ВИА 60-70-80х
Публикации
|
|
От линейки пионерской до скамьи пенсионерской и... обратно! Концерт ансамбля "Поющие гитары" в БКЗ "Октябрьский" в Санкт-Петербурге 14 января 2005 года.
Была у меня несбыточная мечта попасть на сольный концерт ансамбля "Поющие гитары". Но где же их искать? Гастроли ансамбля, может быть, и проходят где-то, но обходят стороной Москву и Нижний Новгород - города, в которых я в разное время ходил на замечательные концерты. Но первый в СССР профессиональный вокально-инструментальный ансамбль всё никак не приезжал в эти города. Рассказывал мне Дмитрий Терёхин, что году в 98-ом приезжали "Поющие гитары" в Дзержинск, так народ там просто на сцену бросался. Это был полнейший переаншлаг. Но больше они с сольными концертами в наши края не заезжали. А края для меня подходят самые разные, я давно живу в плену дорог (как пелось в одной песне), и в разных городах я бы мог попасть на один из концертов. У меня в Санкт-Петербурге очень много самых разных дел накопилось. Конечно, я мог бы это попросить сделать других, через кого-то и т. д. Но лучше, чтобы я сам поехал. И я наметил поездку на 9 и 10 января, но тут мне "помогла" Горьковская железная дорога. Билеты из Нижнего Новгорода в Санкт-Петербург только купейные, по 1700 рублей. На праздники "простых" вагонов, видимо, не было. Тогда я решил поехать к себе в Дубну, а в Санкт-Петербург на следующие выходные. И правильно. Приехав в Дубну, я залез на конференцию этого сайта и вижу: "Концерт "Поющих гитар" в "Октябрьском" 14 января". Такое нельзя пропустить! Попросил Санкт-Петербургского товарища, чтобы он купил мне билет. А он заодно и себе купил. С этим товарищем мы познакомились через сайт канала "Мелодия", зовут его Сергей Стрельников; если скоро по ТВ в "Своей игре" услышите это имя, знайте - это тот самый Сергей. 14 января с утра я уже был в Санкт-Петербурге. По городу висели афиши с фотографией, и я сразу насторожился. Во-первых, видно, что это фото очень сильно доработано. Не знаю, что они применили, но казалось, что все участники ансамбля с накрашенными глазами и губами. Причём Владимир Васильев, Василий Борисов и Евгений Броневицкий, которые, вроде бы, седые, на фото они были крашеные. Броневицкий выглядел так, как лет 12 назад. Я подумал, может, фото старое? Но Валерий Кочегуро, Милена Вавилова тоже были на снимке. Ничего себе фото накрасили! А, может, они и правда теперь такие? Этакое "омоложение"? Концерт покажет. И так незаметно наступил вечер. Мы встретились с Сергеем на выходе из станции метро "Площадь Восстания" и пошли к "Октябрьскому". А, точнее - побежали. По пути было много продавщиц цветов. Мы думали: "Может, купить? А кому дарить-то? Мужик мужику, вроде, непривычно. Эх, была бы Ольга Левицкая, то, конечно, подарили бы. А новая солистка Милена Вавилова - кто она? Как поёт? И стоит ли ей вообще дарить цветы? Ладно, лучше сэкономим пока". Мы подошли к "Октябрьскому", перед ним на площади была огромная афиша (я таких раньше не видел). Мы прошли внутрь. Сдали куртки в гардероб, я купил программку за 30 рублей. На ней - другая фотография, но тоже все накрашенные. Странно. Итак, мы прошли в зал. Билеты у нас были на предпоследний ряд. Мы прошли рядов на 8-10 ближе к сцене и сели на свободные места. Я достал бинокль и стал рассматривать сцену. На сцене стояли клавиши, рядом - барабаны, и около них - 2 или 3 гитары (1 акустическая) и бас. Первый звонок, второй, третий (где-то в 19-10). Звучат позывные - "Город над вольной Невой". Выходит конферансье, объявляет, что в этот раз, как и каждый год в это время для Вас - ансамбль "Поющие гитары". Выходят музыканты с инструментами. Первым буквально выбежал Юрий Соколов, и сразу за барабаны. За ним вышли остальные участники: Валерий Кочегуро, Василий Борисов, Евгений Броневицкий, Владимир Васильев, они сразу стали подключать инструменты. Пока они подключали и настраивали, вышли Валерий Ступаченко и Милена Вавилова. Я сразу же увидел, что действительно Броневицкий, Васильев и Борисов не седые. Они действительно такие, как на афишах, но, Слава Богу, никто глаза не красил, как это видно на фото. Просто волосы другого цвета. А Ступаченко каким был, таким и остался (наверно, на его шевелюру краски не хватило бы). Но, несмотря на это внешнее омоложение, они остались такими же, как были. Т. е. не стали прыгать по сцене, вести себя моложе, как, например, "Поющие сердца", а просто настроились и было видно, что начнут с чего-то старенького-доброго. Я сказал Сергею: "Вдруг с "Гимна Дубны" начнут? Как бы в честь меня, что я оттуда специально приехал?" Поясняю: Дубна - город велосипедистов, и я имел ввиду "Песенку велосипедистов". Угадал, так и вышло! Первая песня в концерте была именно эта. Потом зазвучало начало какой-то песни, мне показалось, что это "Печаль-беда", но это была песня "О добрых молодцах и красных девицах". Потом сказали: "И всё это - Юрий Антонов! Мы продолжаем!" Я уже понял, что сейчас будет песня "Если любишь ты". Этот нетленный шлягер Юрия Антонова и Леонида Дербенёва можно смело сказать, многим любимый, если не всеми, был встречен аплодисментами. Зал подпевал "Если в дождь такой ждать ты будешь - значит, любишь ты, значит любишь". Особенно это актуально в городе дождей. Затем началось медленное вступление. Стало понятно, что от Юрия Антонова перешли к Якову Дубравину, прозвучала песня "Ты мне откройся". Со мной рядом сидел Сергей, и всё критиковал припев: "Если ты любишь - счастлива будешь, если не любишь - мне одному страдать", что-то он ему не понравился. Представили Василия Борисова, который солировал в двух последних песнях. Затем прозвучали "А я пою", представили Валерия Ступаченко, он же спел "Восток". Затем Броневицкий сказал, что в прошлом году ансамбль понёс тяжёлую потерю - ушла из жизни Ольга Левицкая, и почти год ансамбль выступал в чисто мужском составе. Но потом поняли, что это не соответствует "Поющим гитарам", и с большим трудом нашли новую солистку - Милену Вавилову, которая будет петь женские партии. И она спела песню "Люблю". Что можно сказать? От её первого фото в Интернете на конференции сайта "Популярная советская песня" многим поклонникам чуть плохо не стало, но говорили, что надо её послушать, а потом критиковать. Голос её мне понравился, слегка напоминает раннюю Ларису Долину. Даже не только голос, но и ещё что-то. Видно, что раннее творчество Долиной оказало влияние на новую солистку. Потом была "Неприметная красота". И тут Вавилова на словах "И чей-то взгляд печальный найдёте" совершила модный молодёжный жест: сделала пальцы "козой" ("V") и провела около глаз. В зале раздался смех. Слава Богу, зал это нормально воспринял, а то могли бы и осудить. Но про это быстро забыли, песня удалась и с этим жестом. Затем опять перешли к "коллективному" исполнению, спели "Не ломай черёмухи", начало этой песни тоже было встречено аплодисментами. Затем была песня "Паруса"; музыка группы "Tremeloes", хотя многим (в том числе и мне), мелодия больше известна по песне из репертуара Джо Дассена "Моя счастливая звезда". Затем представили Валерия Кочегуро, объявили исполнение песни, где музыка Валерия на стихи Сергея Есенина. Музыкант взял акустическую гитару, и началась его песня, стихи были о Родине. Вокал у Валерия Кочегуро, прямо скажу, не очень. Сразу вспоминаются Леонид Агутин, Александр Иванов, Владимир Пресняков-младший. Видимо, это у него из прошлого. Насколько я знаю, Кочегуро раньше был участником группы "Пушкинг"; я не знаю, что это за группа, знаю лишь, что у них было совместное творчество с Сергеем Шнуровым, что уже даёт подозрение на что-то отрицательное. И всё же есть маленький плюс, поскольку гитарист Дмитрий Кижаев, вроде бы, вообще не пел. А в многоголосии некачественный голос не выделялся, ну и Слава Богу. Может быть, распоётся ещё. После этой песни Кочегуро опять взял электрогитару, и началась "Цыганочка", которую зал тоже встретил аплодисментами. Валерий гитару над головой, конечно, не крутил, но тоже выделывал всякие разные трюки, но ни разу не сбился. Может быть, это была... ну, понятно что. Надеюсь, что нет, всё было живьём. Просто сзади плохо видно, да и я часто, позор мне, очень плохо различаю "живое" и "фанеру". Затем началась какая-то "новая" песня, просто не узнал я в новой аранжировке "Десять дней", из песни убрали тяжёлую гитару, сделали её так, по-простому. Потом, вроде бы, Броневицкий сказал: "Все мы сольные номера спели, кроме нашего барабанщика Юрия Соколова, давайте-ка и он споёт". Начался "Ленинград", припев пели Милена Вавилова и Валерий Ступаченко, они подошли к ударной установке и протянули микрофоны Соколову. Поскольку два микрофона были немного на разном расстоянии от певца, то и голос в колонках чуть-чуть расходился, т. е. дублировался, но это было не сильно заметно, я только во втором куплете заметил. После аплодисментов кто-то из музыкантов сказал: "А сейчас... (все ждали какую-нибудь песню) антракт. 15-20 минут, я думаю, достаточно". В антракте я всё ещё думал сбегать за цветами, но время уже было такое, что ларьки, скорее всего, закрылись, да и одеваться, да и... короче, не пошёл я за цветами. Мы с Сергеем зашли в зал, стали искать места ближе к сцене. Решили вернуться на те места, где сидели в первой части концерта, а потом можно будет и поближе сесть, если увидим свободные места. Началось второе отделение. Опять вышли музыканты, Милена Вавилова переоделась. В первом отделении она была в синем платье до пола, теперь же она была одета "попроще", в юбке до колен. Мужчины вышли в тех же костюмах. Кстати, о костюмах. Строгие пиджаки с бабочками сменились новой формой одежды: серые клетчатые рубашки и чёрные пиджаки с узорами в виде гитар. В такой же рубашке, но без пиджака был только Юрий Соколов. Неудобно, наверно, в пиджаке за барабанами. А Владимир Васильев надел на шею какую-то толстую ёлочную гирлянду. Так некоторые полотенца вешают, когда из бани выходят, но тут это было похоже на красную, простите, мочалку (правда, что ли, из бани?). Ну, или шарф. Всё-таки Старый Новый год (о котором тоже упоминали по ходу концерта), можно и нарядиться. Музыканты сказали: "В первом отделении вы сидели, а теперь можно потанцевать. Приглашаем всех, тут много места перед сценой!" И многие (особенно те, кто сидел где-то на 10-15 ряду) вышли на этот своеобразный танцпол. Начался "Толстый Карлсон". Ситуация с музыкой к этой песне та же, что и к "Парусам", это музыка и аранжировка песни "Yello river" группы "Кристи", но мне она была более известна по песне "Америка" из репертуара Джо Дассена. Я не знаю, кто тут был первым, но, судя по тому, что Дассен был фольклористом, он позаимствовал мелодию у "Кристи", я так думаю. Песня в русском варианте живёт уже много лет, даже название немного поменялось. На маленькой пластинке года 71-го было написано "Толстый Карлссон"(так раньше писали имя знаменитого толстяка с винтом на спине). Песня звучала, в это время я сказал Сергею, не пойти ли нам тоже туда, на танцпол? Танцевать и прыгать особо не хотелось, просто там можно фотографировать (с нашего ряда далековато), да и посмотреть поближе на всё происходящее. Я имел ввиду отсутствие фанеры. Но мы подождали. Потом началась песня, которую так ждал Сергей - "Печаль-беда", после песни, во время продолжительных аплодисментов (видимо, многие эту песню любят) мы побежали на эту танцплощадку, стали пробираться ближе к сцене. И тут зазвучало очень знакомое вступление, сопровождаемое аплодисментами, многие уже по вступлению поняли, что это за песня. Когда же Броневицкий спел первую строчку "Словно сумерек наплыла тень", зал взорвался аплодисментами. Я и Сергей подошли уже почти вплотную к сцене, я достал фотоаппарат, а Сергей пригласил на танец какую-то женщину. Танцевальных пар на этой песне стало очень много, но я всё-таки достал свою "Смену-8М", вспышку пристроил и начал фотографировать. И заметил: куда-то пропал Валерий Ступаченко, где он? Артист вообще не выходил на второе отделение. В песнях, которые были, его партий нет, но это во многих песнях так, а он всё равно бывает на сцене. Что-то тут не так. А в это время звучала одна из моих самых любимых песен этого ансамбля. Никаких новых аранжировок, Слава Богу, не наложили, песня звучала похоже на оригинальный вариант (кажется, 68-го года), но было заметно, что тяжело Броневицкому петь эту песню. Для этой песни нужны две твёрдые рабочие вокальные октавы, это есть далеко не у всех вокалистов. Раньше он её пел отлично, а теперь же... Может быть, это из-за того, что артист лет 20 её не пел. Может, распоётся ещё опять. (Я раньше думал, что такое невозможно, но есть наглядный пример - Сергей Дроздов). И, кажется, на этой песне пошёл "снег" - небольшие прямоугольные "снежинки" из цветной упаковочного полиэтилена посыпались на танцплощадку, на сцену и в зал. "Снегопад" был откуда-то сверху, где висел большой плакат "Ретро FM" (они концерт сделали), у меня в сумке до сих пор 3 "снежинки" лежат на память. После долгих и продолжительных аплодисментов Броневицкий сказал: "А сейчас мы споём песню о нашем возрасте", я уже понял, что будет песня "Пятьдесят". Только вот интересно, кому тут 50? Валерию Ступаченко уже 61, Броневицкому летом исполнится 60, Борисову, Васильеву и Соколову уже под 60. А Валерию Кочегуро и Милене Вавиловой ещё далековато до этого возраста. Мне кажется, правильнее было бы сказать, что это песня о возрасте, когда ансамбль воссоединился. Дальше была песня "Крутится жизни колесо", которой артисты "завели" заново всю танцплощадку. После песни сказали: "Были мы как-то в Чехословакии и взяли оттуда песню, которую пел на чешском языке Карел Готт". Мы с Сергеем подумали, что это "Люди встречаются", но оказалось: "...был написан русский текст, более удачный вариант, который мы исполняли и исполним сейчас, это песня "Джулия"". Началась песня, кто-то запел "Джулия. Слышал я под небом юга имя Джулия", а кто поёт? На сцене все молчат. И тут луч прожектора переместился в левый угол сцены, и все увидели: на первый ряд в зал спустился Валерий Ступаченко, он шёл около первого ряда. Когда он дошёл до меня (между нами был метр), я его сфотографировал, но так и не смог разобрать - живой это звук, или нет. Конечно, сам он пел, это было хорошо слышно, но многие артисты во время таких выходов в зал в качестве подстраховки включают "плюс". Я не знаю, что было тут. Потом Ступаченко вернулся на сцену, звучали песни "Бочку вина выпьем до дна", "Не моя, чужая". Тут Сергей сказал мне, что в этом концерте решили поступить не так, как все. Обычно в концертах артисты в первом отделении дают свои новые и малознакомые песни, а во втором - знакомые шлягеры. Тут же всё было наоборот - в первом отделении были известные песни, теперь же - не очень. Я подозреваю, что по замыслу организаторов, публику сначала надо разогреть старым-добрым, потом, чтобы стали танцевать, тут можно и "Сумерки", и тут уже наступает стадия, когда, простите, "пипл всё схавает". Кто-то считает, что новые песни "Поющих гитар" кабацкие, я так не считаю. Песни эти, конечно, отличаются от того, что было раньше, но ухо не режут, песни доброкачественные, и всё равно в каком отделении они звучат. Ещё была песня, что-то о зиме, вокальный дуэт Ступаченко и Вавиловой. После этой песни наступила, можно сказать, финишная прямая концерта, но прямая оказалась длинной. Начался "Синий иней", Ступаченко пошёл в зал, как всегда. Песне сделали новую аранжировку, я бы даже сказал, вернули старую. Песня звучала очень похоже на тот вариант, что я услышал впервые на маленькой пластинке в ноябре 97-го года, тем самым открыв для себя ансамбль "Поющие гитары". После бурных аплодисментов уже начались заявки из зала "давай это, давай то". Только я не понимал, почему один парень, который около меня стоял всё время кричал: ""Кара-кум" давай". Я думал, какой "Каракум"? Вроде бы, его группа "Круг" исполняла. Начался "Соловей", потом вся танцплощадка просто прыгала под "Люди встречаются". Я замечал, что сольные номера есть, Броневицкий ещё в первом отделении сказал, что сольные номера есть у всех, но не пел сольно Владимир Васильев. Вот и до него дошла очередь. Броневицкий подстроил бас, началась песня и тут я слышу: "Это Кара-кара-кара, кара-кара-Каракум..." Как это? При чём тут песни группы "Круг". Тут запел Васильев "Сто дней в пути шёл караван..." Голос очень похож на тот, что в варианте "Круга". Я подумал, может, Васильев был участником группы "Круг"? И только недавно узнал, что это именно так, Васильев пел "Каракум". То, что исполняли теперь "Поющие гитары" очень похоже на тот вариант, что был в "Круге". После аплодисментов начались очень знакомые аккорды, Броневицкий подошёл к микрофону "Для меня нет тебя прекрасней...". Что творилось в зале - понятно, на танцплощадке опять начался медленный танец, Сергей нашёл какую-то молодую девушку и стал с ней танцевать, и мне подал знак, чтобы я не отставал. Но я не стал. Была рядом девушка в футболке "Ретро-FM" (видимо, сотрудница). Можно было бы её пригласить, но, во-первых, к этой радиостанции у меня, прямо скажу, не очень хорошее отношение (хотя бы потому, что она возникла благодаря кончине "Радио Ретро"), во-вторых, я сюда не за этим пришёл. Я, застывши, смотрел на сцену. В этой песне очень яркая партия бас-гитары, и я смотрел - играет ли сам Броневицкий, или это минусовка. Мне показалось, что играет сам, однако это всё-таки немного упрощённая партия. Ну и, конечно, гитарный дуэт, сделанный, видимо, под гитары "Отеля "Калифорния"". (Мне, правда, больше нравится первый вариант, с одной гитарой, но и тут мне тоже понравилось). "Отлично, правда, немного жаль, что они не поют средний куплет", - сказал я Сергею, он ответил: "Да нет, как раз всё хорошо. Какой-то этот средний куплет не очень тут нужен. Вот и "Нет тебя прекрасней" спели, а завершат, наверно, "Воскресеньем"". Дальше действительно было "Воскресенье". На словах "Ха! Ха! Ха! Солнце смеётся..." Народ стал прыгать. Мы с Сергеем не стали исключением. Получилось своеобразное "кто выше прыгнет". Но нам, людям, в общем-то, малоподвижным (на дискотеки мы не ходим) это непривычно, да ещё с сумкой, биноклем и фотоаппаратом особо не попрыгаешь. Но мы старались! После этой песни вышли Юрий Соколов и Владимир Васильев и сказали, обращаясь к танцплощадке: "Молодцы! Давайте дружненько "Хэй! Хэй! Хэй-хэй!"" Началась песня "Суббота". (В день концерта была пятница). Потом опять все вышли поклониться, Броневицкий сказал: "Как ни печально, приходится расставаться. Это нужно для того, чтобы встретиться снова. И напоследок хотим пожелать вам многая лета!" И а капелла спели "Многая лета". (Когда я пел в хоре, мы так многие концерты завершали). Музыканты откланялись, "До новых встреч!", и ушли. Мы с Сергеем пошли в гардероб, взяли наши куртки, стали
одеваться. Сергей подошёл к той девушке, с которой танцевал "Нет
тебя прекрасней", сказал ей о клубе "Тоника" в здании Университета
дизайна, в этом клубе слушают и поют хорошие песни молодые посетители.
Но девушка отказалась, мы поняли, что она на этом концерте "случайно"
(мама пригласила или что-то подобное). Мы вышли из зала и пошли в обход.
Из служебного входа как раз выходил Евгений Броневицкий. Людей было немного,
я попросил у него автограф и сфотографировался с ним. Но было темновато,
Сергей сфотографировал так, что артист в кадр попал только наполовину.
Мы уже собрались уходить, тут с лестницы служебного входа спустилась Милена
Вавилова. Я тоже взял у неё автограф. Теперь у меня есть флажок "Ретро
FM" с двумя автографами - "Женя Броневицкий" и "Милена
Вавилова". Сергей сказал: "Простите, Вам не говорили, что Вы
немного похожи на раннюю Ларису Долину?". Она ответила что-то наподобие:
"Да, есть немного, ну и ничего, правда?" Кто-то ещё там сказал,
что это достойная певица для "Поющих гитар". Мы с Сергеем тоже
так подумали и побежали к метро - мне надо было спешить, надо было ехать
на Юго-Восточную окраину города, далековато и поздно уже. Было где-то
22:10. И, чтобы завершить этот рассказ, скажу просто: Это был самый лучший концерт музыки 60-70х + нового времени, на котором я когда-либо бывал. Спасибо "Поющим гитарам"!
Фёдор Стрелков 17 февраля 2005,
опубликовано 28.03.2005
|