ВИА 60-70-80х

 

Главная

Новости

Публикации

(начало)

 

Программы

Ссылки

Конференция

Гостевая книга

начало концерта, все участники ансамбля

 

 

 

 

 

 

Михаил Долотов. "Марыся"

 

 

 

 

Михаил Долотов и Сергей Медведев. "Марыся"

 

 

 

 

 

Юрий Рудаковский (сзади за барабанами), Михаил Долотов. "Беловежская пуща".

 

 

 

 

 

Ян Женчак, Георгий Высоцкий, Олег Устинович, Леонид Борткевич. "Белоруссия"

 

 

 

 

 

Леонид Борткевич и Михаил Долотов. "Белоруссия"

 

 

 

 

 

Сергей Медведев. "Белоруссия"

 

 

Ой рано, на Ивана... встаёт охрана!

Концерт ансамбля "Песняры" в КЗ "Юпитер" в Нижнем Новгороде 11 февраля 2005 года.

 

У нас традиция: каждый год мы с друзьями ходим... Нет, не в баню. Так получилось, что уже в третий раз в феврале в наш город приезжают вокально-инструментальные ансамбли. 8 февраля 2003 года на концерте ансамбля "Добры молодцы" мы впервые увиделись с Дмитрием Терёхиным (официально познакомились мы спустя пару месяцев на этом сайте). Через 13 дней я один ходил на концерт "Синей птицы", где уже давал фото с концерта "Добрых молодцев" одному человеку по имени Валентин. Спустя год, 19 февраля 2004 года мы ждали ансамбль "Песняры", которым руководил Владимир Мулявин, ныне под руководством Леонида Борткевича. На самом деле приехала бригада Валерия Скорожёнка и Вячеслава Шарапова - Белорусский государственный ансамбль "Песняры" имени Мулявина. Наша слушательская компания составляла 5 человек. Благодаря Дмитрию этот концерт не остался незамеченным, стали наводить порядок, но это ничем не закончилось. И вот, наконец, 11 февраля 2005 года мы ждали "Песняров". Тех самых, с которыми Мулявин работал, теперь они п/у Леонида Борткевича.

Чего только не было за последний год с этим ансамблем! Сколько раз состав менялся! И я очень рад, что теперь в составе ансамбля есть мой хороший знакомый, можно даже сказать, старший товарищ - это Михаил Долотов. Он много помогал мне, например, для песенного конкурса, я тоже, как мог, помогал ему. И теперь он стал солистом в "Песнярах". Слава Богу, ничего кардинально от этого не изменилось. Правда, теперь Михаил не так часто бывает в Москве. Да и я тоже.

Дмитрий Терёхин собирает историю ансамбля "Песняры", контактирует с Леонидом Борткевичем и остальными участниками коллектива. Помню, ещё в 2003 году я хотел познакомить Дмитрия с Михаилом, а они взяли да сами познакомились в апреле прошлого года!

И сразу, если кто-то не знает, перечислю всех участников ансамбля:
Леонид Борткевич - художественный руководитель, вокал; Михаил Долотов - вокал, бубен; Сергей Медведев - гитара, вокал, дирижирование; Ян Женчак - вокал, скрипка-альт, клавиши; Георгий Высоцкий - клавиши, вокал; Олег Устинович - бас-гитара, вокал; Юрий Рудаковский - ударные. Плюс ещё Николай Бабичев - концертный директор, Сергей Осипов - звукорежиссёр.

О приезде ансамбля в Нижний я узнал ещё в том году. Помню, 18 декабря я думал, куда бы мне "пропасть" 20-го декабря вечером? Дело в том, что у моей одногруппницы намечался день рождения, 18-летие, меня пригласили, но не очень хотелось видеть своих студентов в нетрезвом виде. В тот вечер я позвонил Дмитрию и узнал, что 20-го вечером в Дзержинске в ДК "Химиков и техников" будет празднование 5-летия ОАО "СИБУР-Нефтехим", они пригласили ансамбль "Песняры". (О! Хороший повод откосить от пьянки!) Мне очень захотелось попасть на этот концерт, и я смог приехать туда. На том концерте я, в частности, узнал, что барабанщик Юрий Рудаковский вовсе не сотрудничал с Александром Лосевым, как это было где-то написано. На каком-то сайте я прочитал, что барабанщик, который последним работал с Лосевым, теперь в "Песнярах". Вообще, об этом Дзержинском концерте я мог бы написать отдельную статью, но писать особо нечего, поскольку почти весь концерт я смотрел в окуляр видеокамеры. Этот концерт я снимал на видео. Теперь Никита (музыкальный одногруппник Дмитрия и Александра Терёхиных) оцифровывает это видео. И тогда же я узнал, что 11 февраля ансамбль приедет в Нижний. Впереди ещё полтора месяца.

И вот, закончив свои посленовогодние разъезды, я приехал в Нижний 21 января. По городу висели 2 вида афиш. На каждой было только по 6 участников. На одной не было Михаила Долотова (афиша делалась в Минске, он не ездил на фотосессию), вторая афиша была на синем фоне, нет барабанщика Юрия Рудаковского. Очень часто висели обе афиши рядом, поэтому все 7 участников ансамбля смотрели с афиш на улицы Нижнего. До Нового года я этих афиш не видел, видел другое. 29 декабря я увидел афишу: "Сябры". 4 февраля в КЗ "Юпитер" и подписи чуть ли не Министерств культуры России и Белоруссии. Вот как! "Сябры", а через неделю - "Песняры". Ну, будет, значит будет. И уже в январе я как-то по пути зашёл в "Юпитер", узнать цены на билеты "Сябров". Мне сказали, что концерт отменён. Спрашивается: почему? Сказали, что концерт отменили уже давно, когда о непроданных билетах ещё рано говорить. С одной стороны, всё было понятно - слишком много белорусских песен за одну неделю, кто-то должен уступить. Но с другой стороны - мало ли. Но я узнал, что всё нормально, и концерт "Песняров" будет. Вопрос со съёмкой отпал сам собой. Во-первых, организаторы, вроде как, не разрешат. Во-вторых, у меня хватило ума подзарядить видеокамеру от автоаккумулятора, камера была в ремонте. Ну, что ж, один концерт отснял, другой послушаю.

30 января я решил за 2 дня разрешить много дел сразу в четырёх городах и отправился в путь. Всё получилось, но закончилось это страшной усталостью, после которой я не изменил свой бешеный ритм жизни и, как говорится, свалился. Короче, до концерта я болел, по телефону удалось пригласить на концерт много разных товарищей. На учёбу я не ходил, но на концерт я был готов приползти в любом состоянии. Как это назвал Михаил Долотов: "Высший пилотаж патриотизма".

И вот 11 февраля вечером я поехал на концерт, по пути всё по телефону объяснял одному товарищу, где находится "Юпитер". И вот приехал и Александр Терёхин, и 2 Дмитрия, и Никита, и ещё много кто. Нас было даже не помню сколько. Много нас, молодых, было. Мы сдали куртки, прошли металлоконтроль. Как всегда, 2 охранника проверяли зрителей. Перед входом в зал опять проводила свою акцию компания "Eastcon", раздавали карточки, на которых нужно было оставить информацию о себе, опустить в барабан для розыгрыша призов: всяких зонтиков, ветровок, рюкзаков и т.д. Эта фирма на многих концертах проводит свои акции. Я и Дмитрий (другой) опустили карточки. Мы прошли в зал, места были в разных концах зала. Я сидел на 16 ряду, ближе к правому (если смотреть на сцену) краю, примерно на 3 ряда наверх от звукорежиссёрской установки. Мимо меня прошёл знакомый мне зритель Валентин: "О! Фёдор, как всегда, на своём месте!" Я обратил внимание, что оба края сцены были заставлены группами из больших колонок, которых раньше, кажется, не было. Примерно полгода "Юпитер" был закрыт. Поговаривали, что его вообще больше не будет. Нет, он закрывался на ремонт, и теперь там поставили новую дорогую аппаратуру. "Песнярам" первыми пришлось испытать эту технику.

И вот примерно в 19:15 на сцену вышел директор ансамбля - Николай Бабичев, попросил выключить свет в зале, дать освещение на сцену. Поприветствовал зрителей, немного рассказал об истории ансамбля. В конце он сказал: "Итак, сегодня для Вас здесь легендарные "Песняры" имени Владимира Мулявина под управлением Заслуженного артиста Республики Беларусь Леонида Борткевича". Вышли музыканты, подключили инструменты. Гитарист Сергей Медведев дал настройку на гитаре, и музыканты а капелла запели песню "Рэчанька". Гитарист выступил ещё в качестве дирижёра в этой песне. Вообще, дирижёрские фрагменты в этом концерте исполнял Медведев. Уже на этой песне я понял, что эта аппаратура довольно качественная и, может, ещё немного не разработавшаяся. После этой песни Леонид Борткевич сказал: "Добрый вечер, господа. Прозвучала белорусская народная песня в обработке Владимира Мулявина "Рэчанька". А теперь знакомые Вам "Рушнiкi"". Спели эту песню. Затем со сцены ушли басист и ударник, Борткевич объявил следующую песню: "Музыка Владимира Мулявина на стихи Максима Танка "Марыся"". В Дзержинске он объявил "на стихи Максима Богдановича", и ушёл со сцены. На сцене остались 4 музыканта. Солировал в этой песне Михаил Долотов. Сама песня очень красивая, да ещё и Михаил её спел отлично. Вот только стихотворение было написано не Танком и не Богдановичем, а белорусским классиком Янкой Купалой. На этой песне я подбегал к сцене и фотографировал. Аплодисменты были продолжительные. В это время вышли все остальные музыканты.

Прозвучала новая песня "Конiк патлаты", её написал Олег Устинович. Солировал Сергей Медведев. Если бы не сказали, что это новая песня, я бы этого не заметил. Песня, как песня, очень даже приличная, вполне типичная для "Песняров".

Борткевич объявил: "Игорь Лученок, на стихи А. Кулешова "Алеся"". В этой песне Ян Женчак играл на альте, а Медведев что-то сказал Долотову и убежал со сцены (Может, струна на гитаре порвалась? Я не видел.), но после этой песни вернулся, всё было как прежде.

Опять Борткевич объявил: "Белорусская народная песня в обработке Владимира Мулявина " Iдзём пайдзём вдоль вулiцы"", и ушёл со сцены. Он уходил со сцены в тех песнях, где не пел. Вообще, песен "белорусских народных..." очень много, поэтому я в рассказе буду их сокращённо называть БНПОВМ.

Затем в исполнении Борткевича звучала песня "Не во сне ли". Это новая песня, на стихи московского поэта Александра Мстиславского. Насколько я знаю, она посвящена жене Леонида Леонидовича Татьяне.

Звучала песня Эдуарда Ханка на стихи Буравкина "Конь незацугляны", за клавиши встал Ян Женчак, а Георгий Высоцкий спел эту песню. После каждой сольной песни представляли солиста, и тут тоже Георгия представили, правда фамилию Борткевич сказал как бы потише, поскольку при упоминании фамилии "Высоцкий" все сразу вспоминают Владимира Семёновича.

Потом была песня "Добры вечар, дзяўчыначка", солировал Ян Женчак, Борткевич опять уходил. Вернувшись, объявил: "Песня, которую в концертах пел Владимир Мулявин - "Наши любимые"". Теперь в этой песне солирует Сергей Медведев, он же солировал в следующей песне, это была БНПОВМ "А ў полi вярба".

Затем опять Леонид Борткевич подошёл к микрофону: "Открою вам маленький секрет. Скоро на ОРТ по пятницам вечером вместо "Фабрики" будут показывать "Голубой огонёк", мы к нему тоже готовимся. Следующую песню мы сейчас новым составом исполним впервые. Мы долго её готовили, и сейчас попробуем спеть. Она появилась в 1972 году, музыка Владимира Мулявина, на стихи Юрия Рыбчинского". Ещё при словах "долго готовили", я подумал, а вдруг "Крик птицы"? 72-й год ещё больше усилил мои подозрения, имена авторов - тем более, но оказалось, это просто совпадения, к тому же, она явно не для "Огоньков". Борткевич продолжил: "Мы её подготовили к мероприятиям, связанным с 60-летием Победы, это песня "Две сестры"". Солировал сам Леонид Леонидович. Залу песня очень понравилась. Мне тоже. Песня довольно сильная, можно догадаться, что у "Крика птицы" те же авторы.

Дальше, мне кажется, было самое место сделать антракт, но музыканты решили уложиться в одно отделение. Борткевич сказал: ""Песняры" никогда не пели чужих песен. Следующую песню написали Владимир Мигуля и Анатолий Поперечный". Прозвучала песня "Почему - не ведаю", солировал "Заслуженный конферансье" Леонид Борткевич.

Объявляется следующая песня: "Музыка Александры Пахмутовой, слова Николая Добронравова. "Беловежская пуща"", "конферансье" опять ушёл. В зале раздались аплодисменты. Началась песня, я побежал с фотоаппаратом к сцене. Пел эту песню Михаил Долотов. Вообще, слышал эту песню в исполнении многих солистов: Юрий Денисов,
Валерий Дайнеко, Валерий Скорожонок, Владимир Стамати. Но больше всего мне нравится нынешнее исполнение. Вовсе не потому, что я Михаила хорошо знаю, просто это, я думаю, так и должно быть: он исполнил её по-своему, старавшись не допускать недостатков, которые были у предыдущих исполнителей, а также добавить что-то своё. После песни были бурные аплодисменты, сопровождаемые продолжительными криками "Браво!", Михаилу понесли цветы, я смотрю: рядом, где-то на 7 ряду с краю 2 свободных места. - Свободно? - Да. Я сел на этот ряд. (Традиция продолжается: уже 3-й раз на этом ряду.). Дальше была БНПОВМ, наверно, самая известная - "Касiў Ясь канюшыну". Потом 2 песни солировал Борткевич - музыка Владимира Мулявина на стихи Петруся Бровки - "Александрына", затем - пеня Эдуарда Ханка "Ты - моя надежда". Потом "конферансье" объявил БНПОВМ "Каляда" и ушёл. После песни вернулся и сказал примерно так: "Владимира Мулявина много спрашивали, с чего начинаются "Песняры"? На что он отвечал, что "Песняры" начинаются с хорошего народного вокала. Сейчас наш молодой солист Янко Женчак исполнит для вас белорусскую народную песню "А у поле бяреза "". Все музыканты ушли со сцены, остался один Ян. Во время аплодисментов вышли все музыканты, Борткевич говорит: - Вот, как поют! Янко, ты со скольки лет поёшь? С шести, по-моему? - Да, с шести. - Во! Это вам не "Фабрика"! Зал одновременно смеялся и аплодировал.

Была песня "За полчаса до весны", затем одна из лучших обработок Владимира Мулявина - "Ой рана, на Iвана". Это было, мне кажется, своеобразной кульминацией концерта, эта песня была очень профессионально сделана, в песне использован альт, гитарное соло, яркое многоголосие, много чего ещё было, всё уместилось в одном произведении. Я думаю, если кто-то спросит меня "А что такое "Песняры"?", я посоветую послушать "Ой рана, на Iвана", и этим произведением можно сказать много об этом ансамбле.

Звучали песни: "Берёзовый сок", солировал Леонид Борткевич, "Вологда", солировал Ян Женчак.

И Борткевич объявил: "Следующую песню мы считаем нашей. Мы её специально сделали для..." Не помню, что он говорил, это был русский романс "Дорогой длинною". Этот момент я бы тоже навал кульминацией. Тут себя показала новая аппаратура. Песня началась, Медведев подошёл к микрофону: "Ехали на тройке с бубенцами..." И тут аппаратура не выдержала. Нет, в зале было всё терпимо, но, видя лица музыкантов, было понятно, что их оглушило. Устинович закрывал уши и подавал сигналы звукорежиссёру, чтобы тот убавил громкость. Потом Михаил Долотов запел: "Да, выходит, пели мы задаром...". По воздуху я его слышал, из колонок - нет. Звукорежиссёр что-то подкрутил, вроде, слышно стало. Т. е. на этой песне был "праздник аппаратуры". Хороший белорусский вокал оказался сильнее новой импортной аппаратуры.

На сцену опять вышел Николай Бабичев, представил всех участников, и концерт закрывали песней "Белоруссия". Я с фотоаппаратом стоял у сцены, и не обратил внимания на зал, а надо было бы. Дело в том, что на концерте в Дзержинске на этой песне зал встал. Здесь я не заметил. По-моему, встали, но для того, чтобы побежать в гардероб. Песня отзвучала, под аплодисменты артисты ещё раз откланялись, Леонид Борткевич завершил концерт примерно такими словами: "Спасибо! Желаю всем счастья надежды, любви, удачи и процветания. Я хочу сказать, что Белоруссия, Украина, Россия, мы все как были братья, так и остались". Многие побежали за автографом, но музыканты ушли. Потом, быстро переодевшись, вышел Юрий Рудаковский и стал скручивать барабанные принадлежности. В это время основная масса зрителей толпой пошла в гардероб.

Кто-то захотел пройти за кулисы, но стояли здоровенные охранники: "Нет!" Мне нужно было Михаилу передать фото, а Дмитрий хотел поговорить с Леонидом Леонидовичем. Просили охранников позвать музыкантов, но они отвечали: "Нет!" Уже почти все ушли, осталось человек 10, пришлось Дмитрию по мобильному звонить и просить выйти Леонида Леонидовича. Он вышел, попутно подписал автографы нескольким зрителям, увидел Дмитрия:

"А что же ты на сам концерт не пришёл? Я два билетика вам припас (Дмитрий был на концерте с невестой). Пошли, поболтаем…" "Как не был? Просто я на 20 ряду сидел. Мы билеты заранее приобрели, а я только что из больницы", - Дмитрий спокойно пошёл за кулисы за Леонидом, но тут охранники остановили и его, и невесту Дмитрия. Не пустили. Через пару минут Леонид вышел повторно: "Дима, ну вы чего не идёте-то?" "Так не пускают!!!". В конечном итоге Дмитрия с Машей пропустили. Но я узнал, что Леониду Леонидовичу пришлось несколько раз объяснять этим охранникам, кого и почему надо пропустить. Вот такой кошмар: Заслуженному артисту Республики Беларусь, руководителю легендарного ансамбля "Песняры" пришлось буквально упрашивать этих шкафов, чтобы они пропустили человека. Другие лбы стали говорить: "Всё, зал закрывается, всем выйти отсюда!" Те, кто хотел получить автограф и сфотографироваться, не смогли этого сделать. В это время мы взяли в гардеробе куртки. Михаил увидел в гримёрке Дмитрия и спросил: "А где Федя?" Дмитрий по мобильному позвонил мне, я поднялся к залу, вышел Михаил, тут ещё подошли несколько человек за автографами, сказали своё "браво" и ушли. Также ушли те, кого я позвал, одному из них нужно было ехать в пригород. А Михаил позвал меня за кулисы, и мы туда не пошли, а буквально побежали, так, что охранники просто не успели нас остановить. Слава Богу, прорвались. Там я отдал Михаилу некоторые фотографии, и ещё в этот день у нас у знакомых дни рождения. В один день, но с разницей в 25 лет. Мы позвонили, поздравили их, в Москву и, как оказалось, в Якутск. Музыканты пошли поесть, я сказал Михаилу "До свидания" и вышел на улицу. Дмитрий, Александр, Никита и другие пошли по улице Варварке к центру, я же, "Всем пока!", пошёл на автобусную остановку. Рядом был Михаил Юрьевич, который нам и "Песнярам" много помог для этого концерта, я ему сказал огромное спасибо, сел в маршрутку и поехал домой. Посмотрел на часы, было 22:11. Получается, концерт шёл около двух часов, остальное время мы пытались поговорить с артистами.

О концерте могу сказать следующее. Уже во второй раз, после этого и Дзержинского концерта, я убедился, что это и есть те самые "Песняры" не только по документам, но и на самом деле. В ансамбле очень профессиональные музыканты, очень хороший вокал. И, что имеет большое значение, новые песни нисколько от старых (точнее, нестареющих) не отличаются. Концерт мне очень понравился. Но, надо заметить, что в зале были пустые места. Чем это вызвано, я думаю, нетрудно догадаться. Прошлогодний Государственный ансамбль очень многих слушателей распугал. Но после того как они узнают об этом концерте, я думаю, зал будет полный. И ещё раз на этом концерте я понял, что Белорусская песня так живёт сегодня фактически благодаря одному человеку. Я не могу назвать ни одного человека, кто бы сделал столько для Белорусской песни, сколько сделал Владимир Георгиевич Мулявин. А ведь он был не белорус, он был русский. Как это ему удалось - не знаю. Гений, что тут ещё сказать.

Но, конечно, всё впечатление от этого концерта у меня испортили "Юпитерские" охранники. Опять повторюсь, но чтобы артист выпрашивал у какого-то бритоголового шкафа пропустить к себе знакомых, это просто кошмар. Из-за этого настроение было не очень хорошее. Когда я пришёл домой, мама меня всё спрашивала: "Что случилось?" А вот и случилось, что рано на Ивана... встаёт охрана. Так я и назвал свою статью, потому что это просто кошмар. Надо сказать, что на концерт мы прошли на законных основаниях, но вообще был у меня план, если что - меня с группой товарищей Михаил служебным входом проведёт. Но потом мы поняли, что при таких охранниках это было бы невозможно. "Нет!", и всё тут. Как у Владимира Высоцкого: "Хоть снимай меня с работы, ни за что не пропущу!"

Надеюсь, что такие лбы мало где бывают. Потому что, например, в Кремлёвском зале таких нет. Надеюсь, что скоро это забудется, и останутся хорошие воспоминания от концерта. И (не сочтите за рекламу) хочу сказать, что если в Ваш город приедут именно эти "Песняры", то я советую Вам обязательно сходить на этот концерт.

"Песняры" жили! "Песняры" живы! "Песняры" будут жить!



Фёдор Стрелков
e-mail: feddorins@mail.ru

18 февраля 2005,

Помогал Дмитрий Терёхин. (И ещё спасибо ему за отсканированное фото.)

опубликовано 02.07.2005

 

 

 

Hosted by uCoz