|
ВИА 60-70-80х
Главная
Новости
Публикации
(начало)
Программы
Ссылки
Конференция
Гостевая
книга
|
|
ВИА-Ностальгия
Библиотека Рядового Армии Меломанов
"Поющие гитары": разговор с послесловием
Предисловие РАМа
"Из-за
совершеннейшего дефицита времени в процессе короткого визита "Поющих
гитар" в Киев полноценной беседы с музыкантами не получилось, хотя
обе стороны в принципе были к ней готовы.
Впечатления об участии ансамбля в программе "Хиты 70-х", проходившей
в Киеве 12 апреля 2003 года, я постарался изложить в материале "Поющие
гитары": встреча через 30 лет", опубликованном на официальном
сайте группы (http://popsa.info/bio/015/015b-10.html).
И без того короткое интервью на перроне
киевского вокзала пришлось еще более сократить,
поскольку оно по всё той же причине цейтнота получилось несколько сумбурным
и в концепцию парадной страницы не совсем укладывалось. Но в виду того,
что многих знатоков и поклонников ансамбля не устраивает тот объем информации,
который они могут почерпнуть о "ПГ" из СМИ, не очень баловавших
своим вниманием отечественные ВИА и во времена оны, и с тем же упорством
не замечающих их возвращения сегодня, мы сочли возможным и уместным привести
здесь практически полную стенограмму беседы. Ну и, помимо прочего, такая
публикация дает возможность для некоторых несколько отвлеченных и не совсем
парадных размышлений.
V.V., Рядовой Армии Меломанов
vv_box@torba.com
* * *
Сразу же после концерта мне удалось, наконец, встретиться (и познакомиться)
с одним из участников ансамбля - Василием Борисовым.
- Несмотря на все препоны, вы все-таки приехали. Как
Ваши впечатления?
- Не очень довольны звучанием инструментов - времени у нас было мало.
А в целом, по-моему, неплохо было, да?
- Я вообще удивляюсь, как вы при таком режиме смогли так здорово выступить.
Снимаю шляпу!
Поскольку у музыкантов программа вечера ещё не закончилась, договариваемся
встретиться утром на вокзале.
…Артисты двигались к своему вагону не очень резво, видно,
что не отдохнули, как следует, но вид у всех был довольный. Это впечатление
подтвердилось, когда на моё предложение сфотографироваться они, по-быстрому
побросав вещи в вагон, дружно вывалились на перрон и потом с удовольствием
отвечали на мои вопросы.
"Поющие гитары" образца 2003 года - это
Евгений Броневицкий, Ольга Левицкая, Валерий Ступаченко, Юрий Соколов,
Василий Борисов, Владимир Васильев, Дмитрий Кижаев.
Итак:
- Лет 30 назад, по-моему, на 16-й странице "Литературной газеты"
я вычитал такую фразу-афоризм, которая прочно зацепилась в памяти: "Сколько
же в 21-м веке будет дедушек, умеющих играть на электрогитаре!" Вы
ощущаете себя дедушками, играющими на электрогитарах?
- Нет, конечно! - звучит дружно и убедительно. (Я, естественно, надеялся
на такой ответ, но уж очень хотелось, чтобы "Поющие гитары"
его озвучили.)
На лицах моих собеседников появляются улыбки, а Ольга Левицкая
смеётся:
- Особенно я - дедушка!
- Несколько лет назад я купил кассету под названием "Вспомни молодость".
На ней были хиты разных исполнителей 70-х, переписанные со старых пластинок,
и только "Нет тебя прекрасней" "Поющих гитар" была
исполнена по-новому. Когда в телефонном разговоре со своим другом, живущим
в Чикаго, я как-то обмолвился об этом, он удивился: "А что, "Поющие
гитары" к вам ещё не приезжали? Мы ходили здесь на их концерт. Они
выступают практически первым составом - Броневицкий, Федоров..."
- Да, мы были в Чикаго, - хором подтверждают "Поющие гитары".
- А я тогда вынужден был сознаться не только в том, что "Поющие
гитары" не приезжали в Киев, но и что мне вообще ничего не известно
о возобновлении ансамблем концертной деятельности. Как случилось, что
расстояние от Питера до Чикаго оказалось короче, чем до Киева?
- Вопрос к вашим "шишкам"!
- Язык до Киева доведёт!
- Почему вообще лет 30, наверное, с гаком, если не считать оперы, "Поющие
гитары" не приезжали в Киев?
- А вот не приглашают!
- Единственный ваш концерт, который я видел, был в Крыму, в Ялте.
- В 74-м?
- Нет, гораздо раньше! Тогда звучали "Саласпилс", "Нет
тебя прекрасней"…
- В открытом зале?
- Да, точно! А сейчас вот обидно - выросло не одно поколение слушателей,
которые никогда живьём "Поющие гитары" не видели, а знают только
"марку"…
- Когда-то мы в Украине очень часто бывали, так что мы здесь все гостиницы
знаем.
- Вчера на концерте вы исполняли проверенные временем хиты. А новые
песни в репертуаре будут?
- Много уже есть!
- Записывать будете?
- Конечно, будем потихонечку.
- Двойной альбом только недавно выпустили, - добавляет Ольга Левицкая.
- Мы, к сожалению, с собой ничего не привезли, спешили…
- Я понимаю, что вы, как говорится, с корабля на бал. Я вчера об этом
говорил и сегодня повторю: снимаю шляпу!
- Да, еле живые…
- Как-то так получалось, что в таких "ностальгических" сборных
программах, которые уже несколько раз у нас проходили, совсем не было
украинских команд. Вчерашний вечер открывала "Кобза" - один
из наших старейших ВИА. Но вспомнил я о "Кобзе" не просто так.
Когда-то на их концерте я услышал песню, которая сразу запомнилась. Называлась
она "Наша светлая песня". А потом случайно я увидел её в нотном
сборнике "Поющие гитары". А сами "Поющие гитары" её
никогда не пели?
- Нет, не знаем такую!
- Обратите внимание - красивая лирическая песня, ленинградских авторов,
между прочим.
- А солист "Кобзы", Валерий Витер, был вчера? Он ещё художник,
кажется? - это вопрос Ольги Левицкой.
- Вы знаете, я сам, хоть и живу в Киеве, однажды чуть не попал впросак.
"Кобз"-то, оказывается, две…
- Как "Лейся, песня", "Самоцветы"…
- В "Кобзе-original" есть музыканты, которые записывали первый
диск ансамбля ещё в 1971-м году. А в том составе, который мы видели, из
"старожилов" - только руководитель, Евгений Коваленченко, которому
вчера, как объявил ведущий, исполнилось 55 лет. Остальные, по-моему, все
позже пришли.
- Не хочу обидеть ансамбль "Добры молодцы", в котором я играл
в молодости, но ни одного "доброго молодца" я вчера не видел,
- говорит Владимир Васильев.
- Надо было сказать: это я, я - "добрый молодец"! - смеётся
Ольга Левицкая.
Юрий Соколов:
- Они даже никого из основателй не пригласили!
Владимир Васильев:
- Потому что они стали играть уже в 80-е и позже.
Василий Борисов:
- "Поющим гитарам" в этом отношении повезло.
- Это вообще удивительная история - как случилось, что в наше время,
когда новые команды, или как их называют, "проекты", создаются
под конкретные деньги спонсоров, продюсеров, "Поющим гитарам"
помог собраться вновь студент университета?
Василий Борисов: - Ни одной копейки никто не дал! (Поверьте
мне, сказано было сильнее и точнее. - Прим. РАМа). Разговоров было
- вылизали языком всё на свете! А реально - никто ничего не дал. Единственно,
нам помог Баскин, а мы просто решили отметить свой день рождения. Сделали
5-6-7 песен. А потом как-то полетело вдруг...
Я прошу Юрия Соколова сфотографировать нас, и, глядя на его по-прежнему
румяные щёки, не могу удержаться от вопроса:
- Ваше прозвище "Помидор" откуда? От Синьора Помидора из мультика
про Чипполино?
Как ни странно, Юрий Соколов с удовольствием вспоминает:
- Это было году в 65-м или в 66-м, я тогда ещё в областной филармонии
работал. А щёки всегда такими были. Мы ехали на гастроли, как раз по Украине,
и на каком-то полустанке Генка Комиссаров, наш ведущий, купил журнал.
А там на обложке - такой Синьор Помидорчик! Он так развернул журнал рядом
со мной - смотри, вылитый ты! Так кликуха и приклеилась. Жена моя тогда
была жутко расстроена. А потом привыкла.
- Кстати, о щёчках. Только становясь старше, начинаешь понимать, как,
в общем-то, нелегка жизнь гастролирующего музыканта - 7-8 месяцев в году
приходится проводить вне дома, спать не там, где хочешь, есть не то, что
хочешь… Какие органы у музыканта ВИА отказывают в первую очередь: голосовые
связки, желудок, печень или иные органы?
(Вот тут мои собеседники по-настоящему оживляются, в глазах появляются
задорные огоньки, и они наперебой выпаливают):
Василий Борисов:
- У настоящего музыканта ничего не отказывает! Все работает!
Юрий Соколов (голосом первых космонавтов):
- Ап-па-ра-ту-ра работает нормаль-но! Нор-маль-но!
Владимир Васильев:
- Животворящая сила рок-н-ролла!
- На вчерашнем концерте была отличная атмосфера. Примерно полгода назад
аналогичная программа проходила во Дворце "Украина", но вот
не так было.
- Туда приходят просто смотреть?
- Да, а вчера устроители оставили половину зала для танцев - и попали
в точку.
- Оттяг был! Правда, мы остались не очень довольны звуком.
- Инструменты, пожалуй, могли бы звучать и получше, но голоса звучали
отлично! Если не смотреть на сцену - забываешь, что прошло столько лет.
Музыканты опять отшучиваются.
Юрий Соколов:
- Талант не пропьёшь!
Василий Борисов:
- Мы на концертах специальные очки тёмные раздаём, чтоб наши седины не
видно было!
- Места у нас в зале были далековато, так я специально подвёл сына
поближе к сцене, говорю: посмотри, кто и как играет! Он поглядел и говорит:
"Ну, деды дают!"
Общее веселье, а Ольга Левицкая сквозь смех добавляет:
- И бабки - тоже!
К сожалению, проводница зовёт пассажиров занять свои
места, и наш разговор завершается.
На прощанье Василий Борисов сказал:
- Надеемся, что мы еще приедем в Киев на нормальную работу, приезжали
как раз для налаживания контактов с киевскими деятелями шоу-бизнеса, себя
надо было показать вживую, лучше ведь один раз увидеть... Если понравились,
значит приедем еще.
* * *
Мы прощаемся, и в этот момент почти верится, что расстаемся
ненадолго.
Поезд "Киев - С.-Петербург" благополучно отправляется согласно
расписанию, и я спускаюсь с перрона в подземный переход. Он кажется совсем
пустым в этот ранний час. Но нет - с противоположного конца доносятся
звуки гитары и негромкая песня. По какому-то совпадению - питерский
"Вальс-бостон".
"Отлетал теплый день
И хрипло пел саксофон".
(Я не раз встречал этого "поющего гитариста"
в переходах.)
"Как давно, как давно
Звучала музыка там".
(Для кого он поет? Ведь в переходе кроме нас двоих - ни
души. Может ему нравится акустика пустого подземелья?)
Там листья падают вниз,
Пластинки крутится диск:
"Не уходи, побудь со мной, ты мой каприз".
(Или он вспоминает свои лучшие времена? Не всегда же он
пел для прохожих?)
"Опьянев от наслажденья,
О годах забыв..."
(Мои карманы так же пусты, как и раскрытый футляр его
гитары. Да он, наверное, ничего и не ждал.)
"Ах, как жаль этот вальс,
Как хорошо было в нем".
Почему-то хочется побыстрее подняться вверх по ступенькам
и не встретиться взглядом с уличным музыкантом. Но, похоже, он даже не
заметил постороннего присутствия.
"А когда затихли звуки
В сумраке ночном -
Все имеет свой конец, свое начало..."
Послесловие к разговору
В 2003 году двум старожилам "Поющих гитар",
Валерию Ступаченко и Юрию Соколову, исполнилось 60. Возраст для артиста
ВИА более, чем солидный. Ну и как отметило государство ветеранов сцены?
А никак. Может звания какие присвоило? Не-а. Ну, да Бог с ними, со званиями,
не за ними, в конце концов, в свое время пришли эти люди на эстраду. Меня
удивляет другое - неужели у тех, кто сегодня определяеют политику на телевидении,
наших с вами ровесников (вы понимаете, о какой возрастной группе я говорю)
никогда не возникало желание увидеть самим на экране музыкантов, которых
они во времена идеологических запретов увидеть не могли; ну, по-человечески,
по-обывательски не интересно? Да просто показать собственным детям кумиров
своей молодости? Неужели только Его Величество Чистоган, над властью которого
мы так долго и так дружно иронизировали в совсем недавнем прошлом, сегодня
единолично правит бал, и просто из любви к искусству или из уважения к
собственной памяти, в конце концов, никто ничего не сделает?
Обидно. Ведь пройдет еще каких-нибудь 5, ну 10 лет,
и по вполне понятным причинам при всём желании мы сегодняшних "Поющих
гитар" на сцене не увидим. А в том, что их музыка нужна людям, убедиться
очень просто - надо прийти на их концерт. Если, конечно, Вам повезло жить
в городе, куда они могут приехать.
Но, пожалуй, лучше всего будет напоследок дать слово
самим "Поющим гитарам":
- Люди, которые воспитывались на наших песнях, влюблялись,
женились, дружили, которые с нашими песнями прожили тяжкие годы и десятилетия,
сегодня имеют ВСЮ страну, но никто не помог серьезно, в крупном. Министерство
Культуры о нас не знает, Президент приглашал к себе, но на том все и кончилось.
Нет эфиров, нет серьезных записей, - пишемся на свои тощие копейки, а,
главное, страна практически не знает о нас, о нашей жизни, опыте, творчестве,
а телевидение, в т.ч. государственное, заполнено чернухой, бредом и благоглупостями.
Молодежь поет невесть что - антихудожесвенно и беспомощно, как будто нет
доброго опыта нашего поколения в отношении к звуку, слову, исполнению,
по доброму отношению к зрителю. И т.д. Всеоюзная "Песня года"
игнорирует наш коллектив, как будто не было хитов, которые до сих пор
поют многотысячные залы.
А выступления заказывают "акулы шоу-бизнеса",
которые ориентируются по "ящику" - кого там не видят, того,
значит, в природе нет.
И о самом главном феномене "Поющих гитар". Ансамблю
сказочно повезло. Он был первым, репертуар приходилось искать самим, еще
не появились советские авторы-массовики, на творчестве которых базировался
репертуар московских, а затем и всех остальных ВИА, приходилось приспосабливать
что возможно, так появились полные внутренней, рок-н-рольной энергетики
хиты. Это первое везение, а второе, главное - это то, что "Поющие"
сегодняшнего дня все стояли плечом к плечу на сцене в начале 70-х, поэтому
мы и сохранили тот, прежний вокал, над которым так серьезно работали в
те годы, ансамблевый унисон и многоголосие, отношение к фразе, особую,
питерскую, в отличие от московской или белорусской, манеру пения и многое
другое, что делает ансамбль особенным, не похожим на иные.
Спасибо за любовь к нашему ансамблю, это очень трогательно
и приятно. Ведь для этого мы и работали и жили, ради этого терпели тяготы
гастролей, муку репетиций, родовые творческие муки и прочие факты оборотной
стороны "богемной" жизни. Ансамбль наш был всегда трудовым,
рабочим, творческим и хранившим особое отношение к делу, к работе, особую
дисциплину и внутреннюю подтянутость, что всегда отражалось и на творчестве
в том числе. Для нас всех ансамбль был не местом работы, заработка, а
местом, где каждый имел возможность осуществить мечты, утолить жажду творчества,
работать с дорогими друзьями и уникальными музыкантами. Это настоящее
счастье в жизни и его у нас никому не отнять!
опубликовано
13.01.2004
|