ВИА 60-70-80х

 

Главная

Новости

Публикации

(начало)

 

Программы

Ссылки

Конференция

Гостевая книга

«Поющие гитары» образца 2003 года

 

 

 

 

 

Снимок, сделанный Ю.Соколовым

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВИА-Ностальгия

Библиотека Рядового Армии Меломанов

 

"Поющие гитары": разговор с послесловием

 

Предисловие РАМа

"Из-за совершеннейшего дефицита времени в процессе короткого визита "Поющих гитар" в Киев полноценной беседы с музыкантами не получилось, хотя обе стороны в принципе были к ней готовы.
Впечатления об участии ансамбля в программе "Хиты 70-х", проходившей в Киеве 12 апреля 2003 года, я постарался изложить в материале "Поющие гитары": встреча через 30 лет", опубликованном на официальном сайте групп
ы (http://popsa.info/bio/015/015b-10.html). И без того короткое интервью на перроне киевского вокзала пришлось еще более сократить, поскольку оно по всё той же причине цейтнота получилось несколько сумбурным и в концепцию парадной страницы не совсем укладывалось. Но в виду того, что многих знатоков и поклонников ансамбля не устраивает тот объем информации, который они могут почерпнуть о "ПГ" из СМИ, не очень баловавших своим вниманием отечественные ВИА и во времена оны, и с тем же упорством не замечающих их возвращения сегодня, мы сочли возможным и уместным привести здесь практически полную стенограмму беседы. Ну и, помимо прочего, такая публикация дает возможность для некоторых несколько отвлеченных и не совсем парадных размышлений.

V.V., Рядовой Армии Меломанов

vv_box@torba.com

 

* * *


Сразу же после концерта мне удалось, наконец, встретиться (и познакомиться) с одним из участников ансамбля - Василием Борисовым.

- Несмотря на все препоны, вы все-таки приехали. Как Ваши впечатления?
- Не очень довольны звучанием инструментов - времени у нас было мало. А в целом, по-моему, неплохо было, да?
- Я вообще удивляюсь, как вы при таком режиме смогли так здорово выступить. Снимаю шляпу!


Поскольку у музыкантов программа вечера ещё не закончилась, договариваемся встретиться утром на вокзале.

…Артисты двигались к своему вагону не очень резво, видно, что не отдохнули, как следует, но вид у всех был довольный. Это впечатление подтвердилось, когда на моё предложение сфотографироваться они, по-быстрому побросав вещи в вагон, дружно вывалились на перрон и потом с удовольствием отвечали на мои вопросы.

"Поющие гитары" образца 2003 года - это Евгений Броневицкий, Ольга Левицкая, Валерий Ступаченко, Юрий Соколов, Василий Борисов, Владимир Васильев, Дмитрий Кижаев.

Итак:
- Лет 30 назад, по-моему, на 16-й странице "Литературной газеты" я вычитал такую фразу-афоризм, которая прочно зацепилась в памяти: "Сколько же в 21-м веке будет дедушек, умеющих играть на электрогитаре!" Вы ощущаете себя дедушками, играющими на электрогитарах?
- Нет, конечно! - звучит дружно и убедительно. (Я, естественно, надеялся на такой ответ, но уж очень хотелось, чтобы "Поющие гитары" его озвучили.)
На лицах моих собеседников появляются улыбки, а Ольга Левицкая смеётся:
- Особенно я - дедушка!
- Несколько лет назад я купил кассету под названием "Вспомни молодость". На ней были хиты разных исполнителей 70-х, переписанные со старых пластинок, и только "Нет тебя прекрасней" "Поющих гитар" была исполнена по-новому. Когда в телефонном разговоре со своим другом, живущим в Чикаго, я как-то обмолвился об этом, он удивился: "А что, "Поющие гитары" к вам ещё не приезжали? Мы ходили здесь на их концерт. Они выступают практически первым составом - Броневицкий, Федоров..."
- Да, мы были в Чикаго, - хором подтверждают "Поющие гитары".
- А я тогда вынужден был сознаться не только в том, что "Поющие гитары" не приезжали в Киев, но и что мне вообще ничего не известно о возобновлении ансамблем концертной деятельности. Как случилось, что расстояние от Питера до Чикаго оказалось короче, чем до Киева?
- Вопрос к вашим "шишкам"!
- Язык до Киева доведёт!
- Почему вообще лет 30, наверное, с гаком, если не считать оперы, "Поющие гитары" не приезжали в Киев?
- А вот не приглашают!
- Единственный ваш концерт, который я видел, был в Крыму, в Ялте.
- В 74-м?
- Нет, гораздо раньше! Тогда звучали "Саласпилс", "Нет тебя прекрасней"…
- В открытом зале?
- Да, точно! А сейчас вот обидно - выросло не одно поколение слушателей, которые никогда живьём "Поющие гитары" не видели, а знают только "марку"…
- Когда-то мы в Украине очень часто бывали, так что мы здесь все гостиницы знаем.
- Вчера на концерте вы исполняли проверенные временем хиты. А новые песни в репертуаре будут?
- Много уже есть!
- Записывать будете?
- Конечно, будем потихонечку.
- Двойной альбом только недавно выпустили, - добавляет Ольга Левицкая.
- Мы, к сожалению, с собой ничего не привезли, спешили…
- Я понимаю, что вы, как говорится, с корабля на бал. Я вчера об этом говорил и сегодня повторю: снимаю шляпу!
- Да, еле живые…
- Как-то так получалось, что в таких "ностальгических" сборных программах, которые уже несколько раз у нас проходили, совсем не было украинских команд. Вчерашний вечер открывала "Кобза" - один из наших старейших ВИА. Но вспомнил я о "Кобзе" не просто так. Когда-то на их концерте я услышал песню, которая сразу запомнилась. Называлась она "Наша светлая песня". А потом случайно я увидел её в нотном сборнике "Поющие гитары". А сами "Поющие гитары" её никогда не пели?
- Нет, не знаем такую!
- Обратите внимание - красивая лирическая песня, ленинградских авторов, между прочим.
- А солист "Кобзы", Валерий Витер, был вчера? Он ещё художник, кажется? - это вопрос Ольги Левицкой.
- Вы знаете, я сам, хоть и живу в Киеве, однажды чуть не попал впросак. "Кобз"-то, оказывается, две…
- Как "Лейся, песня", "Самоцветы"…
- В "Кобзе-original" есть музыканты, которые записывали первый диск ансамбля ещё в 1971-м году. А в том составе, который мы видели, из "старожилов" - только руководитель, Евгений Коваленченко, которому вчера, как объявил ведущий, исполнилось 55 лет. Остальные, по-моему, все позже пришли.
- Не хочу обидеть ансамбль "Добры молодцы", в котором я играл в молодости, но ни одного "доброго молодца" я вчера не видел, - говорит Владимир Васильев.
- Надо было сказать: это я, я - "добрый молодец"! - смеётся Ольга Левицкая.
Юрий Соколов:

- Они даже никого из основателй не пригласили!
Владимир Васильев:
- Потому что они стали играть уже в 80-е и позже.
Василий Борисов:
- "Поющим гитарам" в этом отношении повезло.
- Это вообще удивительная история - как случилось, что в наше время, когда новые команды, или как их называют, "проекты", создаются под конкретные деньги спонсоров, продюсеров, "Поющим гитарам" помог собраться вновь студент университета?
Василий Борисов: - Ни одной копейки никто не дал! (Поверьте мне, сказано было сильнее и точнее. - Прим. РАМа). Разговоров было - вылизали языком всё на свете! А реально - никто ничего не дал. Единственно, нам помог Баскин, а мы просто решили отметить свой день рождения. Сделали 5-6-7 песен. А потом как-то полетело вдруг...
Я прошу Юрия Соколова сфотографировать нас, и, глядя на его по-прежнему румяные щёки, не могу удержаться от вопроса:
- Ваше прозвище "Помидор" откуда? От Синьора Помидора из мультика про Чипполино?

Как ни странно, Юрий Соколов с удовольствием вспоминает:
- Это было году в 65-м или в 66-м, я тогда ещё в областной филармонии работал. А щёки всегда такими были. Мы ехали на гастроли, как раз по Украине, и на каком-то полустанке Генка Комиссаров, наш ведущий, купил журнал. А там на обложке - такой Синьор Помидорчик! Он так развернул журнал рядом со мной - смотри, вылитый ты! Так кликуха и приклеилась. Жена моя тогда была жутко расстроена. А потом привыкла.
- Кстати, о щёчках. Только становясь старше, начинаешь понимать, как, в общем-то, нелегка жизнь гастролирующего музыканта - 7-8 месяцев в году приходится проводить вне дома, спать не там, где хочешь, есть не то, что хочешь… Какие органы у музыканта ВИА отказывают в первую очередь: голосовые связки, желудок, печень или иные органы?
(Вот тут мои собеседники по-настоящему оживляются, в глазах появляются задорные огоньки, и они наперебой выпаливают):
Василий Борисов:
- У настоящего музыканта ничего не отказывает! Все работает!
Юрий Соколов (голосом первых космонавтов):
- Ап-па-ра-ту-ра работает нормаль-но! Нор-маль-но!
Владимир Васильев:
- Животворящая сила рок-н-ролла!
- На вчерашнем концерте была отличная атмосфера. Примерно полгода назад аналогичная программа проходила во Дворце "Украина", но вот не так было.
- Туда приходят просто смотреть?
- Да, а вчера устроители оставили половину зала для танцев - и попали в точку.
- Оттяг был! Правда, мы остались не очень довольны звуком.
- Инструменты, пожалуй, могли бы звучать и получше, но голоса звучали отлично! Если не смотреть на сцену - забываешь, что прошло столько лет.
Музыканты опять отшучиваются.
Юрий Соколов:
- Талант не пропьёшь!
Василий Борисов:
- Мы на концертах специальные очки тёмные раздаём, чтоб наши седины не видно было!
- Места у нас в зале были далековато, так я специально подвёл сына поближе к сцене, говорю: посмотри, кто и как играет! Он поглядел и говорит: "Ну, деды дают!"
Общее веселье, а Ольга Левицкая сквозь смех добавляет:
- И бабки - тоже!

К сожалению, проводница зовёт пассажиров занять свои места, и наш разговор завершается.


На прощанье Василий Борисов сказал:
- Надеемся, что мы еще приедем в Киев на нормальную работу, приезжали как раз для налаживания контактов с киевскими деятелями шоу-бизнеса, себя надо было показать вживую, лучше ведь один раз увидеть... Если понравились, значит приедем еще.

* * *

Мы прощаемся, и в этот момент почти верится, что расстаемся ненадолго.
Поезд "Киев - С.-Петербург" благополучно отправляется согласно расписанию, и я спускаюсь с перрона в подземный переход. Он кажется совсем пустым в этот ранний час. Но нет - с противоположного конца доносятся звуки гитары и негромкая песня. По какому-то совпадению - питерский "Вальс-бостон".

"Отлетал теплый день
И хрипло пел саксофон".

(Я не раз встречал этого "поющего гитариста" в переходах.)

"Как давно, как давно
Звучала музыка там".

(Для кого он поет? Ведь в переходе кроме нас двоих - ни души. Может ему нравится акустика пустого подземелья?)

Там листья падают вниз,
Пластинки крутится диск:
"Не уходи, побудь со мной, ты мой каприз".

(Или он вспоминает свои лучшие времена? Не всегда же он пел для прохожих?)

"Опьянев от наслажденья,
О годах забыв..."

(Мои карманы так же пусты, как и раскрытый футляр его гитары. Да он, наверное, ничего и не ждал.)

"Ах, как жаль этот вальс,
Как хорошо было в нем".

Почему-то хочется побыстрее подняться вверх по ступенькам и не встретиться взглядом с уличным музыкантом. Но, похоже, он даже не заметил постороннего присутствия.

"А когда затихли звуки
В сумраке ночном -
Все имеет свой конец, свое начало..."

Послесловие к разговору

В 2003 году двум старожилам "Поющих гитар", Валерию Ступаченко и Юрию Соколову, исполнилось 60. Возраст для артиста ВИА более, чем солидный. Ну и как отметило государство ветеранов сцены? А никак. Может звания какие присвоило? Не-а. Ну, да Бог с ними, со званиями, не за ними, в конце концов, в свое время пришли эти люди на эстраду. Меня удивляет другое - неужели у тех, кто сегодня определяеют политику на телевидении, наших с вами ровесников (вы понимаете, о какой возрастной группе я говорю) никогда не возникало желание увидеть самим на экране музыкантов, которых они во времена идеологических запретов увидеть не могли; ну, по-человечески, по-обывательски не интересно? Да просто показать собственным детям кумиров своей молодости? Неужели только Его Величество Чистоган, над властью которого мы так долго и так дружно иронизировали в совсем недавнем прошлом, сегодня единолично правит бал, и просто из любви к искусству или из уважения к собственной памяти, в конце концов, никто ничего не сделает?

Обидно. Ведь пройдет еще каких-нибудь 5, ну 10 лет, и по вполне понятным причинам при всём желании мы сегодняшних "Поющих гитар" на сцене не увидим. А в том, что их музыка нужна людям, убедиться очень просто - надо прийти на их концерт. Если, конечно, Вам повезло жить в городе, куда они могут приехать.

Но, пожалуй, лучше всего будет напоследок дать слово самим "Поющим гитарам":

- Люди, которые воспитывались на наших песнях, влюблялись, женились, дружили, которые с нашими песнями прожили тяжкие годы и десятилетия, сегодня имеют ВСЮ страну, но никто не помог серьезно, в крупном. Министерство Культуры о нас не знает, Президент приглашал к себе, но на том все и кончилось. Нет эфиров, нет серьезных записей, - пишемся на свои тощие копейки, а, главное, страна практически не знает о нас, о нашей жизни, опыте, творчестве, а телевидение, в т.ч. государственное, заполнено чернухой, бредом и благоглупостями. Молодежь поет невесть что - антихудожесвенно и беспомощно, как будто нет доброго опыта нашего поколения в отношении к звуку, слову, исполнению, по доброму отношению к зрителю. И т.д. Всеоюзная "Песня года" игнорирует наш коллектив, как будто не было хитов, которые до сих пор поют многотысячные залы.

А выступления заказывают "акулы шоу-бизнеса", которые ориентируются по "ящику" - кого там не видят, того, значит, в природе нет.

И о самом главном феномене "Поющих гитар". Ансамблю сказочно повезло. Он был первым, репертуар приходилось искать самим, еще не появились советские авторы-массовики, на творчестве которых базировался репертуар московских, а затем и всех остальных ВИА, приходилось приспосабливать что возможно, так появились полные внутренней, рок-н-рольной энергетики хиты. Это первое везение, а второе, главное - это то, что "Поющие" сегодняшнего дня все стояли плечом к плечу на сцене в начале 70-х, поэтому мы и сохранили тот, прежний вокал, над которым так серьезно работали в те годы, ансамблевый унисон и многоголосие, отношение к фразе, особую, питерскую, в отличие от московской или белорусской, манеру пения и многое другое, что делает ансамбль особенным, не похожим на иные.

Спасибо за любовь к нашему ансамблю, это очень трогательно и приятно. Ведь для этого мы и работали и жили, ради этого терпели тяготы гастролей, муку репетиций, родовые творческие муки и прочие факты оборотной стороны "богемной" жизни. Ансамбль наш был всегда трудовым, рабочим, творческим и хранившим особое отношение к делу, к работе, особую дисциплину и внутреннюю подтянутость, что всегда отражалось и на творчестве в том числе. Для нас всех ансамбль был не местом работы, заработка, а местом, где каждый имел возможность осуществить мечты, утолить жажду творчества, работать с дорогими друзьями и уникальными музыкантами. Это настоящее счастье в жизни и его у нас никому не отнять!


опубликовано 13.01.2004

 

 

 

Hosted by uCoz