ВИА 60-70-80х
Публикации
Вопросы |
|
|
Фрагмент № 7
Что я видел, что я слышал. Вечером обычного буднего дня мы с мамой и старшим братом оказались в относительно новом тогда киевском районе Дарница, возле большого кинотеатра "Ленинград" (надо сказать, что с кинотеатрами, равно как и с другими увеселительными заведениями, в новых районах была тогда большая напряжёнка). Афиша сообщала, что сегодня демонстрируется музыкальный фильм "Самозванец с гитарой" (Польша). Уже одного того, что в названии присутствовало слово "гитара", было достаточно, чтобы привлечь моё внимание. А тут ещё внизу мелкими буквами дописано: "В фильме принимают участие популярные польские ансамбли "Скальды", "Сине-чёрные" и ещё кто-то. Тут уж пускаю в ход все своё красноречие, чтобы убедить маму, что все прочие дела могут подождать, а в кино мы уже так давно не были! Фильм оказался довольно легковесной комедией с музыкой, но там действительно время от времени показывали патлатых - как битлы или роллинги! - музыкантов. И этого вполне хватило, чтобы посчитать его кайфовым (интересно было бы посмотреть "Самозванца" сейчас). Концерт с участием "Скальдов" запомнился мне, в первую очередь, потому, что это было первое выступление известного зарубежного ансамбля, которое я увидел. Конец 71-го или начало 72-го года, во дворце "Украина" - большая международная эстрадная программа, что-то наподобие "Мелодии друзей", в которой, по определению, должны участвовать артисты всех стран социалистического содружества. Помните, что это такое? 21-е лирическое отступление: Содружество в лагере.
"Так чем отличается социалистическое содружество от социалистического
лагеря?" Вопрос политработника несколько озадачил меня. В нашей в/ч
проходит общественно-политическая аттестация личного состава, основной
контингент уже проаттестован, а этот незнакомый мне старлей-комсомолец,
проверяющий не из нашей части, пришёл к нам на БД беседовать с каждым
из несущих боевое дежурство солдат. Не поленился он притащить с собой
и большую политическую карту мира. Приглашают нас для беседы по одному,
офицеру явно хочется убить время, и он пытается создать видимость непринуждённой
обстановки (ну, вроде, как два товарища-комсомольца общаются) и поговорить
со мной на общеполитические темы. В этом я, в отличие от некоторых своих
товарищей, вполне подкован, и старлей начинает задавать вопросы позаковыристей:
а как фамилия министра такой-то промышленности? Кто первый секретарь Киевского
горкома КПСС? Здесь я начинаю "плавать". Тогда проверяющий просит
показать на карте соцстраны. Ну, с этим справляюсь без проблем. И вот
следует тот самый каверзный вопрос. Я мнусь у карты, пауза затягивается,
но тут звучит спасительный сигнал: "Тревога!", который и выручает
меня из неловкого положения. Я опрометью кидаюсь к своему месту, мы укладываемся
по времени в норматив, и аттестация, само собой, сдана! Обстановка на мероприятии слегка помпезная и отдаёт некоторым официозом. Вместо обычной программки продают буклеты с фотографиями и краткими творческими биографиями артистов. Оттуда я почерпнул кое-какую информацию об истории "Скальдов", а также узнал, что вообще означает это слово: скальдами в Северной Европе в средневековье называли странствующих певцов и поэтов. Ну что ж, для ансамбля название вполне подходящее (слово скальд я потом и у Пушкина нашёл). Точно помню, что кроме "Скальдов" в программе участвовали югославский мужской вокальный квартет "4М" и наш ВИА "Девчата". Концерт, как мне кажется, довольно ровный, звёзд особых среди исполнителей нет, но общий уровень неплохой, и солидная, а также старающаяся таковой выглядеть, публика благосклонно принимает выступления артистов. Но некоторая часть зала, и я в том числе, пришла смотреть не на них. Мы ждём "Скальдов", они - определённо гвоздь программы, и поэтому в первом отделении не появляются. В антракте к роялю, стоящему на сцене, выходят настраиваться два музыканта - польский бас-гитарист с настоящим "Фендером" и наша девочка из "Девчат" с… балалайкой. Как оказалось впоследствии, этот контраст получился очень символичным: музыка нашего ансамбля и польского отличались примерно так же, как отличались их инструменты. Правую половину сцены занимает внушительная аппаратура "Скальдов", на переднем плане - орган "Hammond", я впервые вижу этот знаменитый инструмент и заранее предвкушаю кайф от его звучания. "Скальды" появляются, как и предполагалось, в самом конце программы, но как-то неожиданно, на затемнённую сцену. И… Да, такое впечатление забыть невозможно! Не могу сейчас сказать, что они заиграли - инструментальное вступление или какую-то песню (скорее, первое), но зал буквально утонул в потоке звуков. Это был почти шок. Пожилая женщина явно не городского вида, оглушённая этой звуковой атакой, пытается выйти из зала, но то ли она споткнулась в темноте, то ли её снёс с ног звуковой ураган, - она падает в проходе между рядами недалеко от нас. Подымается, опять спотыкается и произносит фразу, которая запомнилась дословно и очень меня тогда развеселила: "И як таку погань у такый гарный зал пускають!" Несколько десятков слушателей следуют её примеру и через боковые выходы покидают зал. А остальные остаются, чтобы ловить кайф, как я, или просто терпеть происходящее, как мои родители (инициатор культпохода, конечно, снова я). Но всё моё внимание опять приковано к сцене. Играют пятеро. На фотографии в концертном буклете музыканты стриженные, добропорядочного вида, там ещё что-то написано по поводу гурийского фольклора в их музыке. А здесь - патлатые хипы, весьма свободно ведущие себя на сцене, держащие в напряжении огромный зал и играющие что-то не очень похожее на фольклор в нашем понимании. На органе и ф-но играл лидер группы - Анджей Зелинский, на электрифицированной скрипке и трубе - его брат Яцек. Они же и пели. Вокал у них, конечно, был не такой мощный, как, скажем, у "Песняров", но свой, особенный, фирменный. Имён других музыкантов, к сожалению, не помню. Ритм-группа - бас-гитара и ударные - звучала мощно и убедительно (басист, если не ошибаюсь, был ещё и на подпевках). А вот гитара, и это меня огорчало, была несколько на вторых ролях, погоду делали клавишные и скрипка. Но играли братья, ничего не скажешь, виртуозно, зачастую в джазовом стиле. Вёл программу сам Анджей Зелинский, он вполне прилично изъяснялся по-русски. Песни исполнялись сплошь незнакомые, на польском языке, поэтому и названий их привести не смогу. И, кажется, тех, известных советскому слушателю, песен как раз и не было. Поэтому и запомнился концерт не какими-то отдельными номерами, а целостным впечатлением. И было оно на "пять с плюсом". Под занавес (наверное, не сильно ошибусь, если скажу - на "бис") была исполнена свеженаписанная песня на английском под названием "На вокзале в Канзас-Сити" ("Мы только недавно вернулись с гастролей по Штатам и написали её под впечатлением от этой поездки"). Запомнилась она кантри-ритмом и кантри-скрипкой. И количество исполнителей, и их внешний вид, и собственный репертуар, и напор - всё отличало "Скальдов" от тогдашних советских ансамблей, это была скорее группа, нежели ВИА в нашем понимании. Пластинку их удалось купить только осенью 1973-го. К сожалению, мне попался диск производства Ташкентского завода им. Ташмухамедова в простом конверте со стандартной надписью "Мастера эстрады", да ещё и моно, но класс всё равно чувствовался. На первой стороне были записаны песни известные - всё те же "Прелестная виолончелистка" и "Размышления деревенского почтальона", и другие, тоже неплохие, все - Анджея Зелинского. А вот вторую целиком занимала одна композиция на тему народной песни - "Крыванью, Крыванью ты мой высокий". Собственно народной песни там было совсем мало, всё пространство занимала музыка - разных жанров, стилей, сменяющихся, как в калейдоскопе, но как-то очень органично. И если бы не прямые цитаты из классики и "Deep Purple", было бы совсем здорово, но и так вещь всё равно впечатляла. Довольно длительное время я об ансамбле ничего не слышал, и вдруг в конце 70-х он приехал в Киев с несколькими сольными концертами. Они были устроены в рамках фестиваля культуры городов-побратимов Киева и Кракова (как оказалось, "Скальды" - из этой древней польской столицы). Опять дворец «Украина», но на этот раз обстановка была уже несколько иная - в зале находились только те, кто хотел увидеть и услышать именно «Скальдов», поэтому недоразумений, подобных вышеописанным, не случилось, ну, а я пришёл на концерт уже не с родителями, а с девушкой. 22-е лирическое отступление: С девушкой мне повезло. Повезло в том смысле, что мы слушали одну и ту же музыку, у нас никогда не возникали разногласия по вопросу, на концерт какого исполнителя пойти. А, кроме того, у неё иногда выпадала возможность получить шаровые контрамарки на блатные места. И ещё - у меня никогда не возникала проблема, что ей подарить на день рождения или другой праздник: все дефицитные и просто толковые пластинки я покупал в двух экземплярах. Тогда я мог позволить себе такую роскошь на стипендию (сегодня моему племяннику-студенту её и на проезд в общественном транспорте не хватает). Программа, по-моему, шла без антракта. Ансамбль, как и раньше, был квинтетом, вот только кто-то из музыкантов, возможно, поменялся (сидевший рядом знаток сказал, что их гитарист уехал в Америку). Играли по-прежнему хорошо, только, кажется, менее громко и без всяких световых эффектов. А. Зелинский представлял очередные боевики - песни, занявшие какие-то места в польских хит-парадах, а нам абсолютно неизвестные, только вот былого драйва почему-то не было. Его место заняла, как бы это поточнее выразиться, спокойная респектабельность. Хотя в целом я абсолютно не жалел, что пошёл на тот концерт. Последний привет от "Скальдов" - диск, изданный в Польше и купленный мной в магазине "Мелодия". Назывался он "Shanujmi vspomnenia" (что-то вроде "Давайте уважать воспоминания"), и благодаря ему я могу перечислить музыкантов, которые играли в ансамбле в конце 70-х: Анджей Зелинский (Andrzej Zelinski) - класс. ф-но, ф-но Фендера, орган Хэммонда, синтезатор "Yamaha", пение Яцек Зелинский (Jacek Zelinski) - электр. скрипка, труба, тамбурин, пение Конрад Ратынский (Konrad Ratynski) - бас-гитара, пение Ежи Тарсинский (Jerzy Tarsinski) - гитара акуст., гитара эл. Ян Будзячек (Jan Budziaszek) - ударные (перевод мой, поэтому не исключены неточности в транскрипции). И пластинка вроде была неплохая, с мелодичными песнями (за мелодичность, как мне кажется, польские ансамбли, и "Скальдов" в том числе, у нас и любили), с отличными скрипичными и фортепианными соло, но вот чего-то неуловимого, того, что заставляет крутить давно знакомый до каждой трещинки, до каждого щелчка диск снова и снова, в них недоставало. Мне, по крайней мере. Coda. Все упоминания об ансамбле, которые
я потом у нас встречал, были, как правило, почему-то с негативным оттенком.
Приходилось читать, что во время гастролей по Союзу скальды бывали замечены
и в злоупотреблении спиртным, и в баловстве "травкой", что якобы
было видно и во время их выступлений. Может, где-то что-то такое и случалось,
но во время киевских концертов чего-либо подобного я не наблюдал. К сожалению, о дальнейшей судьбе ансамбля "Скальды"
мне ничего не известно. Но название это, без сомнения, вызовет приятные
воспоминания у отечественных любителей музыки с многолетним стажем. В
советские времена "Скальды" были одной из немногочисленных отдушин,
маленькой форточкой в железном занавесе, через которую к нам проникал
лёгкий ветерок, нашёптывавший о том, что где-то есть, оказывается, не
такая жизнь и не такая музыка. За что им и спасибо.
С наилучшими пожеланиями - V.V., Рядовой Армии Меломанов опубликовано 05.08.2002
P.S. Прошло совсем немного времени со времени публикации, когда я получил неожиданное письмо - из Польши, от автора неофициального сайта ансамбля "Скальды", с приглашением посетить его страничку. Впоследствии п. Мацей Кабата (Maciej Kabata) любезно разрешил поместить ссылку на свой сайт в этот фрагмент (в обмен на ссылку на нас), что я с удовольствием и делаю: загляните на www.republika.pl/maakab - и узнаете много чего интересного из истории и дискографии группы (если, естественно, разберётесь в польском). Меня же, в первую очередь, интересовало, что всё-таки случилось со "Скальдами", куда они пропали после 70-х. И вот что мне удалось понять. В конце 1980-го года группа отправилась в турне по США. Там её и застало известие о введении в Польше военного положения (кто постарше - помнит о таком). А. Зелинский принял решение остаться в Штатах, а остальные музыканты вернулись домой. Но группа перестала существовать. В 1986-м она собралась вновь, теперь её лидером стал младший брат - Яцек Зелинский. Состав: J. Zielinski (вокал, скрипка, труба, клавишные), J. Tarsinski (гитара), K. Ratynski (бас-гитара, вокал), G. Gorkiewicz (клавишные) и W. Kierzkowski (ударные) (как видим, есть знакомые имена). "Новые" "Скальды" записали диск "Nie domykajmy drzwi" (1989), а в 1990-м песня Яцека Зелинского "Harmonia swiata" завоевала II-е место на XXVI-м Фестивале польской песни в Ополе (1-е место не присуждалось). Ансамбль продолжал записывать новые сочинения, но пластинки не выпускались. Правда, в 2000-м году вышел сольный альбом А. Зелинского "Znow od zera", на котором в некоторых песнях его поддерживали бывшие коллеги. Но запись была сделана ещё в 1996-м. 2000-й год был успешным для группы. По случаю 35-летия команды состоялся большой юбилейный концерт "Скальды" плюс друзья" с участием оркестра, хора, английских музыкантов и приглашённых гостей. Были переизданы на CD все виниловые пластинки группы (по две на одном), на трёх дисках вышла их "Антология" ("Antologia"). В своих интервью братья Зелинские обещали выпустить CD и DVD с записью юбилейного концерта, а также записать новый студийный альбом. Но эти планы до сих пор не осуществлены. Правда, в этом году на польских радиостанциях
крутят новую песню "Скальдов" - "A niebo nad glowa, to
samo". Будем ждать продолжения? опубликовано 08.10.2002
Фрагмент №2 - ВИА "Поющие гитары" Фрагмент №3 - ВИА "Голубые гитары" Фрагмент №4 - ВИА "Веселые ребята" |