ВИА 60-70-80х

 

Главная

Новости

Публикации

(начало)

 

Программы

Ссылки

Конференция

Гостевая книга

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фрагмент № 8
"Давайте с нами вместе вспомним наши песни!" ("Самоцветы")


Первое знакомство. Популярнейшей радиопередачей в 60-х-70-х была воскресная музыкально-развлекательная передача "С добрым утром!" Всесоюзные премьеры песен и дебюты молодых исполнителей часто проходили именно на её волне. И, как и многие слушатели, я не мог не обратить внимание на первое появление в эфире тогда ещё безымянного вокально-инструментального ансамбля, исполнившего новую песню Марка Фрадкина "Увезу тебя я в тундру". Случилось это где-то в середине 1971-го. Тогда же среди слушателей был объявлен конкурс на лучшее название нового ВИА, и вскоре он его получил. Им стало слово из песни, ставшей визитной карточкой ансамбля. Название звучное и запоминающееся, хотя и не без претензий: "Самоцветы".

Художественным руководителем ансамбля был и до сих пор остаётся выпускник Московской консерватории Юрий Маликов. Тогда он играл на бас-гитаре, что для руководителя было, в общем-то, не очень характерно.

Что я видел, что я слышал. Каждая новая работа "Самоцветов", с завидной регулярностью появлявшаяся на радио, мгновенно становилась всесоюзным шлягером. Если в начале передачи говорили, что в ней прозвучит премьера новой песни ВИА "Самоцветы", для меня это автоматически означало, что передачу следует дослушать до конца. Сотрудничал ансамбль с маститыми, как их тогда именовали, композиторами. И надо сказать, первое время "Самоцветам" удавалось удачно, как правило, сочетать элементы битового звучания с традиционной мелодикой наших песен.

Прошло совсем немного времени, и стали выходить "миньоны" с записями ансамбля, которые печатались большими тиражами и в условиях тотального дефицита на молодёжную музыку расходились очень бойко.

Репертуар ансамбля постоянно пополнялся новыми песням и был очень разноплановым. Были в нём и народные песни ("Пойду ль я"), и классические ("Не шей, ты мне, матушка, красный сарафан"), и лирические ("Добрые приметы", "Снежинка"), и шуточные ("Девушка"), и польская "Прелестная виолончелистка", и стоящая как-то особняком "Мерси". Школьную тематику ВИА тоже не оставил без внимания, многим полюбились и "Не повторяется такое никогда", и "Школьный бал" (необычная и одна из лучших, на мой взгляд, песен в репертуаре ансамбля). Один из солистов ансамбля, Валентин Дьяконов, симпатичный блондин с гитарой, был кумиром девочек-школьниц (а других солистов мы тогда по именам и не знали. Ни Анатолия Могилевского, ни Ирину Шачневу. Да и Юрия Петерсона я как-то сразу не идентифицировал с улыбающимся парнем с обложки первой пластинки "Весёлых ребят").

Но настоящим коньком "Самоцветов" стали обязательные тогда т.н. песни гражданского звучания. Тут им, пожалуй, не было равных. Впрочем, надо признать, что у "Самоцветов" эти песни получались какими-то нескучными, и были, что называется, на слуху: "За того парня", "Молодо-зелено", "Там, за облаками", "Туман, туман" (ещё одна несомненная удача ансамбля), "Мой адрес - Советский Союз". Да и задорная "Дружба-фройндшафт" - из той же обоймы.

Наверное, ни одна "Песня года" в начале 70-х не обходилась без "Самоцветов", и это было вполне заслужено.

23-е лирическое отступление: "Рельсы упрямо режут тайгу…" И надо ж было начать строить эту самую стальную магистраль! Поэты и композиторы наперегонки бросились эксплуатировать модную тему, а ВИА, само собой, исполнять эти опусы (комсомольцы, как никак). Но если другие популярные ансамбли смогли "отметиться" одной-двумя песнями "магистральной" тематики, а, скажем, "Поющие гитары" и вовсе её, кажется, избежали, то "Самоцветы" в этом соцсоревновании были впереди всех. "Если сердцем молод", "Строим БАМ", "Багульник", вышедший чуть позже "Бамовский вальс" - вещи запоминающиеся, мелодичные, но уж больно того, заангажированные. Не знаю, с каким настроением "Самоцветы" их записывали, но надо отдать им должное: песни эти звучали у них очень искренне. Вполне возможно даже, что благодаря новым бодро-жизнеутверждающим песням аудитория ансамбля ещё больше расширилась. До поры, до времени всё это было хорошо. Но поезд зашёл слишком далеко… Очень скоро слегка повзрослевшие слушатели - вчерашние школьники стали встречать такие номера уже весьма скептически. Тогда ведь как было? В динамиках звучали победные рапорта и громогласное "Слышишь, время гудит: БАМ!!!", а в курилках и на кухнях - вполголоса - бесконечные анекдоты на ту же тему и что-то типа "Там, где раньше тигры ср…ли, мы проложим магистрали".

Была у меня даже мысль использовать для названия этого фрагмента цитату из Я. Гашека - "Партия умеренного прогресса в рамках закона". Но что толку шпынять с высоты сегодняшнего знания позавчерашних кумиров? А мы-то что, все с другой планеты? Поэтому для этой цели я использовал другую цитату - рефрен из попурри самоцветовских песен (о нём чуть позже).

А пока давайте с обоюдным, я надеюсь, удовольствием вспомним песни с первого "гиганта" ансамбля. Пластинка эта пользовалась большой популярностью, т.к. включала в себя практически одни уже проверенные шлягеры. Популярностью такой, что переиздавалась и через 5 лет после выхода (у меня был апрелевский диск 1978 г. выпуска).

Вот эти песни:

Горлица (О. Иванов - С. Кирсанов)

Бойкая песенка "а-ля рюс", в которой, по-видимому, для усиления национального колорита в качестве проигрыша использована тема из какого-то концерта для домры с оркестром (узнал я это, правда, гораздо позже).

За того парня (М. Фрадкин - Р. Рождественский)

Почти "бардовская" песня из кинофильма непостижимым образом превратилась во в меру эстрадизированный хит на патриотическую тематику. А поскольку, как я говорил, эта тема вообще у "Самоцветов" получалась здорово, они быстро стали основными поставщиками обязательной "патриотической" части репертуара для самодеятельных певцов и ВИА на всяких бесконечных конкурсах художественной самодеятельности, приуроченных к "красным" датам. Помню, как однажды Марк Фрадкин в передаче радиостанции "Юность" положительно отзывался о пении солиста (Валентина Дьяконова), в том смысле, что так он "этого парня" себе и представлял. Вообще, ансамбль исполнял много произведений советского песенного классика, и он к "Самоцветам" явно благоволил.

Чернобровая дивчина (Р. Мануков - Т. Сашко)

В те годы, когда со сцены разрешалось исполнять песни довольно ограниченного круга авторов, кочевали эти песни из репертуара в репертуар разных ВИА. Иногда они звучали, что называется, "один к одному", и тогда - "кто первый, то и прав", а при заметных различиях в трактовке позволяли сравнивать исполнителей. "Самоцветы" пели песни из репертуара "Весёлых ребят", а "Весёлые ребята" - песни "Самоцветов", "Поющие гитары" - песни "Весёлых ребят", и наоборот, и т. д., и т. п. Но, если, скажем, в песне "На земле живёт любовь" мы с друзьями пальму первенства отдали "Весёлым", а не "Самоцветам", то в "Чернобровой дивчине" счёт был, пожалуй, равным.

Впервые я услышал "Чернобровую дивчину" в исполнении "Ребят". Начиналась она эффектным вступлением на двенадцатиструнке, потом появлялись голоса, которые явно превалировали над сопровождением, что, однако, не мешало последнему быть "многослойным". Инструменты то возникали, то исчезали, весь музыкальный настрой наводил на мысль о чём-то мрачновато-средневековом, а что-то "выпиливающая" где-то в глубине гитара усиливала общую напряжённость (надо, наверное, ещё учесть, что это была гибкая пластинка, на которой нормально всё и не расслышишь).

У "Самоцветов" же звучание инструментов было ясным и прозрачным, зато выведенная на первый план гитара, снабжённая заморскими "примочками", пела и плакала почти человеческим голосом (вообще редкость в тогдашней отечественной грамзаписи, чтобы гитаре "позволили" так громко звучать). И на нас это произвело впечатление.

(Что-то я на слишком серьёзный лад сбился. Поэтому для разрядки - каламбурчик по теме: "Африканская народная песня "Черножо…ая дивчина").

А вообще-то песня вызывала кое-какие смутные ассоциации со знаменитым хитом венгерской группы "Omega" - "Девушка с жемчужными волосами". Но это так, к слову.

Верба (Э. Ханок - Ю. Рыбчинский)

Популярнейшая песня белорусского композитора, ставшая классикой украинской эстрадной песни.

Там за облаками (М. Фрадкин - Р. Рождественский)

Такую песню лучше "Самоцветов", пожалуй, никто бы не спел. Да, в начале 70-х почти каждая новая песня "Самоцветов", появлявшаяся на радио, становилась событием для любителей музыки. Помню, как на следующий день после того, как по "Юности" впервые прокрутили "Там за облаками", мы с друзьями в школе живо обсуждали, каким образом Маликов на басу имитирует гул летящего самолёта.

Мой адрес - Советский Союз (Д. Тухманов - В. Харитонов)

Было время, когда на радио проводились всевозможные песенные конкурсы, естественно, с патриотическим уклоном. И если в нём участвовали "Самоцветы", их песня всегда становилась если не первым лауреатом, то популярной - точно. Так получили известность "На полуострове Рыбачьем", "Экипаж - одна семья", "Мой адрес - Советский Союз". Причём песня, слова из которой стали нарицательными, а также давшая толчок к появлению массы анекдотов и пародий ("Песня алиментщика"), заняла в таком вот конкурсе, если не ошибаюсь, третье место.

Когда мои отпрыски устали строить из моих старых пластинок пирамиды, и стали потихоньку их слушать, такой страны - Советский Союз - уже не существовало, но эта песня им понравилась. Необычное вступление - перестук вагонных колёс, постепенно заглушаемый чётким ритмом ударных, гитарное соло, в котором, похоже, сознательно избегались "блюзовые" ноты, очень доверительный вокал - в общем, всё там на месте.

Чарівна бойківчанка (А. Сердюк - М. Воньо)

Песню, по словам Юрия Маликова, "Самоцветам" передали никому не известные авторы во время одной из многочисленных гастрольных поездок ансамбля. У "Самоцветов" она стала хитом. Местами, правда, слышался отзвук скальдовских "Размышлений деревенского почтальона", но песня была сделана крепко и спета почти правильно по-украински. Случай вообще по-своему беспрецедентный - на дебютном диске московского ансамбля вышли две украинские песни. Это - свидетельство тогдашнего авторитета ансамбля в Союзе.

Да, именно "Самоцветы" сделали "Вербу" и "Чарівну бойківчанку" супершлягерами. Долгое время эти песни больше никто не исполнял. В последние годы популярные украинские певицы брались вдохнуть в них новую жизнь, подав в современной электронной аранжировке. Но, как по мне, не стали они событиями, и если бы не славное прошлое этих песен, сегодня я бы и не обратил внимание на эти попытки.

Кстати, именно благодаря этой песне я заинтересовался вопросом, кто же они, собственно, такие, эти бойківчанки.

24-е лирическое отступление: Хиты и шлягеры. По уже сложившейся традиции я именую ставшие в 70-е суперпопулярными песни хитами, хотя в то время такой термин хождения не имел. Тогда говорили "шлягер". Но между немецким словом "шлягер" и английским словом "хит" - существенная разница. Сейчас "хит" - слово веское, серьёзное, уважительное, а "шлягер" - было уничижительно-пренебрежительно-снисходительным клеймом, в зависимости от ситуации. Было ещё, правда, слово "боевик" (применительно к песням), но особого распространения оно у нас не получило.

Налетели дожди (Д. Тухманов - В. Харитонов)

Впервые я услышал эту вещь в телепередаче "Музыкальный киоск" в исполнении ВИА "Москвичи". Но настоящей популярностью она обязана "Самоцветам". Отличная песня прекрасного авторского тандема.

Увезу тебя я в тундру (М. Фрадкин - М. Пляцковский)

Звучала в эфире бесконечное число раз и была "заезжена" до неприличия. Источник музыкальных цитат и объект для пародий ("Мы поедем, мы помчимся в венерический диспансер и отчаянно ворвёмся прямо к главному врачу…")

После "Самоцветов" "про тундру" пел якутский певец Кола Бельды. Но это было несколько не то. А в недавней (2002 г.) новогодней развлекательной телепередаче одна уважаемая рок-группа взялась перепеть эту коронную самоцветовскую песню. Не знаю, что хотели музыканты - блеснуть мастерством или сделать пародию на "ретро", но по-моему, ничего путного из этой затеи не вышло, однако. Хотя казалось бы - что может быть легче, чем постебаться над "героями вчерашних дней"? Ан нет, не всё, оказывается, так просто…

Не повторяется такое никогда (С. Туликов - М. Пляцковский)

Очень самоцветовская песня. Душевно спетая, украшенная красивыми гитарными пассажами. Нравилась девочкам старшего школьного возраста. Сейчас таких песен для подростков - чистых, романтических, по-моему, просто нет. Это вам не "целуй меня везде" (Господи, ну ведь рифма же совсем неприличная так и просится!)

К моему сожалению, на пластинке не нашлось места для очень красивого "Школьного бала" Сергея Дьячкова.

* * *

Наверное, нельзя говорить, что в пору стремительного взлёта "Самоцветы" своей популярностью уж очень кого-то потеснили - профессиональных ВИА такого калибра тогда было - раз-два и обчёлся. Но если представление (весьма смутное) о том, как выглядят, скажем, "Добры молодцы", "Весёлые ребята" или "Голубые гитары" мы имели только благодаря не очень качественным двухцветным снимкам с обложек их гибких грампластинок (а о фото в газетах и журналах можно было только мечтать!), то "Самоцветов" видели все - они в "ящике" почему-то появлялись довольно часто. И, видимо, благодаря этому для многих слушателей само понятие "вокально-инструментальный ансамбль" стало ассоциироваться именно с "Самоцветами". И "Самоцветы" с их внешним обликом, набором инструментов (бит-состав, клавиши плюс медная группа), манерой поведения на сцене и пения стали для многих молодых ансамблей, особенно самодеятельных, образцом ВИА. Необычным у "Самоцветов" было то, что девушка была не просто солисткой, а музыкантом - полноправным членом ансамбля (играла на электрооргане). Да и их смешанный женско-мужской вокал тоже был непривычным.

Ни один советский ансамбль, наверное, не принимал в то время участие в различных официальных мероприятиях, фестивалях, творческих вечерах композиторов и т.п. столько, сколько "Самоцветы".

25-е лирическое отступление: Вторая свежесть. Если вспомнить историю практически любого из первых наших ВИА, то все они имели совершенно чёткий западный образец - как правило, "Beatles". На каком-то этапе развития это было закономерно и в общем неплохо. Впоследствии те, кто перерос период подражательства, приобретали собственное лицо (правда, актуальное, в основном, только для нашего внутреннего музыкального рынка), и сами становились объектом для подражания. А вот это уже было нехорошо. Копия с копии всегда получается бледной...

По-моему, на творческом вечере М. Фрадкина состоялась премьера новой "военной" песни "У деревни Крюково". Прозвучал первый куплет, и я подумал: красивая мелодия. Кончается второй, и я начинаю чувствовать какое-то несоответствие - может, между музыкальным настроением и словами? Вот пошёл третий куплет… и тут у меня в голове "включилась" и начала одновременно крутиться битловская "Maxwell's Silver Hammer" с её классической басовой линией.

26-е лирическое отступление: Шуточки. Если у вас есть знакомые музыканты, особенно с опытом ресторанной работы, они с удовольствием и вдохновением наиграют вам десятки таких штук - музыкальных хохм, основанных на случайном или неслучайном созвучии мелодий или общности гармоний совершенно разных по жанру произведений. Например, очень неплохо звучат одновременно "Hej, Jude" и пионерская классика - "Песня о юном барабанщике" ("Мы шли под грохот канонады...") Тут, правда, не битлы первыми оказались. А как чудесно поётся "Интернационал" под аккомпанемент "Чижика-Пыжика"! Но за такие шутки тогда можно было и комсомольского билета лишиться, и, соответственно, автоматически из учебного заведения вылететь, если не что-то похуже.

И второй "лонгплей" ансамбля - "У нас, молодых", вышедший через 2 года после первого, был по-своему хорош. Правда, строчка из одноимённой песни - "Наши руки не для скуки" - дала благодатную почву для появления не совсем приличных армейских острот (впрочем, армейские остроты приличными и не бывают) со вполне понятными намёками, но у "Самоцветов" эти слова звучали вполне естественно.

Наверное, у каждого нашлась на пластинке какая-то своя любимая песня. Кому-то нравился камерный "Багульник", кому-то - ритмичная "Вся жизнь впереди", а кому-то (и мне, в том числе) - красивая лирическая "Ивушка". Диск был ещё необычен тем, что сразу трём участникам ансамбля - Ю. Маликову, Ю. Петерсону и В. Дьяконову удалось поместить туда песни собственного сочинения. Это в пору гегемонии членов Союза композиторов!

В общем, со стороны ансамбль выглядел задорным, дружным и сплочённым. Эдакий образцово-показательный молодёжный коллектив. Может, до поры, до времени так оно и было. Юрий Маликов наверное одним из первых музыкантов ВИА получил звание - стал заслуженным артистом не то Чечено-Ингушской, не то Карачаево-Черкесской АССР (как, впрочем, и Юрий Антонов, и Иосиф Кобзон). И ничто не предвещало "скандала в благородном семействе" самого положительного советского ВИА...

27-е лирическое отступление: Наиболее подходящее место для дискуссий о музыке. "Боже, там же не только есть, там вообще находиться невозможно!" - примерно с такими словами спешно покинул солдатскую столовую нашего гарнизона молодой офицер-лётчик после примерно пятиминутного пребывания в ней. Его недавно перевели к нам в полк и впервые назначили в воскресенье ответственным дежурным, в обязанности коего входило сопровождение "серой массы" к месту "принятия пищи".

А после завтрака, когда я с другими товарищами из своего призыва наводил в этом благословенном месте относительный порядок (кому же, как не "первогодкам" достанется наряд по кухне с субботы на воскресенье!), то случайно подслушал разговор двух солдатиков за соседними рядами столов, принадлежащими другой части: "…мне написали, что они все ушли от Маликова и организовали новый ансамбль - "Пламя". Мне были очень любопытны подробности такой перетрубации в известном коллективе, но заметив, что у бойцов ремни болтаются ниже, чем у меня, а эмблемы на петлицах перевёрнуты вверх ногами, что явно указывало на бОльший срок службы, решил не искушать судьбу. Поди знай, как эти "меломаны" отреагируют на вмешательство в их беседу "молодого"?

Ансамбль "Пламя" я вскорости услышал по радио и увидел по телеку - на слух его невозможно было отличить от прежних "Самоцветов", да и некоторые песни из старого репертуара они прихватили с собой. Удачно найденный стиль постепенно превратился в клише.

А шлейф "бамовского" прошлого так и тянулся за новыми "Самоцветами", несмотря на все изменения в их репертуаре и составе. И ярлык "официального ансамбля" никак не хотел отставать. И с некоторых пор в среде продвинутых, как сказали бы сейчас, меломанов из школьно-студенческой среды слушать "Самоцветов" стало признаком дурного тона. (Тут, наверное, следует напомнить, что автор никогда не стремился к глобальным обобщениям, и когда говорит, скажем, о "школьно-студенческой" среде, то имеет в виду, в первую очередь, совершенно конкретных людей, с которыми в своё время общался непосредственно, а не абстрактную "всю советскую молодёжь" вообще).

В Киев "Самоцветы" заворачивали почему-то редко. И, по-моему, ни разу не давали сольных концертов. Первый раз они были у нас где-то между 72 и 74-м годами - в очередной сборной программе. Я тогда на их выступление не ходил. Одноклассники были, впечатления вынесли благоприятные, но без щенячьего восторга. Говорили, что "Самоцветы" не то вернулись, не то собираются на Кубу. И ещё были недовольны тем, что песен ими было спето мало.

Через ансамбль прошло множество музыкантов, кто-то потом сделал сольную карьеру, кто-то сам стал руководителем вновь созданных ВИА. Но большого числа особо запомнившихся песен из репертуара ансамбля второй половины 70-х я не назову. Одной из лучших песен этого периода была, безусловно, очень удачная работа "Самоцветов" - "Всё, что есть у меня" В. Добрынина.

А посмотреть ансамбль "живьём" мне всё как-то не удавалось. О том, что это едва ли не единственный известный ВИА, на концертах которого я к тому времени ещё не побывал, я вспомнил, увидев возле Дворца спорта афиши с именами участников очередного московского "артистического десанта". Название "Самоцветы" выделялось среди прочих имён большим шрифтом. Пробел надо было восполнить - и вот билеты у меня уже в кармане. Точную дату концерта сейчас установить трудно, было это где-то на рубеже 70-х и 80-х.

Поскольку я пересмотрел довольно много таких вот "солянок", то и шутки конферансье выучил уже почти наизусть и порой мог опережать его на полфразы. То ли конферансье был один и тот же, то ли сценарии писались под копирку, но, как правило, концерт начинался примерно так. Выходил ведущий и выдавал что-то такое высокопарно-торжественное: "Здравствуй, Киев, мать городов русских, лучший город Земли!" И после скорее вежливых, чем восторженных, аплодисментов - уже на тон ниже, подчёркнуто обыденно: "Шлёт тебе поклон Москва - тоже ничего себе городок".

Не слишком внимательно слежу за выступлениями других участников программы, жду "Самоцветов". Чем-то они порадуют? Порадовали, скажу честно, не сильно. То ли времени в концерте им было отведено недостаточно, то ли по другой причине, но не отложился в памяти ни состав ансамбля, ни сколько песен было исполнено. Ю. Маликова на сцене, по-моему, не было. Других знакомых лиц тоже не припомню. А самое яркое впечатление - попурри из старых песен ансамбля и подпрыгивающая и хлопающая в ладоши над головой (нас так в первом классе на переменах зарядку делать заставляли) стройная солистка в брючном костюме (возможно, Елена Преснякова), повторяющая речёвку-рефрен: "Давайте с нами вместе вспомним наши песни!" (Наверное, с лёгкой руки голландской студийной группы "Stars on 45", очень неплохо сделавшей в диско-ритме 20-минутный нон-стоп из песен "Beatles", не только "Самоцветы", но и другие наши ансамбли взялись мастерить такие же попурри из собственного репертуара).

Были ещё, наверное, и "Всё, что есть у меня", и "Первое свидание". А "Лето, лето, лето" пели точно (публика по инерции всё ещё хорошо принимала такие вещи). И больше, рассказать, пожалуй, нечего.

28-е лирическое отступление: О мудрости народной. В начале 80-х, в период максимального интереса "широких масс слушателей" к только-только появившимся у нас "официальным" рок-группам, в Киеве с успехом гастролировала группа "Аракс". Музыкантов пригласили в телестудию, и записи их номеров перемежались беседой ведущей с членами ансамбля. Держались они очень солидно, как знающие себе цену артисты, и так, между прочим, в одном из ответов довольно иронично выразились по поводу многочисленности составов наших ВИА и, в частности, "Самоцветов". Каково же было моё удивление, когда я увидел в "Утренней почте" "араксовца" Сергея Беликова, поющего "араксовскую" "Ты для меня любовь, о которой петь буду песни вслед за этой…", а внизу экрана титры: "Ансамбль "Самоцветы". Вот тут-то и вспомнилось про колодец!

С Сергеем Беликовым, которого я запомнил еще по тухмановскому диску "По волне моей памяти", а потом и по "Звезде и смерти Хоакина Мурьетты", "Самоцветы" выпустили альбом "Прогноз погоды". Возможно, даже неплохой, но я тогда его не послушал, потому как к этому моменту уже утратил интерес к творчеству ансамбля (не спорю, может и преждевременно) и перестал покупать его пластинки. А причина была такая.

Несмотря на не очень впечатляющее выступление "Самоцветов" во Дворце спорта, я в общем-то продолжал следить за записями ансамбля, и как только появился его очередной гигант "Путь к сердцу твоему", сразу же купил его. По дороге домой с интересом читал на обложке имена известных авторов и названия незнакомых песен, предвкушая что-то новое и интересное. Поставил девственно чистый, без единой пылинки, диск на "вертушку". Первая песня - "Прости-прощай, родной десятый класс…" Ещё одна типично самоцветовская "школьная" песня, может и не шедевр, но как разительно отличается от недавно увиденного клипа - "Выпускные кончатся минетом…"!

Но вернёмся к пластинке - вот звучит заглавная песня… Нет, мне тогда тоже очень нравились "Bee Gees" и их "Лихорадка субботнего вечера"! Но вот так беспардонно взять оттуда самый "вкусный" кусок и использовать в своей песне... Такие шутки были простительны самодеятельному ансамблю из районного клуба, но чтобы это делал такой уважаемый коллектив?!

29-е лирическое отступление: "Because поникли лютики, it makes me cry". Во времена "пластиночного" дефицита, в моменты, когда хотелось послушать что-то новое, а слушать было нечего, я отправлялся в один из небольших универмагов поблизости, где временами то открывался, то закрывался, то снова появлялся отдел грампластинок, и рылся в кипе "миньонов" по 70 коп. в одинаково безликих конвертах, в надежде найти хоть что-нибудь интересное. Вот "Вокально-инструментальный ансамбль "Калинка". Знакомая фамилия - Э. Кузинер (Сразу вспомнилось: "Поющие гитары"! "Саласпилс"!) За неимением ничего другого, беру эту пластиночку и ставлю дома на старый ещё "Рекорд". Но что это?! Звучит десятки раз переслушанное вступление к битловской "Because"! А потом так по-нашему, с чувством: "Ромашки спрятались, поникли лютики..." Я чуть со стула не упал! И много раз потом, желая повеселить друзей, включал им эту запись. Реакция всегда была одна и та же. Аналогичная моей.

Coda. Говорят, "Самоцветы" опять выступают, причём двумя составами солистов, что в общем-то вполне логично. Но вот только ни один из них не играет по-настоящему. То есть, это вроде как и не ВИА уже, а потому в "ВИА-Ностальгии" говорить об этих выступлениях нечего. Но как бы там ни было, а своя, особенная, страница в истории отечественной популярной музыки у "Самоцветов" уже есть. Её нельзя переписать, но и вырвать нельзя и не замечать - глупо.

Я же жалею лишь о том, что мне не довелось посмотреть и послушать ансамбль в его лучшие годы.

…"Вся жизнь впереди, надейся и жди!" - убеждали нас когда-то "Самоцветы".

Надеялись.

Ждали.

Дождались, блин…

 

С наилучшими пожеланиями - V.V.,

Рядовой Армии Меломанов

опубликовано 25.01.2003

Фрагмент №1: Пролог

Фрагмент №2 - ВИА "Поющие гитары"

Фрагмент №3 - ВИА "Голубые гитары"

Фрагмент №4 - ВИА "Веселые ребята"

Фрагмент №5 - ВИА "Норок " и ВИА "Контемпоранул"

Фрагмент №6 - ВИА "Песняры"

Фрагмент №7- ВИА "Skaldowie"

Фрагмент №8 ВИА "Самоцветы"

Фрагмент №9 ВИА "Но То Цо"

 

 

 

Hosted by uCoz