ВИА 60-70-80х
Публикации
Вопросы |
|
ВИА-Ностальгия Библиотека Рядового Армии Меломанов
Хай, НОРОК! Предисловие РАМа.
Может показаться странным, что первая публикация посвящена ВИА "Норок",
ансамблю, который оставил после себя совсем скромную по количеству,
но отличную по качеству материала, фонотеку. Но, видимо, настоящие ценители
отечественной музыки с солидным стажем просто не могли в своё время пройти
мимо такого яркого явления. Заметки наших читателей тем более интересны
(очень надеюсь ещё минимум на один рассказ), что каких-либо сведений об
ансамбле днём с огнём не найти. Ни "Норок", ни "Контемпоранул",
ни их основатель М. Долган в известных мне музыкальных интернет-энциклопедиях,
как правило, не фигурируют (да и сам я набрёл когда-то на сайт viaansambles
в поисках информации о них). Приветствую Вас, VV, как поклонника творчества Михая Долгана - маэстро голубых холмов Молдовы 70-х, и очень рад тому, что еще не перевелась "старая гвардия". Читал Ваши "мемуары". Они легко "по-ностальгически" прошибли и мне вспомнилось, как и я на закате 60-х, в несвободное от школьных занятий время, возил на санях на диаметрально противоположный конец города батькин деревянный "Днепр-3" с тем, чтобы закатать на тип-2 (а на тип 6 или AGFA считалось вообще увально) катушку-другую вещей, от которых тело покрывалось зыбью. Я начинал с Радмилы Караклаич, Джорджа Марьяновича, Нино Феррара, Адамо, Лили Ивановой, Емила Димитрова, серий Казачков и 7/40, каких-то Королевских гитар, о которых больше никогда не слышал. Писалось все целыми сторонами, названий песен часто никто не знал, особенно зарубежных, тем паче инструментальных вещей. Бобина, приобретенная где-нибудь в студиях ЗЗ Питера или Москвы, приравнивалась разве что к нынешнему Джек Поту. Сосед снизу за счет комбайна - р/приемник со встроенным магнитофоном, ежедневно имел хиты с "Опять 25". Писали с КВ, ТВ, "пересклеянных" тэйпов, "рентген-носителей". Марко Поло, Истамбул, Девойка мала (Ночным Белградом), Селена, Мирза, Мама-Мама лю, Тереза и т.д. - незабываемые шлягеры школьных лет. В ту пору повышал интеллект у "радиохулиганов" (в меломанском смысле), и год за годом, не подозревая того и сам, постепенно стал коллекционером. Очень жаль, что время унесло эти маленькие страсти ... Разыскивая недавно в Интернете что-то из эпохи советского периода я вышел на viaansamble. Приличное разнообразие коллекционного материала, предоставленное организаторами проекта, вдохновило меня на консолидацию всех творческих и организационных усилий на восполнение творческого наследия некоторых ВИА, к которым я остаюсь неравнодушным, и в первую очередь - творчества М.Долгана. А дальше шло до того интересное
повествование, с такой кучей ценных сведений и свидетельств… Да, что там
говорить, кайф! В общем, рассказ незнакомого человека (а зовут его Владимиром)
настолько меня зацепил, что я тут же предложил опубликовать его на сайте
(с разрешения Хозяина странички, разумеется). И хотя мне в рассказе нравилось
практически всё, автор - свидетельствую - неоднократно перерабатывал и
дополнял его, превратив буквально в энциклопедический источник сведений
о ВИА "Норок", "Контемпоранул" и маэстро Михае Долгане.
Перед таким бескорыстным и кропотливым трудом я мысленно снимаю шляпу,
о чём честно и сообщил автору (хотя, в общем-то, шляпу не ношу). РАМ
На концерте я тогда не побывал, несмотря на то, что цена билетов составляла 1 рубль, а первое ощущение по поводу гастролеров сильно ассоциировалось с "битлами". То ли странное, непонятное название незнакомого ансамбля, то ли чемоданное настроение перед проводами в армию, а скорее, дистанцирование от райцентра, в итоге повлияли на выбор. Тогда из пацанов нашего городка на том концерте также никто не был, поэтому сожаления о пропущенном концерте ни у кого не было. Вскоре ко мне попала бобина с ранними песнями ансамбля и, тут же я был раздосадован припаршивейшим качеством фонограммы, которое не выдерживало никакой критики. Первая "проба группы на вкус" оставляла впечатление лишь о том, что Норок исполняет песни на румынском языке. Что из себя представляет Норок по-настоящему, я узнал лишь в период воинской службы, в 1972 году в г. Ужур Красноярского края, куда группа приехала на гастроли. Тогда я и узнал, что Норок был организован в 1967 году в Кишиневе Михаем Васильевичем Долганом, как молодежный ВИА, и, что, в переводе с румынского, Норок означает СЧАСТЬЕ, а участников ансамбля называли "счастливыми", что, в принципе и отразилось с точностью до наоборот, на судьбе всех артистов, без исключения. Насколько я помню, ВИА Норок начинал набирать авторитет на периферии, на периметрах малых сцен, часто выступал на открытых летних площадках, малоемких ДК, часто гастролировал по глубинкам необъятного Союза, вплоть до Сахалина, в т.ч. и по воинским частям. Последнее, похоже, было связано с ностальгией Долгана по "строевой", как бывшего военного музыканта Киевского военного округа. Кстати, в "Комсомолке" я когда-то читал, что именно по дороге с гастролями на Сахалин он узнал о рождении сына, когда домодедовская радиодиспетчерша объявила: "Михаил Васильевич Долган, прибывший из Кишинева, у вас родился сын". В состав ВИА Норок входили Михай Долган, Александр Казаку, Ливиу Штирбу, Валентин Гога, Штефан Петраке, Ион Суручану, В.Пресняков (старший) и др. Солисткой первого молдавского эстрадного ансамбля была Валентина Кожокару - известная певица из народного коллектива "Мугурел", затем в него пришла Лидия Ботезату, впоследствии ставшая коллегой, другом и женой Михая. В состав ВИА входил еще и мим, мне показалось, что он имел облик "Арлекино", который пластическими формами сопровождал кое-какие эпизоды концерта, в кое-каких фрагментах работал на перкуссии, в общем, создавал впечатление эдакого "ходячего клипа", эпизодически маячившего перед серьезными музыкантами, а, по сути, готовил зрителя к "выделению эмоций". Характерную составляющую ВИА вырисовывала весьма разнообразная вокальная группа, которая под инструментальный аккомпанемент и подпевки создавала впечатление колоритного молдавского букета. Визитной карточкой Норока все же был "Hammond", на котором играл сам Михай, приглушенный гитарный саунд, с легким ревербером, а также работавший с ними в одной тональности сакс. В совокупности с этим, обойма широчайших жанровых направлений, многоязычность тем, позволяли без особого труда и слуха, самому скептическому потребителю звуков отличить ВИА от других ансамблей того периода. В репертуаре ансамбля, конечно же, превалировал обработанный фольклор молдавских композиторов, добавлялись перкуссия, цымбала, аккордеон. Гитары, а их было 2, звучали то щипково, то имели легкий гавайский оттенок, в зависимости от исполняемых тем, а лидер-"Hammond" перестраивался под ионику. Ударные иногда были незаметны, а иногда мощны и многоэтажны, отнюдь не ассоциировались с "двухступенчатым" звуком. Народные песни с такими названиями, как "Ionel, Ionellule", "Merioare", "Mei, bedita, Pеtre, Mei", "Frumoasa mea Patrie", "Soare", "Ochii verzi", "Pasaren zbor", с весьма колоритной аранжировкой, меня с первого раза как-то странно заворожили и осели в памяти настолько, что по сей день часто появляются на слуху, несмотря на незнание румынского. Другое открытие состояло в том, что Норок исполнял песни на русском, болгарском и других языках. Тогда в Союзе любили балканскую эстраду, например песни Л.Ивановой, Б.Кирова, Э.Димитрова, Д.Марьяновича, Р.Караклаич, с особым упоением слушали польскую и венгерскую эстраду (всех не перечесть). Чего-то на румынском языке уже не хотелось, ибо молдавский темперамент и колорит народных песен полностью компенсировал привязанность к таким монстрам из соседней Румынии как "Phoenix", "Semnal M", FFN и прочим", а Норок авторитетно заполнял нишу "эстрадных демократов", а его песни так и лились рекой, завоевывая симпатии все новых и новых поклонников. Имидж народного ансамбля дополнительно был сформирован большим арсеналом "бархатных" эстрадных песен и небольшим числом роковых композиций, принесшими впоследствии коллективу всеобщую известность. Эти песни можно было слушать по кругу, без конца и усталости. Над музыкой работал сам Михай, много нот для ВИА перебрано Теодоровичами и другими молдавскими композиторами, за основу брали или стихи или народный фолк. Это был серьёзный коллектив, их выступление - основательным, без всяких скидок на халтуру, без антракта, искусственного дыма и т.п., что расширяло восприятие подлинного искусства. Сюрпризами концерта оказались песни "Скажи, зачем и почему", исполненная на русском языке, "De ce pling chitarele", "La revedere", "Primavara", "Cinta un artist", "Doua manechine". Песня "Скажи, зачем и почему" имела подтекст своеобразного гимна искушенных влюбленных, была признана всей молодежью, исполнялась тысячами пацанов на самодеятельных танцевальных площадках. Это было воистину классическое и одно из лучших начал ВИ-направления. Где-то рядом, на подобный манер звучали "Сумерки", "Для меня нет тебя прекрасней" от "Поющих гитар", "Восточная песня" в исполнении В.Ободзинского, а все это - было какой-то ностальгией по уже безвозвратным "Girl", "Yesterday", "You never give me your money", "Michelle" et all. Наверное, песню затерли до дыр, ибо от нее, кроме осевших в памяти стихов да мелодии, уже ничего не осталось. За 3 года до обвала группы апрелевская студия грамзаписи издаст первый миньон ВИА, на котором запишут "De ce pling chitarele", "Cinta un artist", "Дети солнца" и "Дор-Доруле". Никто из нас тогда и не предполагал, что "De ce pling chitarele", "Primavara", "Cinta un artist" станут всесоюзными хитами. "Primavara", впрочем, как и вышеупомянутая "Mei, bedita, Pеtre, Mei", известная больше, как "Иоане, Иоане" найдут прописку как в творчестве популярных в свое время сестер Ротару, так и самой Примы. Будет еще один, на мой взгляд, менее выразительный, чем первый, миньон с такими песнями, как "Весенние Ритмы", "Молдавские Девчата", "Каменный Человек", "Одари Меня Счастьем". Первая из этих композиций, после обвала группы в 1975, - "О чем плачут гитары" (в переводе) позже станет прототипом названия ВИА "О чем поют гитары", и будет использована для глумления над "счастливыми" в разносной статье Валентины Терской в газете "Правда" - "Так о чем же поют эти гитары?". И все-таки, судьба преподнесла мне большой подарок. Довелось видеть "Титаник" и во второй раз. На этот раз, спустя полгода - концерт дома, в г. Димитрово Донецкой области. Из первого ряда местного ДК катушечной "Весной-3" удалось записать более чем 2-х часовый концерт. К выходке со звукозаписью Михай отнесся с понятием, отдавая должное классу записывающего аппарата, что в моих глазах еще больше "завысило" авторитет великого мастера. Уже потом, анализируя качество записи, я пожалел о том, что расположился в первом ряду, а не в центре зала, рядом с микшерским пультом оператора, поскольку считал, что можно было бы договориться с гостем на счет кабеля "линейки". Группа заводила зрителей своими нашумевшими шлягерами. Из боекомплекта вынули "Васильковое лето", одну из моих любимых - "Пой, гитара" (исполненные на русском языке), "De ce", "Noroc", "Indragostit Deo Fata", молдавскую версию балканских "Lalele", роковую по направлению "Doua manechine", одну из немногих инструментальных композиций "La drum". Новый фольклор прозвучал в исполнении Лидии Ботезату. Запомнилось соло (~5 мин) Валентина Гоги на барабанах в песне "Marioara" (вокал М.Долган). Под занавес, на бис исполнялись "De ce pling chitarele", одноименная - "Noroc". Песни слушали стоя, а с балконов и рядов летели георгины, лепестки которых и сломанные стебли покрыли зал от сцены до выхода. Такую теплую и царствующую атмосферу доброты я видел в последний раз. В конце, под нескончаемые аплодисменты, уставший и промокший от духоты Михай, несколько раз подряд, со вскинутой поарийски кверху рукой, прокричал: "Хай, Норок!" ("Пусть живет Счастье!"). И улетел от нас, в этом образе на все времена, как "олимпийский мишка". Мои впечатления живут благодаря музыкальной одаренности и таланту М.Долгана, красивому звуку ВИА и остатками впечатлений от представления неоднородного и своеобразного коллектива. Записи того концерта у меня долго хранились, как память о прикосновении к прекрасному и былой юности, пока не исчерпался их физический ресурс. Многие из песен ВИА живут в подсознании уже почти 30 лет, несмотря на то, что переслушаны тонны бобин и пластинок самой различной музыки. На многих танцплощадках тогда многие самодеятельные ансамбли исполняли песни из репертуара ВИА "Норок". Мне кто-то писал, что после переименовывания группы "Норок" в Кривом Роге на Украине появились самодеятельные "Озорники", которые переигрывали немало песен из нороковского репертуара, да так здорово, что эти песни желают найти и сегодня. Не только "Норок", но и "Добры молодцы", "Поющие гитары", "Голубые гитары", "Оризонт", "Песняры" и многие другие ВИА своими хитами подымали самодеятельность в стране. Стремительное распространение получали культура вокала, подпевок, игры на органе, электрогитарах с разными фуз-, квак-, бустер- и др. эффектами. "Норок" в то время был проводником западной культуры, многоязычность репертуара, разница с другими ВИА была очевидной, но мало кто из них стремился колебать тогдашние устои, мало кого из "из наших" также приглашали и за рубеж. В злополучном 1975, во время гастролей ВИА по Румынии, доведенная до экстаза молодежь крушит мебель в Палаце культуры, что называется "на капусту". В ответ на это В.Терская, как собкор Минкульта СССР, в вышеупомянутой статье "Так о чем же поют эти гитары?" ставит вопрос о том, что музыкальная культура ВИА "Норок" не соответствует моральным традициям СССР, лишена патриотизма, подражает западной культуре и пагубно отражается на воспитании современной молодежи, безобразна, аморальна, цинична, сопровождается нередкими массовыми беспорядками. И, как многим известно, не без помощи Министра культуры СССР Е.В.Фурцевой, ВИА "Норок" в 1975 прекратил свое существовование. Так политические амбиции, возымевшие место на культурной стезе и ниве душевных настроений, лишили нас возможности слушать любимые песни, а музыкантов - гастролировать по стране и завоевывать новые симпатии своих поклонников, издавать грампластинки. Хотя, если честно, "Норок" - сильная команда, но не на столько, чтобы видавшие виды "европейские румыны" были в состоянии "психологического марева". И думается мне, что тогда в том месте и в тот час была реализована обычная провокация. Из воспоминаний В.П.Преснякова: "Тут же по городам и весям, а точнее, по филармониям разошлось распоряжение Е.В.Фурцевой о запрете наших выступлений и пожелание никогда не слышать о нашем ансамбле. В 75-м мы много ездили по стране. Газет не читали, музыку играли. Приехали в Ростов-на-Дону, готовились к концерту. Вдруг перед началом к нам подбегает директор филармонии. Весь красный, размахивает какой-то газетой и скороговоркой сообщает, что концерт отменяется, а мы должны срочно убраться из Ростова куда угодно, лучше бы подальше. Билеты на поезд он нам уже купил. И мы уехали. Статья достигла цели. Филармонии и ДК от нас отвернулись, гастроли закончились, ансамбль прекратил свое существование". В 1975 г ВИА "Норок" был переименован в ВИА "О чем поют гитары" п/у В.П.Преснякова, состоявшего тогда в медной группе ансамбля. Творчество ВИА "О чем поют гитары" оказалось тихим, негромким и весьма непродолжительным. За точность не ручаюсь, но, кажется, в опальное время Михай создает группу "Зымбет", но ее успехов и репертуара я не помню. В 1977 ВИА "О чем поют гитары" п/у В.П.Преснякова распадаются, из "молдавской лозы" вырастает "Контемпоранул" ("Современник") п/у М.Долгана, а Петрович, после скитаний по одесским пляжам был приглашен в "Самоцветы". Основными солистами ВИА "Контемпоранула" стали Михай Долган, Ион Суручану, Штефан Петраке, песни ВИА "Норок" по-прежнему были в репертуаре "Контемпоранул". Среди запомнившихся песен - те же "Primavara", "Marioara", "Се tе lezen, kordule", "In gredina lui, Ion", "Shapte ken", "Zorii contemporani". Но даже и такую "новую группу" продолжали "пилить", например по части того, что Ион Суручану подражает румыну Дану Спатару. Как уже писалось, первый гигант "Контемпоранула" (Ж09707-08 Стерео, 1977) носил клеймо "Молдавского ВИА", что тем самым сохраняло вызов к творчеству "счастливых" со стороны "культурных министров" страны "объединенных пролетариев". После выпуска в 1981 последнего альбома ВИА, следы "Контемпоранул" оборвались. Только из сего "лонг-плэя" "гигант" по каким-то загадочным обстоятельствам не состоялся, ибо период звучания 7 треков составил около 25 мин. Одна из лучших песен закатной поры артистов на том "оборванном гиганте" - "Если тополь в поздний час" была представлена на румынском языке, в отличие от более лучшей, на мой взгляд, русской версии песни. Однажды "Контемпоранул" появился на ЦТ, и то - в составе М.Долган - И.Суручану. Ходили слухи, что "Контемпоралул" осел в Молдове, ибо след ВИА обрывается в Кишиневе (1981, май), во дворце "Октомбрия", видимо, на одном из последних концертов, о котором писали: "Какой это был праздник!!! Музыка лилась рекой, как и тюльпаны, которые принесли зрители. Ощущения остались прекрасные!". Хочу намекнуть на некую "знаковость" нороковских песен. Выше я уже, упоминал, что в основу названия ВИА "О чем поют гитары" положено название песни "О чем плачут гитары" ("De ce pling chitarele"). Меня перестанут мучить сомнения, если на самом деле, название ВИА "Контемпоранул" исходило от песни "Zorii CONTEMPORANI", а название ВИА "Зымбет" - из первой строки песни "Cinta un artist" (Cinta un artist, ZYMBET optimist...), ибо существовала долгая связь названия ВИА "Норок" с их неразлучной песней "Noroc" в том незабываемом репертуаре. Вместе, с тем, памятны и некоторые "перестановки" в названиях песен ВИА "Норок". Например, песню "In gredina lui Ion" иногда называли "Ioane, Ioane", "Mei bedita, Petre mei" - "Bedita Petre", "Doua manechine", Михай на том концерте объявил как "Любовь двух манекенов", "Primavare" существовала также как "Первая любовь", "Весна". Песни "Скажи, зачем и почему", "Если тополь в поздний час" исполнялись, как на румынском, так и на русском языках. Русскую версию песни "О чем плачут гитары" также исполняли ВИА "Голубые гитары", песню "Васильковое лето" приходилось слышать как в исполнении ВИА "Самоцветы" под названием "Лето, лето, лето", так и в исполнении Л.Сенчиной, под куда более коротким названием "Лето". Здесь, без обсуждения приоритетов ("во время социалистической собственности"), однозначно отдаю должное вариациям "Норока". На мелодию песни "Primavare" (М.Долган - А.Стрымбану), где-то в районе 2000-го, написана новая, не менее яркая композиция - "Hodina", воспринимая которую, сильно ощущается "украденное счастье" у Михая, а песня воспринимается с каким-то необычным упоением, хотя Михай звучит уже не молодым, и аранжировка осталась прежней. "De ce pling chitarele", "Cinta un artist", "Suflete-ntro lume" продолжают жить. Недавно я нашел прекрасные ремиксы этих старых шлягеров. Раду - сын Долгана и Ботезату, в непредсказуемых аранжировках дал этим великим и "знаковым" песням новую жизнь, и мне показалось, что они звучат по-настоящему, "по-нороковски" и еще найдут своего слушателя, как и прежде. В последний раз Михай Васильевич вместе с Лидией и Раду выступали в марте 2002 г. на 36 фестивале национальной песни "Мэрцишор", транслировавшемся с помощью "Телерадио-Молдовы". Раду Ботезату играл на клавишных. Было спето около дюжины песен из старого репертуара. Михая называли молдавским композитором и первым руководителем ВИА "Норок". В последнее время М.Долган и Л.Ботезату принимали активное участие в культурной жизни Молдовы, однажды Михай принимал участние в жюри конкурса рок-музыкантов, проходившего где-то в России. Нужно отметить, что в марте 2002 ему исполнилось 60 лет. Михай родился в селе Владимир, Сынжерейского района, в крестьянской семье. Десять лет им были вынужденно прожиты в Бурятии по месту репрессии родителей. По возвращению домой, он закончил музыкальное училище им. Штефана Няги по классу контрабаса, одновременно освоил аккордеон под руководством Сергея Чухрия, его первым эстрадным коллективом был оркестр п/у Иосифа Бурдина. Министр культуры Ион Пэкурару зачитал юбиляру поздравление от Президента Молдовы, звучали песенные подарки от ансамбля "Веселия", Оксаны и Жоржетты Чорич, Георгия Цопы, Александра Лозанчука, Рику Водэ, Лидии и Раду Ботезату, Юрия Садовника и других. С особой теплотой Михаил Васильевич вспомнил: Джику Могылдя, Сергея Ватаву, Сергея Пуха, Иона Чоклу, Лидию и Раду Ботезату, поддержка которых вдохновляла его на жизненном пути к большому музыкальному творчеству. В Молдове писали, что "песни, которые вели Михая по жизни, наперекор шквальным ветрам, становились легендами молдавского народа, новые мелодии сразу подхватывались и напевались в каждом селе и доме". Остается добавить, что песни и музыку Михая любят не только в Молдове, далеко за ее пределами. Как давний поклонник творчества ВИА своей юности, я все еще надеюсь на "Постскриптум Норока", ибо уповаю на остатки творческой лаборатории и друзей Михая Васильевича, на талант, музыкальное мастерство и великоленый вокальный потенциал Раду, его "нороковскую заточку". Услышав хотя бы однажды песни в исполнении Раду Долгана (поверьте, что они - ураган), каждый задумается о возрождении былого величия "Норока" и о сборе рано разбросанного жемчуга. * * * И в унисон с его прологовым: "Хай, Норок!", по этому моменту и поводу, так и напрашивается: "Хай, Михай!!! Браво!!!"
Песни, исполненные ВИА "Норок" 1. Lida Botezatu - Badita Petre Песни, исполненные ВИА "Контемпоранул", с 1975 1. Astre Syare (В этот вечер)
1. Capriciu
plasteroyd@bk.ru опубликовано 30.08.2001 |
|