ВИА 60-70-80х

 

Главная

Новости

Публикации

(начало)

 

Программы

Ссылки

Конференция

Гостевая книга

Цены на билеты были умеренные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"Знакомьтесь, тот самый Юрий Петерсон!" (слева направо: А.Кондаков, Ю.Петерсон ("Пламя-2000"), И.Гатауллин, О.Кобзев ("ВР-13"))

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Публика собралась очень разновозрастная

 

ВИА-Ностальгия

Библиотека Рядового Армии Меломанов

 

 

"Они были первыми и остались лучшими"
(Концертная программа "Хит-парад 70-х", Киев, 12 апреля 2003 г.)


Предисловие РАМа

"Союз нерушимый республик свободных…" - первое, что могло прийти в голову даже при беглом взгляде на громадную афишу иты 70-х", установленную на площади перед Дворцом спорта. Судите сами: в одном концерте должны были принять участие представители России (по большей части, конечно, москвичи), Молдовы, Грузии и (в кои-то веки!) Украины! В этой компании только "Яллы" явно не доставало. Смущал, правда, некоторый даже перебор с числом участников - 18 (как вообще их можно вместе в один день собрать?), посему закрадывалось нехорошее подозрение о тотальной фанере и прочей лаже, но наличие среди участников "Веселых ребят", "Поющих гитар", "Ариэля", "Цветов" убедило меня в необходимости пойти и посмотреть на всё это своими глазами.
Сомнения усугубились после переноса концерта на 2 недели (вроде как из-за футбольного матча). Но концерт всё же состоялся, и почти все участники таки приехали!
И вот что мы увидели...

V.V., Рядовой Армии Меломанов

vv_box@torba.com

 

Не припомню уже, когда я был в последний раз во Дворце спорта на таких мероприятиях. Поэтому спокойно прошёл на входе через контролёршу, натренированным движением быстро надорвавшую билеты, а дальше движение почему-то застопорилось, и я упёрся в спину стоящего впереди парня. Он вдруг почему-то поднимает руки, и появившиеся по бокам милиционеры начинают ощупывать карманы его куртки и брюк. Сын снизу вверх вопросительно смотрит на меня, а я тем временем мгновенно соображаю (это, наверное, у нас уже в генах), что теперь шмонать будут и меня, и так же неловко поднимаю руки, в одной из которых сумка, а в другой - два кулька. После карманов настает и их черед. С пакетами стражи порядка справляются быстро, а вот чтобы открыть застежку на сумке, мне нужна свободная рука, и я торможу очередь. Для ускорения процедуры меня отводит в сторону милицейский начальник в майорских погонах, деловито перебирает вещи в сумке (лихорадочно соображаю, что в ней может оказаться подозрительного? Бутылка с водой для сына, слава Богу, пластиковая). Наконец, я отпущен, мы направляемся к своему сектору в зале, но на входе - еще один кордон, на этот раз билеты проверяет не контролёрша, а два милиционера. Когда во время перерыва выходим прогуляться по фойе, а затем возвращаемся на свои места, те же стражи порядка опять требуют предъявить билеты, которые, как на грех, засунуты неизвестно в какой карман…

К счастью, всё описанное выше, происходило не 12 апреля, а несколькими днями позже, во время проведения товарищеского матча по хоккею со сборной Австрии. А на концерте, к чести его организаторов, обстановка была совершенно другая. Не могу не сказать об этом заранее. Блюстители порядка, если и присутствовали, то незримо и неназойливо. Что скрывать, во время концерта в зале присутствовали зрители и изрядно навеселе, но при этом даже намека на какой-то беспорядок не было. Один мужик, например, раздевшись до пояса, в таком виде протанцевал со своей спутницей весь вечер, но никто его не трогал, не цеплял, и всё прошло абсолютно гладко. Народ свободно перемещался по залу, ходил в буфет пить пиво, сотни, а то и тысячи людей танцевали, но обстановка была какая-то свойская, как на домашнем празднике или где-нибудь в санатории или доме отдыха, где люди не очень знакомы, но лица примелькались, и это как бы дает право без стеснения заговаривать друг с другом и вечером приглашать на танец.

Однако по порядку.

Зал представлял собой несколько необычное для меня зрелище. Половина арены, ближняя к сцене, была занята партером, причем не пологим, как бывало раньше, а приподнятым. По центру его был оставлен довольно широкий проход, в который поместилось сотни две-три зрителей, которые там простояли, а точнее, пропрыгали практически всё представление. Сцена с тёмным задником была заставлена изрядным количеством аппаратуры и инструментов, а над ней светились желтыми лампочками цифры "70", так что у случайного забредшего сюда зрителя могло создаться впечатление, что народ собрался праздновать чье-то семидесятилетие. Но мне кажется, что в этот вечер случайных людей в зале не было: все четко знали, зачем и за чем они сюда пришли. Позади партера возвышался помост с операторами звука и света, а оставшаяся часть арены осталась пуста. "Наверное, билетов мало продали, вот и решили не выставлять все ряды", - подумал я. И, как оказалось, ошибся.

Концерт начался с небольшой для такого мероприятия, двадцатиминутной задержкой.
Первыми на сцене, как и положено, оказываются хозяева - один из старейших украинских ВИА, киевский ансамбль "КОБЗА". И в былые годы он всегда отличался яркими костюмами в национальном стиле, и на этом выступлении парчовые красные жупаны (или что-то в этом роде) шестерых музыкантов выглядели очень празднично. А-капельное исполнение первой песни в лучших традициях старой "Кобзы" наглядно продемонстрировало хорошую творческую форму ансамбля, и установило своеобразную планку для остальных участников концерта. Тут уж никакой фанеры не было - натурпродукт, и приличного качества. К сожалению, "Кобза", как и многие другие команды-ветераны, не избежала раздвоения, и в этом её составе для меня было только одно знакомое лицо - руководитель Евгений Коваленко.

Ведущим вечера был артист театра им. И. Франко Лесь Заднепровский. В нужных местах он читал нужный текст, не перегружал публику своим присутствием, а выбран на эту роль устроителями действа был, видимо, по той причине, что он - ровесник многих музыкантов-ветеранов, выходивших в тот вечер на сцену. Между делом ведущий сообщил, что именно в этот день Е. Коваленко отмечает свое 55-летие, и дальше выступление ансамбля вел уже сам юбиляр, иногда заметно волнуясь.

Большинство ансамблей на концерте исполняли по 4 песни, и слушатель со стажем мог заранее с 90-% вероятностью предугадать, что это будут за песни. Так что ежели я какую и забуду упомянуть, догадаться, что это было, будет несложно. Вот и в репертуаре "Кобзы" я ошибся только в порядке следования номеров - были исполнены "Мій рідний край" Николая Мозгового, незабываемый шлягер "А ми удвох" первого руководителя ансамбля Александра Зуева и "Кохати час" ("А можна й два" - сострил кто-то из музыкантов). Ансамбль смотрелся на сцене очень органично, все инструменты звучали прилично (звук у ансамбля был одним из лучших в концерте - как хозяева, "кобзари", видимо, сумели нормально настроиться).

Уже на второй или третьей песне компания молодых людей лет 30-35, расположившаяся тремя рядами ниже, достала зажигалки и попыталась покачаться в такт музыке. Буквально тут же из боковых проходов появились девочки, продающие светящиеся люминесцентные палочки и брелки, и где-то через час в зале светились уже сотни холодных огоньков.
К началу концерта зал был заполнен процентов на 70. Буквально через несколько минут после начала на свободную площадку спустились, по всему видать, слегка навеселе молодой человек с барышней и попытались начать танцевать. Их тут же стал ловить в объектив камеры оператор музыкального канала М1. И вот уже сначала робко, а потом уже десятками люди стали спускаться с дальних трибун и присоединяться к танцующим. Зрители потом, видимо, еще подходили, но определить, сколько всего собралось народу, было тяжело, поскольку в зале зияло много пустых мест, но зато сотни, а может, и тысячи зрителей протанцевали все время представления.

Молдавский "ОРИЗОНТ" - один из немногих участников программы, кого я когда-то видел только по телевизору. "Формат", если так можно выразиться, ансамбля сохранён - на передней линии выстроились две молодые (так, по крайней мере, показалось издали) девушки со скрипками и парень с гитарой. Конечно, звучит "Калина", и звучит так сочно и свежо, будто написана только вчера. Потом были "Иоане, Иоане" и еще что-то молдавское, но "Калина", может быть из-за того, что у меня не было в свое время пластинки с ней, едва ли не единственная песня, которую я вспоминал ещё дня три после концерта.

"НАДЕЖДА". В этом ансамбле, как и в предыдущем, "старожилов", как мне показалось, не было. Зато были старые песни - пахмутовская "Птица счастья завтрашнего дня" (та самая, что по разным версиям, прилетела не то яйцами звеня, не то с яйцами тремя), "Ну что тебя так тянет танцевать" и, конечно, "Из вагантов". Во время исполнения последней танцующая публика разошлась не на шутку - и вот уже по залу носится громадный "ручеёк" (сто лет такого не видел!) из нескольких десятков человек - взрослые, подростки, совсем дети, многие поют во весь голос. Видно было, что народ истосковался по чему-то такому доброму, понятному, объединяющему. Публика, кстати, была очень разновозрастная - главным образом, конечно, те, кому 30-40-50, но очень много (и это приятно удивило) было школьно-студенческой молодежи, которая с удовольствием "отрывалась" под музыку своих "предков". Очень многие пришли с совсем маленькими детьми, которые всё время сновали туда-сюда. Были большие "разогретые" компании, были одинокие женщины, так весь вечер и просидевшие на своих местах, беззвучно повторяя одними губами слова знакомых песен, были такие же одинокие немолодые мужчины, как бы без особых эмоций следившие за происходящим, но, тем не менее, ни на минуту не покидавшие зал. Не было только лиц недовольных и злых. И ещё. Я не видел, чтобы кто-то уходил с концерта, хотя длился он больше 4-х часов без перерыва.

"ПЛАМЯ-2000". Сегодня это трио в составе: Юрий Петерсон, Алексей Кондаков и Владимир Парамонов, с которыми мне случайно посчастливилось познакомиться перед концертом. Правда, когда мне сказали: "Знакомься, это Юрий Петерсон", я ответил, что Юрий в представлении не нуждается, я помню его еще по фото с первой пластинки "Весёлых ребят", и что с тех пор он практически не изменился. Несмотря на то, что Ю. Петерсон сказал что-то типа "это было давно и неправда", честное слово, какой-то неискренности в моей реплике не было: в отличие от многих коллег-ровесников, Юрия Петерсона действительно не узнать невозможно. Как невозможно ни с чьим голосом спутать его голос. Это стало понятно с первых же тактов незабываемой песни "Снег кружится". Вот только ансамбль, конечно, на полновесный ВИА сегодня не тянет: только один из музыкантов был "вооружён" инструментом - гитарой. После "Снега" звучит "Не повторяется такое никогда". А вот следующий эпизод был, пожалуй, единственной досадной нестыковкой за весь концерт - вместо объявленной "Идет солдат по городу", которую так любил в детстве мой племянник, зазвучала фонограмма "Вся жизнь впереди". Несколько расстроенный Петерсон передал по такому случаю привет звукорежиссёру, но делать нечего - "Пламя" ушло со сцены, спев на одну песню меньше запланированного количества.

"ДОБРЫ МОЛОДЦЫ" выглядели обкатанным крепким коллективом, а не наспех сколоченной бригадой. Во-первых, они были в "молодецких" узорчатых костюмах (концертные костюмы, в классическом понимании, были далеко не у всех), во-вторых, лица некоторых, в частности, лидера были знакомы по обложке купленной пару лет назад кассеты. Поприветствовав зал, солист объявил первый номер: "Старый добрый советский рок-н-ролл!" Ну не совсем рок-н-ролл и уж совсем не советский, но "Золотой рассвет" прозвучал очень живо и по теме. Потом была песня, посвященная "всем прекрасным киевлянкам" и "написанная человеком, которого, к сожалению, уже нет с нами" (но имя его так почему-то и не прозвучало): "Туманы белые" - действительно красивая и незаезженная песня. И еще одна "песня рожденная в Киеве" - "Вот опять сентябрь подпалил листву..."

"АРИЭЛЕЙ" сейчас, как известно, два, а на этом вечере "марка" была представлена командой основателя и многолетнего художественного руководителя ансамбля Валерия Ярушина. Ансамбль состоял из 4-х человек, но остальные музыканты находились как бы в тени лидера. Начали, как и следовало ожидать, с песни "На острове Буяне". В паузах между номерами Валерий Ярушин общался с залом, и делал это с нескрываемым удовольствием. Видимо, и он соскучился по киевской публике, и она - по песням "Ариэля". Несмотря на то, что прошло немало лет, В. Ярушин вроде бы внешне совсем не изменился, да и голос остался прежним. Он все так же артистично управлялся с бас-гитарой, а его состав был достойным фоном - но не тем, к сожалению, "Ариэлем", который я помню и люблю по многочисленным киевским концертам. Вторую песню Валерий предварил таким вступлением: "В своё время кабацкие музыканты, не в обиду им будет сказано, на ней мно-о-го заработали" - и звучит "В краю магнолий". А завершается выступление, ко всеобщему удовольствию, плясовой "Порушкой".

"КРУИЗ", как и полагается рок-группе, был очень громким, а его солист - очень длинноволосым. Были исполнены старые хиты группы: "Не позволяй душе лениться", "Крутится волчок". Под конец музыканты в очередной посетовали на свою нелегкую долю:

Каждый день в этот час,
Даже если не охота,
Я готов петь для вас -
Что поделаешь, работа.

Вслушиваясь в эти слова, невольно подумал: интересно было бы адаптировать текст применительно к труду шахтера, доярки или каменщика. Но, чтобы не дразнить поклонников группы, песни которой и я слушал в студенческие годы, тему развивать не будем.

А если серьёзно, инструментальное трио звучало насыщенно, под конец выступления гитарист, видимо, от избытка энергии закинул инструмент за спину и продемонстрировал умение играть в таком непривычном положении. В целом, "Круиз" как хронологически, так и стилистически несколько выпадал из общей компании, но более юной части публики его выступление явно пришлось по вкусу.

...Что поделаешь, "САМОЦВЕТЫ" нынче не те. Мы привыкли видеть ансамбль многолюдным, поэтому четверо певцов во главе с неувядающей Еленой Пресняковой смотрелись на сцене несколько сиротливо. Но имя, песни и настрой зала сделали свое дело: "Мой адрес - Советский Союз" вызывает овацию, "Верба" (как же в Киеве без неё?) с танцами вприсядку тоже принимается "на ура".

"ЛЕЙСЯ, ПЕСНЯ" - очередной немногочисленный ансамбль, состоящий сплошь из "молодёжи". Но песни пел, естественно, "те": "Кто тебе сказал", "Прощай", "Песенка про сапожника". Последнюю музыканты, как мне кажется, неоправданно сильно удлинили за счет тяжелого гитарного соло и органных вставок, весьма щедро пересыпанных цитатами из "Deep Purple". Как бы там ни было, зал продолжал отплясывать от души: судите сами, кто мог когда-нибудь мечтать о такой танцплощадке или дискотеке, где бы любимые мелодии звучали не в исполнении ВИА районного клуба, а так сказать "в первоисточнике"?

"ВЕСЁЛЫЕ РЕБЯТА", те, которые "13 лет спустя", выступали практически в том же составе, что и в сентябре прошлого года: Игорь Гатауллин (гитара), Виталий Валитов (ударные), Олег Кобзев (клавишные). Вот только безвременно ушедшего Сергея Рыжова сменил бас-гитарист Петр Макиенко. Первая песня - "Как прекрасен мир" ("Наша программная песня", - как сказал Игорь Гатауллин (http://www.viaansambles.narod.ru/Publ/veselyerebyata/concertviavkieve.htm) несколько сбила темп программы и дала возможность зрителям перевести дыхание. А потом были проверенные хиты - "Я к тебе не подойду" и "Если любишь ты", "На земле живёт любовь" и, конечно, "Бродячие артисты". Каждая новая песня встречалась радостными возгласами и другими изъявлениям сугубо положительных эмоций. И аплодисменты в конце выступления были такими, что ведущему не пришлось напоминать публике, что надо поблагодарить артистов, покидающих сцену, потеплее (как он делал пару раз за вечер, впрочем, без особой необходимости).

"СИНЯЯ ПТИЦА". "Птиц", говорят, развелось ныне много (благо, шлягеров в свое время ансамбль наплодил немало - на всех хватит), оттого, наверное, в этой было только четверо участников. И, честно говоря, я не признал во фронтмене в короткой курточке с белой гитарой Сергея Дроздова. Но корреспондентка газеты "Бульвар", побывавшая за кулисами, утверждала, что это был именно он. Ну что ж, вблизи виднее. Тем более что я Сергея не видел и не слышал добрых два десятка лет. Были исполнены самые "ударные" номера ансамбля - "Ты мне не снишься", "главная песня "Синей птицы", как сказал солист, - "Клён", которую он без труда заставил петь весь зал, и "Белый теплоход".

"ПОЮЩИЕ СЕРДЦА" - ансамбль, который всегда славился своей медной группой. Вообще-то "медь" когда-то была практически у всех выступавших ансамблей, но у "Сердец" она была фишкой, изюминкой. И солист ансамбля действительно вышел на сцену с саксофоном на шее... но так на нём и не сыграл. Кроме него, в составе были 2 гитариста, барабанщик и клавишник. Ансамбль с подъемом спел, а публика с подъемом восприняла историю о том, что "Мы давно, мы со школы знакомы", после чего "Сердца" весело поведали, что "Даже в любви, любви взаимной муки одни", и завершили своё выступление бодрой "Обманщицей", заслужив одну из самых больших порций аплодисментов.

Уж простите великодушно, но "ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ" - моя первая, как говорится, любовь. И чтобы описание их выступления не показалось более эмоциональным и ярким, в ущерб другим, тоже достойным, заслуженным и любимым народом исполнителям, отсылаю читателя на официальный сайт ансамбля, где оно приведено полностью (http://popsa.info/bio/015/015b-10.html). Там же и интервью с музыкантами можно посмотреть.

А если коротко, то после того, как ведущий сообщил, что с особым волнением он представляет коллектив, являющийся одним из родоначальников жанра ВИА, который очень давно не был в Киеве, стало ясно, что сейчас на сцену выйдут "Поющие гитары". Это название тонет в бурных аплодисментах.

Вспыхивает яркий свет - и настоящие, самые, что ни на есть натуральные "Поющие гитары" поют "Песенку велосипедистов"! И поют так, как будто и не было 30 лет разлуки с Киевом.

Как ни странно, в этот вечер "Поющие гитары" оказались самым многочисленным коллективом - их семеро: Владимир Васильев (за клавишными), певцы Ольга Левицкая и Валерий Ступаченко, Василий Борисов (гитара), Евгений Броневицкий (бас-гитара), Дмитрий Кижаев (соло-гитара) и Юрий Соколов (ударные). И что самое главное - практически все когда-то действительно были "Поющими гитарами". Все в строгих костюмах, при бабочках.

Кончилась первая песня - радостные возгласы, свист, топанье, аплодисменты…
После приветствия Евгения Броневицкого подряд идут: "Если любишь ты", "Толстый Карлсон", "Синяя песня", "Нет тебя прекрасней", "Люди встречаются".
Музыканты изрядно поседели, но играют и поют с таким заводом! Усидеть на своём месте невозможно, мне хочется, чтобы сын вблизи посмотрел, кто и как играет. Реакция его была следующая: "Ну, деды дают!"

(Излишне говорить, что добрая половина зала всё время подпевала ансамблю, как, впрочем, и многим другим участникам программы.)

Это апогей программы, и после ухода "Поющих гитар" концерт естественным образом потихоньку идёт на спад. Но ещё не кончается.

ЯДВИГА ПОПЛАВСКАЯ и АЛЕКСАНДР ТИХАНОВИЧ, объявленные как солисты ансамбля "ВЕРАСЫ", конечно же, исполнили суперхиты Э. Ханка "Малиновка" и "Завируха", и какую-то новую песню. Несмотря на то, что пели под минусовую фонограмму, были приняты очень тепло, а Ядвига, едва ли не единственная артистка в этот вечер, получила цветы, а также шоколадку, за которую она "красно подякувала".
Когда-то в составе "Верасов" я видел их не только в качестве вокалистов, но и музыкантов - Александра с бас-гитарой, Ядвигу - за клавишными, но те времена ушли, видимо, безвозвратно.

"Этот ансамбль был создан более 40 лет назад и с тех пор ни на день не прекращал своего существования", - провозгласил ведущий. Всё ясно: сейчас на сцене появится "ОРЭРА". Некогда вокально-инструментальный ансамбль сократился ныне до вокального квартета. Сомневаюсь, что сегодня в нём остался кто-то из тех, кто стоял когда-то у истоков ансамбля, но возраста певцы были весьма солидного, не мальчики. И пели, конечно, здорово. Так и хочется перефразировать: "Когда поют грузины..." Конечно же, были "Песня о Тбилиси", и та, которая начинается словами "Если б девушки вдруг стали звездами прекрасными..." А окончательно орэровцы "купили" зал своей интерпретацией украинской народной песни "Ой, у гаю при Дунаю". Причем, в отличие от предыдущих песен, где у певцов в куплетах на русском присутствовал явный специфический "кавказский" акцент, эта песня по-украински была спета почти без него. Может, они этот акцент специально для колорита добавляют?

В программе значились еще "Сябры", "Земляне" и "Цветы", но они почему-то не приехали. Обиднее всего - с "Цветами", остальных я в прошлом году видел.

Ведущий еще раз пригашает на сцену "Самоцветов", успевших сменить костюмы. Они запевают песню "Всё, что есть у меня", под звуки которой к ним присоединяются все участники концерта. Звучат слова благодарности артистам, перечисляются некоторые имена, среди которых - и отсутствующие "Земляне". Тут уж музыканты наперебой начинают острить: "Земляне" в землю ушли! Мы все - Земляне!" А потом и: "Главное ребята - перцем не стареть!" Их оживление можно понять - впереди банкет от устроителей мероприятия. Впрочем, и зрители покидают Дворец спорта тоже в приподнятом настроении.

А из негативных впечатлений вечера - подтвердилось мое прошлое наблюдение о том, что из "инструментария" ВИА безвозвратно ушли акустические инструменты, замененные бездушной электроникой, в свою очередь заменившей и самих музыкантов. Но это - тема для отдельного разговора.

 

Послесловие РАМа

"Они были первыми и остались лучшими" - такой броский рекламный подзаголовок украшал афишу концерта. Насчет первого утверждения - сомнений, конечно, нет, что же до второго - ну, так на то она и реклама.
И, естественно, никто из знатоков не поверит, что все выступавшие в тот вечер были одинаково хороши. Наверное, нет. Но всем удалось принести зрителям в этот вечер свою частичку радости, и если бы я писал этот отчет сразу "по горячим следам", то, наверное, раздавал бы комплименты еще более щедро. Надо сказать, что и организаторы не пытались слишком уж явно выстраивать исполнителей по "рангу", хотя, конечно, не без этого. Вот и я, возможно, не совсем точно указал последовательность выступлений.
А вот что запомнилось, так это то, что практически никто не взывал со сцены: "Хлопайте! Топайте! Где ваши руки?!" - в этом просто не было необходимости, зал "заводился" от одних знакомых названий ансамблей и песен. Но если такая реакция у тех, кто постарше, была вполне понятна и ожидаема, то "балдеж" "поколения детей" несколько удивил, но, конечно, порадовал.
Короче, и это самое главное, - ПРАЗДНИК получился на славу, и даже не знаю, чем еще поклонников старой музыки можно будет в ближайшее время удивить. Разве что чьим-то ну очень удачным сольником.
Поживем - увидим.



опубликовано 08.10.2003

 

 

 

Hosted by uCoz