ВИА 60-70-80х
Публикации
|
|
Пусть нога твоя сломалась, Рассказ о концерте ансамбля "Поющие гитары" в КЗ "Юпитер" в Нижнем Новгороде 8 апреля 2005 года. "Твои весенние глаза запали в душу
мне давно,
Потом я смог рассмотреть афишу близко, они висели по всему городу. 8 апреля, 19-00, КЗ "Юпитер". Опять эти охранники с металлоискателями! Значит, отснять концерт на видео не удастся. Фотография на афишах была, как на кассетах "Синий иней" и "Люди встречаются", но здесь вместо Дмитрия Кижаева вмонтировали голову Валерия Кочегуро. А Ольга Левицкая была на фото и в списке музыкантов, что меня насторожило. А вдруг это какая подделка? Постарались те, кто даже не знает, что уже почти год солистки нет в живых. Не дай Бог! По-моему, "Поющие гитары" на сегодняшний день чуть ли не единственный ансамбль, не имеющий клонов и двойников. В субботу я зашёл в "Юпитер" купить билет. Билеты в продажу только что поступили, я купил самый дешёвый билет на последний ряд. Билеты были по 250-650 рублей. Надо сказать, что это были самые низкие цены на какое-либо "Юпитерское" представление. Я ещё спросил, почему афиша такая? Мне ответили: "Ой!" и с билетом дали маленькую листовку с той же фотографией ансамбля, но с Дмитрием Кижаевым. То ли афиш не хватало, то ли поняли, что с Ольгой Левицкой так получилось, скоро ещё по городу висели простые жёлтые афиши без фото. 1 апреля в Кремле я угорал со смеху на концерте "Барды смеются", участвовали Леонид Сергеев, Михаил Кочетков и Григорий Гладков. На этом концерте был звукорежиссёр, которого я видел на других концертах, и спросил его, как мне быть со съёмкой. Он ответил: - Это "Юпитер" - приходи и снимай - А охранники? - Должны пропустить, снимать можно. Но потом я поговорил с журналисткой газеты "Нижегородский рабочий", которая рассказала мне, что в "Юпитере" так получается, что охранники тут главнее организатора. Т. е. даже если организатор разрешит снимать, охранникам это может не понравиться. И ещё она сказала, что "Поющие гитары" сюда часто приезжают (куда я смотрел?). Были в прошлом году в мае, журналистка с ними беседовала, это был один из их первых выездов чисто мужским коллективом, в процессе рассказа они вспоминали Ольгу Левицкую. И вот настало утро 8 апреля. Я узнал, что вечером смогу уехать из города. Поскольку из-за этого я понял, что с концерта надо будет быстро убегать, вопрос со съёмкой отпал окончательно. Было жалко, поскольку для съёмки я хорошо подготовился. Вечером у меня было много дел, но я успевал к сроку. И вот, в 18-45 я приехал, вошёл в "Юпитер". Встретил знакомого, с которым мы познакомились на "Добрых молодцах", Валентин его звать. Он сказал, что цены на билеты для него высоки, и он ждёт, пока концерт начнётся, а там как-нибудь пропустят, может быть. Я прошёл металлоконтроль, захожу по лестнице, и вдруг сзади какой-то мужчина в годах (я его часто раньше видел на концертах), увидев мою сумку с фотоаппаратом, спросил: "Что это у Вас там, камера?" Я ответил, что нет никакой камеры, хотя мысль снимать была, но она отпала. Он сказал: "Правильно. Не надо провоцировать охранников". Ещё одно доказательство того, что тут охрана решает всё. Я прошёл на своё место на последнем ряду, 23-м, около прохода. Это место я выбрал для съёмки и, чего уж скрывать, на большее денег не было. Первые ряды (где-то до 10) были заполнены, однако было много свободных мест. 2 задних ряда тоже были полны, а средние ряды левого (если смотреть на сцену) края была почти пустые. Я сидел "на шухере", чтобы вот-вот туда пересесть. С 19 до 19-15 я всё ждал, когда же выйдут артисты. Смотрю на сцену, вижу клавиши, барабаны, бас, 2 гитары, микрофоны, и около места гитариста стоит стул. "Всё ясно, значит, будет "Родина"", - подумал я, - "А где же акустическая гитара, как это было в "Октябрьском" в Санкт-Петербурге? Может, и не будет". На стул я больше внимания не обращал. 19-15: ни одного звонка нет. Мне сказали, что здесь звонки не дают. И вот на сцену выходит Евгений Броневицкий. Зал захлопал, я побежал вниз и сел на 13 ряд. Сразу же стали выходить другие музыканты: Юрий Соколов, Милена Вавилова, Валерий Ступаченко, Владимир Васильев и... Выходит Василий Борисов и помогает Валерию Кочегуро, который выходит на сцену на костылях и садится на стул, протягивая вперёд левую ногу. Моя реакция была: "Ой!" Опять мне вспомнился Сергей Беликов. Мужчины были в тех же костюмах, как в Санкт-Петербурге, солистка была в том же, как во втором отделении в БКЗ. Вообще, поскольку концерт в БКЗ был всего лишь 12 недель назад, будет много сравнений и сокращений. Если кому-то что-либо непонятно, читайте мой рассказ о концерте в Санкт-Петербурге. Ещё замечу, что крашеные артисты вновь были седые, волосы отросли. Я подумал, что будет очень много песен в том же порядке, что и в БКЗ, я не ошибся. Первой зазвучала "Песенка велосипедистов", после чего Евгений Броневицкий сказал примерно такую речь: "Добрый вечер, дамы и господа, а проще говоря, дорогие друзья. Мы очень рады, что смогли к вам приехать, потому что до последнего дня наша поездка была под угрозой срыва. Мы не знали, сможет ли наш гитарист выдержать поезд, этот переезд. Вот до чего доводит человека футбол! Поиграл, очнулся - гипс! Мы рады опять быть здесь, мы очень любим Нижний Новгород, потому что Нижний - это, как бы сказать, город богемный. Раньше мы сюда, в Горький, по 2 раза в год приезжали. Это раньше, но и сейчас мы сюда приезжаем, чему очень рады. Сегодня прозвучат старые добрые наши песни, но не только. Мы немного и новых вам споём, у нас в группе все поют. Ну, поём дальше". Спели песню "О добрых молодцах и красных девицах", потом сказали: "Прозвучала песня Юрия Антонова, мы очень гордимся, что он начинал у нас, этот наш композитор. Продолжаем петь его песни, пойте вместе с нами!" И зазвучала песня "Если любишь ты", в припеве было сильнее слышно второй, нижний голос, который является основным в версии "Весёлых ребят" и "Добрых молодцев", этот голос пел, по-моему, Валерий Кочегуро. Представили Василия Борисова, который пел запевы. Потом пел Валерий Ступаченко, прозвучали песни "А я пою" и "Восток". Затем Броневицкий сказал, что в "Поющих гитарах" обязательно должен быть женский вокал. Ну... (видимо, хотел сказать об Ольге Левицкой, но передумал - прим. авт.)... по разным причинам, много у нас солисток было, когда одна, когда две сразу, Ирина Понаровская в коллективе была. А сейчас в ансамбле поёт молодая солистка Милена Вавилова. Началась песня "Люблю", на сцене сделали какое-то тёмное освещение, направив прожектор на солистку. В конце проигрыша есть пауза, и было слышно, как Юрий Соколов, отстукивая удары, подавал сигналы гитаристу: "Раз, два". Видимо, в темноте жестом не смог показать, или забыл, что микрофон у него включён. После этой песни запели "Неприметную красоту". И, о ужас! Я заметил, что у Евгения Броневицкого на басу лопнула вторая струна (ре). После этой песни началась "Не ломай черёмухи", там во вступлении нет басовой партии. Когда Броневицкий запел: "Над рекой черёмуха - белый дым", зал зааплодировал. Пришлось играть по трём оставшимся струнам, в основном, по двум нижним. Как раз у "Поющих гитар" это самый востребованный диапазон у бас-гитары. Во время аплодисментов Броневицкий просто намотал лопнувшую струну на колки. Вот те раз! Так хорошо всё начиналось, даже Валерий Кочегуро со сломанной ногой смог приехать! И на тебе - струна лопнула. "Ну, может быть, в антракте заменят", - подумал я. Началась "Цыганочка", единственная инструменталка, которую в концерте играл ансамбль. В конце, где темп ускоряется, Валерий Кочегуро, несмотря на свою ногу, встал со стула и стоял до конца этого произведения. Зал аплодировал. Евгений Броневицкий объявил: "Бриллиантовая нога - Валерий Кочегуро". Потом прозвучала новая песня - "Ничего" ("Ничего, то, что время проходит"), солировали Валерий Ступаченко и Милена Вавилова. Эта песня аранжирована в ресторанном стиле (как, например, "Золотое кольцо" Валерия Ярушина и группы "Иваныч"), но вокал был абсолютно не ресторанный. Ступаченко пел в довольно низкой тесситуре для своего голоса, но ему и это удалось безупречно. Потом был "Толстый Карлсон". Народ подпевал, а я всё смотрел на Броневицкого, как он справляется на трёх струнах. Заметно, что он профессионал, и ему это легко, однако видно, что он сильнее напрягается. Во время аплодисментов из-за кулис выбежал техник, подкручивал какой-то микрофон у барабанов, а Броневицкий сказал: "Я, наверно, буду слишком наглым, если попрошу нашего Валерия Кочегуро ещё и спеть. У нас ведь все поют". Зал опять зааплодировал, и Валерий Кочегуро спел свою песню на стихи Сергея Есенина "Родина", подпевали Василий Борисов и Евгений Броневицкий. Песня очень хорошо входит в репертуар ансамбля, хотя и вокал у Валерия Кочегуро по-прежнему "не очень". После аплодисментов Броневицкий сказал: "Поют у нас все, вот и наш ударник Юрий Соколов или, как мы его ещё зовём, Помидор, он сейчас споёт песню о нашем любимом городе". Началась песня "Ленинград". По-моему, тут была минусовка. Милена Вавилова стояла у ударной установки и протягивала микрофон Соколову. И я заметил, что куда-то пропал Валерий Ступаченко. Дальше начался рассказ о песне "Джулия". Я всё понял - сейчас солист появится в зале из какой-то двери. Песня началась, Ступаченко вошёл в зал и пел, собирая цветы, я его сфотографировал. Но тут уже я стал понимать, что антракта не будет. Какой ужас! Броневицкому до конца с оборванной струной играть? Заметно, что он на нижних струнах часто играл в районе 7-8 лада и выше. Так и хотелось сказать: "Ну, сделайте антракт, натяните струну, а то я тут с ума сойду". Ну, ничего, ведь Паганини вообще на одной струне играл! И Броневицкий на трёх, надеюсь, сыграет. Дальше были "Десять дней" в новой аранжировке, какую я в БКЗ слышал. Потом объявили старый добрый рок-н-ролл, пели "Крутится жизни колесо". В это время я спустился на 2 ряда ниже и решил пойти фотографировать. Всё смотрел на то, как Броневицкий справляется со своими тремя струнами. Видно, что он уже утомился, но делать нечего: началось очень знакомое вступление, это была одни из моих самых любимых песен. После слов "Словно сумерек наплыла тень..." зал зааплодировал. Я всё смотрел на... всё туда же. Я ужасно волновался за артистов. "Только в глазах пустота и печаль, а на губах - привычки печать", тут я заметил, что на этот раз Броневицкий пел верхушки лучше, чем раньше. И, кажется, понял, в чём дело: они транспонировали песню в фа-минор (до этого, вроде бы, она была в соль-миноре). Либо он просто распелся, а я только сейчас разглядел, в какой тональности они её играют. А в конце песни, где "Так сегодня и для нас с тобой гаснет свет дневной", свет на сцену стал слабее, со второго раза "гаснет свет дневной" - ещё темнее, и на третий раз "гаснет свет" - свет совсем погас, в зале стояла полная темнота. После бурнейших аплодисментов я сфотографировал артистов, Евгения Броневицкого представили, и началась новая песня "Весна". "Ах, весна, весна в короткой юбочке..." Да... Не совсем типично для советского коллектива, но ничего более, скажем так, вульгарного не было. Потом была ещё одна новая песня "Не моя, чужая". На этот раз наоборот, песня с твёрдой моралью: "Ты моя хорошая, но жену не брошу я". Дальше были "Люди встречаются", которые в концертном варианте выглядят так: Борисов: "Может быть, где-то сидит здесь в зале она", Ступаченко: "Да вот она!". Многие зрительницы в первых рядах танцевали, и кто из них "вот она" - не поймёшь. После песни представили двух солистов: "Василий Борисов по прозвищу Шалун и Валерий Ступаченко по прозвищу Зверь". Потом Ступаченко пошёл в зал - "Синяя песня" и "Соловей". Затем зазвучал "Кара-Кум". И я такое услышал! Дабл-трек, но тут особый вариант: с фанерой группы "Круг" играют и поют "Поющие гитары"! Просто и в фанере и в концерте поёт Владимир Васильев, а в припеве голосов не разберёшь. Хотя именно в припеве была заметна разница: "Круг" пел его в унисон, а сейчас музыканты пели на два голоса в терцию. И только в конце, когда фонограмма кончилась, артисты доиграли до конца сами. Только кусочек можно было услышать живого исполнения "Поющих гитар". Представили солиста: "Владимир Васильев по прозвищу Царь". Видимо, у каждого есть кличка. А я всё думал о том, зачем же они так с чужой фанерой выпендриваются? Ведь сами прекрасно могли бы сыграть и спеть, что и делали в конце. И тут я заметил, что, вроде, опять пустили минусовую фанеру - первые аккорды были со страшным шипом. Но аккорды очень знакомые. Броневицкий подошёл к микрофону и запел "Для меня нет тебя прекрасней…", зал взорвался аплодисментами. А я всё смотрел на то, как исполнитель справляется с этой партией бас-гитары на трёх струнах, в этой песне она непростая. Лицо у артиста было всё в поту, он был буквально "на пределе". Я думал, зачем всё это? Ведь всё равно минусовка, зачем попадать в фанеру, ещё ошибёшься, и зал заметит. Попадал везде. Как я потом подумал, это звукорежиссёр пустил минус на всякий пожарный, а то мало ли - собьётся. Но всё-таки, кажется, это был минус, не полная фанера, пели сами. Во время аплодисментов я подошёл к сцене и положил конверт с фотографиями с концерта в "Октябрьском". Я решил такой подарок артистам сделать. Сделал всем - 7 экземпляров. Броневицкий меня заметил, взял конверт и положил в карман. Торчащий из кармана тёмного пиджака белый конверт был очень заметен, и артист положил его в карман глубже. И вот запели "Воскресенье". Ещё во время аплодисментов я слышал, как музыканты на неё настраиваются, какие-то частички аккордов. Но во время звучания этой песни я понял, что пустили плюс, это был опять дабл-трек. Потому что музыканты сами играли и пели, но где-то были слышны расхождения, особенно в барабанах. Ведь трудно постоянный ритм держать, вот и сбиваются туда-сюда на одну сотую секунды (а то и меньше), в записи это незаметно, и в такую фанеру трудно всегда попадать. По лицам артистов я понял, что они это заметили. Затем спели "Субботу". Бурные аплодисменты. Вышел Юрий Соколов, артисты покланялись, Валерий Кочегуро вставал и тоже кланялся. Весь красный, в буквальном смысле, в поте лица, Евгений Броневицкий подошёл к микрофону, и говорил спасибо за то, что пришли и т. д. Потом сказал: "После встречи всегда наступает разлука. А после разлуки - опять встреча. Поэтому хотим вам пожелать Многая лета!" И музыканты а капелла спели "Многая лета". Спасибо, до свидания! Многие слушатели побежали к сцене за автографом, но почти все музыканты успели уйти, на сцене остался сматывать кабель Броневицкий и, несмотря на свой ужасно усталый вид, сказал: "Сейчас, я переоденусь пойду, а вы подходите все к двери, я сейчас выйду. Поговорим". И ушёл. Публика побежала к той двери, но она оказалась закрыта на замок, мне все говорили: "Крикни туда". Я кричал в щель: "Ау! Евгений Александрович, тут закрыто!" Но что мог сделать артист - у него нет ключа. Народ пошёл за кулисы, но тут оказались большие друзья артистов и публики - охранники: "Не положено!" Одна женщина сказала: "Но нам артисты сказали, чтобы мы к ним подошли, а там закрыто". Охранник ответил: "Не забывайте, что помимо артистов есть ещё организаторы. Не положено!" - "А кто тут вообще главнее?" И, отойдя, я рассказал этой женщине случай о том, как Леонид Борткевич 3 раза умолял охранников пропустить к ним товарища Дмитрия. Не организаторы тут главные, а охранники. Выходили сматывать кабели уже переодевшиеся Василий Борисов, Владимир Васильев и Юрий Соколов. После этого они давали автографы. Какая-то женщина позвала их, она крикнула: "Синьор Помидор, можно автограф?". И артисты стали расписываться. Мне расписались Василий Борисов и Владимир Васильев на вкладыше в кассетах "Синий иней" и "Люди встречаются". Народ спрашивал: "А как же Броневицкий и остальные?" И кто-то из артистов ответил: "Ну, что тут поделать?" и кивнули в сторону охранников, но так, чтобы те не заметили, - "Вот так Вас от нас охраняют, или нас от Вас? Не разберёшь". Юрий Соколов мне расписался на маленьком плакате, который мне дали с билетами, сфотографировался со мной. Охранники уже стали подгонять: "Быстрее! Зал закрывается!" И тут Соколов спросил оставшихся: "А у вас наши визитки есть? Нет? Сейчас вынесу!" "Закрываем!! Быстро!" - кричали охранники, Соколов вынес визитки с фотографией, ему все стали говорить спасибо, он, уходя, ответил: "И Вам всем большое Спасибо, наши дорогие слушатели!" Видно, что артист ценит зрителей и поклонников. Охранники выгнали всех из зала, я в гардеробе взял свою куртку. Время - 22:20. Концерт прошёл в одно огромное отделение, были исполнены 27 номеров. Всего 5 песен не исполнили из тех, что были в БКЗ ("Ты мне откройся", "Паруса", "Печаль-беда", "Пятьдесят" и "Бочка вина"). Может, зря я ходил, раз то же самое было? Нет, не зря, всегда с концерта что-то новое понимаешь. Я вышел на улицу, пошёл обходить "Юпитер", быть может, артисты на улице стоят. Хотелось узнать у Евгения Броневицкого по поводу оборванной струны. Но артистов не было. "Да, ладно, чай не в последний раз", - подумал я и побежал на трамвай. Ехал в трамвае и думал. Общее впечатление от концерта: "Поющие гитары" - Герои! Сломанная нога, порванная струна, неполный зал не смогли остановить или испортить концерт. Ещё раз убедился, какой горячий энтузиазм у артистов. Видимо, всё держится только на этом. И ещё на девизе: "Песня - это главное, друзья!". 2 года назад из более-менее достоверных источников я узнал, что "Поющие гитары" за один концерт получают сумму N. Причём, на всех, и у них много всякой аппаратуры, которая требует вложений. Если разделить, получится очень небольшая сумма. Ну и зарплата! Простые рабочие куда больше получают! За этот N даже классические музыканты выступать не станут! (Да простят меня за эту фразу в Консерватории и училище). Причём, за этот N можно было бы халтурить, что-то недорабатывать, но ведь я видел, как музыканты старались. Особенно Евгений Броневицкий и Валерий Кочегуро. Могли бы просто позвонить накануне: "Валерий сломал ногу, что поделать, не приедем". А Броневицкому ещё нет 60-ти, а он уже выглядит на все 70, так его изматывает эта работа. Поэтому ещё раз повторюсь, что "Поющие гитары" - Герои! Мой трамвай уже подходил к станции метро, а я всё ещё напряжённо думал: "Как же Броневицкий так с тремя струнами справился? И чего это я так нервничаю за него?" Это у меня откуда-то взялось, что я очень волнуюсь, когда кто-то на сцене выступает, и я знаю, что может что-то случиться. Сколько раз в училище зачёты сдавал (вот, скоро экзамен): сам пою - а, ерунда! Другие поют - я фиг в кармане держу. Я понимал, что через пару дней сам над собой буду смеяться, что так нервничал на концерте. Но тут что-то было особенное. Обычно при таких ощущениях хочется куда-то бежать, делать всё быстрее (что мне и нужно было, ведь я должен уезжать). А тут что-то совсем наоборот. То из трамвая последним вышел, то в метро потом тоже перед "осторожно, двери закрываются" выбежал. Что со мной было - не знаю. Слава Богу, уехал в тот вечер я удачно, быстро и далеко. Потом, отдыхая в чистейшем воздухе (откуда и приехал - см. начало статьи) я забыл про все нервы, но всё-таки немного ещё подрагивал, когда по радио передавали песни "Поющих гитар". И, если в рассказе о концерте в Санкт-Петербурге я закончил фразой, что это был самый лучший концерт, то теперь, чтобы подвести итог, я напишу так: Это был самый напряжённый для меня концерт, на котором я когда-либо был. Но зато многое оттуда вынес. И артисты справились! Ура!
Фёдор Стрелков 23 мая 2005 18:56,
опубликовано 25.10.2005 |