибудь популярной английской группы. Даже несмотря на то, что слова их песен были нам абсолютно непонятны. И когда в армии один наш сослуживец, парень из Мукачево, рассказывал о коротких "приграничных" турах венгерских групп по Закарпатью, о том, как они были оснащены, как играли, как свободно вели себя на концертах и что творили на них вместе с публикой, мы слушали его с открытыми ртами, не очень-то даже веря, что у нас такое вообще возможно.

Что я видел, что я слышал. Слушали мы с друзьями-одноклассниками эту пластинку неоднократно и кое-что для себя нашли. Это были рок-н-роллы: два на английском - "Танцуй слоп" и "Хенки-пенки", и один на венгерском - "Не думай, что весь мир только твой". Правда, если в не очень чистом английском произношении венгров мы могли разобрать хотя бы отдельные слова, то по-венгерски не понимали ни бельмеса. Но и в самом языке, таком непохожем на наш, была своя красота.

Конечно, музыка "Экспресса" была скорее ближе к нашим ВИА, чем к венгерскому биту, но все же это была "заграница". Правда, послушав песню "Чёрный поезд" в интерпретации Коош-"Экспресс", мы единогласно пришли к выводу, что "Весёлые ребята" исполняют "наш" вариант, т.е. "Люди встречаются", лучше (версию "Поющих гитар" мы услышали гораздо позже, и подумали тогда по незнанию, что это уже повторение).

44-е лирическое отступление: Его Величество Стандарт. В одинаковых "сотах" стандартных человеческих ульев жили люди с примерно одинаковыми доходами. Все они, так или иначе, трудились на Государство. За это Государство (или Система, если хотите) позволяло им покупать в одинаковых магазинах одинаковую одежду и продукты, смотреть по двум-трем телеканалам одинаковые фильмы, читать и обсуждать одни и те же статьи, печатавшиеся в нескольких газетах, разнящихся, в основном, только названием, гоняться - причем эта гонка начиналась одновременно по всей необъятной стране - за одними и теми же "макулатурными" книгами, слушать по радио и напевать в свободное от работы время одни и те же песни.

Но с некоторых пор, по недосмотру или сознательному допущению, но стала потихоньку просачиваться к нам, минуя все запреты и ограничения, сквозь кордоны и глушилки (ну не глушить же братьев-румын, в самом деле!) музыка, непохожая на дозволенную, приобщение к которой позволяло хоть в чем-то выходить за рамки официально дозволенных стандартов.

Поскольку все-таки пластинок с иностранной музыкой выпускалось тогда мало, мы, конечно же, сразу обратили внимание и на вышедший в серии "Мелодии друзей-70" миньон, записанный уже собственно самим "Экспрессом". Было на нем, как полагается, 4 песни, в том числе довольно симпатичные "Мой друг "Медный граф" и "Зелёные стебли кукурузы". А вот послушав в исполнении "Экспресса" битловскую "Об-ла-ди, об-ла-да", мы опять сошлись во мнении, что и её "Весёлые ребята" спели лучше. Что наполняло гордостью и вселяло надежду.

Насколько мне известно, в середине 70-х "Мелодия" выпустила два диска-гиганта "Экспресса", неплохо расходившиеся. По всей видимости, ансамбль регулярно приглашался к нам на гастроли, но в Киеве мне удалось его увидеть только где-то в 77-78 году. И, как обычно, в большой сборной программе. По-моему, других сколько-нибудь известных участников в ней не было, и "Экспресс" оказался главной ударной силой концерта, сыграв несколько песен во втором отделении и заслужив одобрение киевской публики, всегда, впрочем, на таких мероприятиях благожелательно настроенной.

По сравнению с нашими тогдашними ВИА, ансамбль по численности был небольшой - 6 человек, причем все на чем-то играли - стандартный гитарно-клавишный состав и, кажется, саксофон. Играли, в общем, неплохо, но ничего такого особенного не запомнилось. Центральной фигурой ансамбля выглядел певец и гитарист Тони Шоймоши, - он спел большинство песен и относительно внятно по-русски объявлял номера. В конце выступления он позволил себе такую шутку: "А сейчас я спою вам свою самую любимую песню. Самую любимую - потому что я сам её написал". И "Экспресс" исполнил весёлую песенку "Иди ко мне" с первого советского диска, в которой были такие слова:

Лапочка, иди ко мне.
Если любишь,
Сердце бьётся сильней.
Жду я встречи с тобой
И улыбки твоей.

Запомнил я их поневоле, поскольку певец и зал заставил многократно повторить этот несложный припев.

А через пару лет я неожиданно случайно приобрёл изданный в Венгрии альбом "Экспресса", который назывался довольно бесхитростно - "Серебряный экспресс".

45-е лирическое отступление: Пластинки "демократов". В отличие от магазина "Грампластинки", "Дом грампластинок" находился несколько на отшибе, добраться туда можно было только с тремя пересадками, поэтому посещал я его довольно редко, да и вообще покупателей там обычно бывало поменьше, чем в центре. Правда, с некоторых пор пластиночный "пятачок" переместился на аллею возле магазина, но собирался он обычно по выходным. Однако случались события, которые вызывали настоящее столпотворение и ажиотаж вокруг магазина, - это были Дни грамзаписи соцстран. К сожалению, в первый день попасть внутрь и приобщиться к этому притягательно-недоступному богатству, и даже - мечта каждого меломана! - получить его частицу в свою безраздельную собственность могли только специально приглашенные. Но и на второй-третий день там можно было кое-чем поживиться. А уж потом остатки разбрасывали по другим магазинам. Вот таким образом после проведения Дней венгерской грамзаписи мне и удалось купить диск "Экспресса" ("Локомотив", "Фонограф", "Омегу", "Скорпио" и прочих лидеров расхватали, понятное дело, ещё в первый день выставки).

Музыкальный стиль ансамбля претерпел некоторые трансформации в соответствии с тенденциями тогдашней танцевальной музыки: он стал более легковесным, таким "дискообразным", но только не совсем синтезаторным, а с духовыми инструментами. Вокал же практически не изменился. Были на пластинке и неплохие вещицы - но, как по мне, в основном, "прикладного" характера, поэтому перечислять их особого смысла нет. На фотографии музыкантов было по-прежнему шестеро, но их имена указаны не были. Однако подозреваю, что бОльшая часть песен альбома написана ими.

Пластинку выпустили в Венгрии в 1979 году. И, собственно, после этого никаких упоминаний об "Экспрессе" я больше не встречал.

Coda. Не знаю, какой статус имел "Экспресс" у себя на родине, но у нас в условиях тотального дефицита был востребован, хотя ничем особенно не превосходил ведущие отечественные ВИА. Он не подарил, наверное, ни одной песни ни в кабацкий репертуар, ни в репертуар наших групп, ни в программы танцплощадок. Но был, был этот ЭКСПРЕСС с недальнего Запада. И некоторые его записи вполне можно переслушать и сегодня - для полноты ностальгической картины.

 

С наилучшими пожеланиями - V.V.,

Рядовой Армии Меломанов

опубликовано 14.12.2003

Фрагмент №1: Пролог

Фрагмент №2 - ВИА "Поющие гитары"

Фрагмент №3 - ВИА "Голубые гитары"

Фрагмент №4 - ВИА "Веселые ребята"

Фрагмент №5 - ВИА "Норок " и ВИА "Контемпоранул"

Фрагмент №6 - ВИА "Песняры"

Фрагмент №7- ВИА "Skaldowie"

Фрагмент №8 ВИА "Самоцветы"

Фрагмент №9 ВИА "No To Co"

Фрагмент №10 ВИА "Добры молодцы"

Фрагмент №11 ВИА "Смеричка"

 

 

 

Hosted by uCoz