ВИА 60-70-80х

 

Главная

Новости

Публикации

(начало)

 

Программы

Ссылки

Конференция

Гостевая книга

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фрагмент № 3:


Маленькая голубая пластинка в конверте с фотографией (“Голубые гитары”)


Первое знакомство. Когда гордый своим первым приобретением – пластинкой “Поющих гитар”, я вернулся домой в Киев, то первым делом похвастал ею перед домашними. Но оказалось, что в это же время мой старший брат тоже купил пластинку какого-то ВИА. Это была маленькая голубая пластинка – вокально-инструментальный ансамбль “Голубые гитары”. На конверте фотография: музыканты в строгих костюмах при галстуках, вроде бы со всеми необходимыми атрибутами ВИА – барабанами, органом, электрогитарами. Тем не менее фото мне как-то не приглянулось: мужики в возрасте (не забывайте, сколько мне тогда было лет!) и внешним видом, да и вокалом почему-то сразу стали у меня ассоциировться с популярным тогда певцом Эдуардом Хилем, а это было уж очень далеко от ВИА в моём представлении (может, тогда на меня просто давил стереотип “Поющих”, и ансамбль, группу, я представлял иначе?). Песни на пластинке, кроме, может быть, “Романтиков”, мне тоже как-то не показались, зато инструменталку “Скачки” я слушал неоднократно и с удовольствием.

Что я видел, что я слышал. А вот следующую пластинку стоило купить хотя бы из-за одной только песни “Когда я увидел её”. Не имея возможности слушать Beatles в оригинале, мы с друзьями с удовольствием слушали эту версию. А вот инструментальная “Калинка” с того же диска несколько огорчила. Не потому, что аранжировка была неудачная, просто я почти такую же слышал несколькими годами раньше в исполнении одного японского, если не ошибаюсь, оркестра.

Когда “Голубые гитары” впервые приехали в Киев в составе большой концертной бригады, я на концерт по какой-то причине не попал. Друзья же рассказали примерно следующее: “Сначала вышел ансамбль с хором (т.е. солистами без инструментов) и спели что-то смурное. Но вот когда хор ушел со сцены и остались одни музыканты, они врубили I saw her standing there, и это был кайф”. Концерт этот относится где-то к 1972-73-му году.

На следующей маленькой пластинке “Голубых гитар” мне и друзьям сразу и безоговорочно понравилось “Весеннее настроение” – вещица стильная и со вкусом сделанная.

Дальнейшие записи ансамбля, которые мне попадались, в большинстве своём имели отношение к мюзиклу “Красная Шапочка, Серый Волк и “Голубые гитары”” (правда, узнал я об этом гораздо позже). Какой девичий самодеятельный ансамбль не пел в то время “Первый поцелуй”, и на каких танцах тогда не играли “Почтальона”!

5-е лирическое отступление: “Почтальон” в казарме. Уж простите, но слов из песни не выкинешь: мне придётся частенько вспоминать “армейскую” тему, ведь именно на годы моей службы пришлось знакомство с одними ансамблями, пик популярности других, да и расцвет ВИА, как жанра, вообще.

Так вот, был у нас в казарме маленький проигрыватель, купленный в складчину на солдатские деньги (потом один старшина злонамеренно вывел его из строя – то ли надоела ему наша музыка, то ли с похмелья, или ещё по какой причине, уж не упомню). Время от времени в городе на общие деньги покупались пластинки, которые потом и слушались на этом пригрывателе, чаще коллективно. Среди других оказалась и пластинка “Голубых гитар” с песней “Почтальон”. Песенка пришлась по душе сразу и практически всем. И даже мой сослуживец – немногословный и не по годам сдержанный грузинский парень Автандил, который, как мне кажется, довольно скептически относился к нашим с товарищами вокальным упражнениям в казарме (естественно, в свободное от службы время), так и тот как-то не выдержал и запел “Почтальона” вместе со всеми. (Авто, по-моему, неплохо получилось, а?)

О самом мюзикле я впервые услышал уже после армии от своего бывшего одноклассника Игоря. Он, ещё учась в школе, а потом и в университете, параллельно профессионально занимался музыкой (профессионально – значит, за деньги). Но со временем всё больше увлекался джазом, а не ВИА и битом (термин биг-бит, или просто бит, тогда был более в ходу, чем рок). И когда мы встречались, он просвещал меня по поводу Джорджа Бенсона и Махавишну, а я знакомил товарища с новыми песнями отечественных ансамблей – для пополнения его ресторанного репертуара. Так вот, Игорь как-то рассказал, что однажды он с коллегами чуть не схлопотал по шее на какой-то сельской свадьбе за то, что вместо “А у нас, чертей, всё не так” (песенка из вышеназванного мюзикла) они спели “А у вас, чертей, всё не так”. Надо пояснить, что слова чёрт и рог в то время в определённой среде употреблялись в качестве синонимов слова жлоб (то бишь человек, по большому счёту, от деревенской культуры отбившийся, а к городской так и не прибившийся), но та публика оказалась не настолько рогатая, игру слов поняла и обиделась. Правда, к счастью для шутников, всё обошлось.

Сам же мюзикл мне удалось посмотреть только в конце 1978 года. По делам института мы, трое студентов и преподаватель истории КПСС, попали на несколько дней в командировку в Москву. Забот, впрочем, было у нас немного, жили мы в общежитии МГУ и наслаждались столичной свободой. В один из вечеров, прогуливаясь по Новому Арбату, на киноконцертном зале “Октябрь” мы увидели афишу: “Красная Шапочка, Серый Волк и “Голубые гитары””. Против моего предложения сходить никто не возражал, но все билеты были уже проданы. Пришлось ждать у кассы бронь перед концертом, но ожидание наше было вознаграждено – мы смотрели представление с отличных мест. Зал, само собой, был забит. Заглавные партии исполняли солисты в стилизованных костюмах: Серого Волка (по амплуа – как бы Ромео), Красной Шапочки (вроде как Джульетты) и Чёрта (натурального чёрта с хвостом; кстати, это был, пожалуй, самый колоритный и симпатичный персонаж). Сам же ансамбль, достаточно многочисленный, с медной группой, кроме собственно аккомпанемента исполнил и несколько тематически вплетённых в действие песен, а также большой энергичный инструментальный номер “Охота”, в процессе исполнения которого ударник барабанил по всем попадающимся под руку предметам, включая микрофонную стойку и пол сцены. Перечислять номера мюзикла не буду – часть их записана на одноимённой большой пластинке (правда, тех самых куплетов Чёрта на ней нет, как нет и других песенок, мне лично до сих пор нравящихся, но недостаточно в своё время раскрученных, – “Чёрный телефон”, “В лесу”; они выходили отдельно на “миньоне”). В целом представление оставило очень благоприятное впечатление, было динамичным, профессионально исполненным и всем нам понравилось. Да и зрители принимали артистов очень хорошо, особенно в некоторых, уже достаточно известных ударных номерах. Под заключительные аплодисменты, вполне искренние и заслуженные, на сцену даже вынесли корзину цветов – явление на концертах ВИА нечастое. Возможно, успех программы в целом, помимо исполнительского мастерства ансамбля, определялся и тем, что состояла она из номеров, написанных разными авторами, в том числе, и руководителем ансамбля Игорем Грановым, и потому разнообразная. Сожалею, но ни одной фамилии тогдашних участников ансамбля с увернностью назвать не могу – на пластинках они мне не попадались.

Следующая моя очная встреча с “Голубыми гитарами”, именовавшимися уже синтез-труппой, состоялась через несколько лет уже в Киеве: в Октябрьском дворце я смотрел их шоу “Программа телепередач”, на этот раз с девушкой. Сидели мы в первых рядах, прямо под сценой, всё было видно и слышно очень хорошо.

6-е лирическое отступление: Концертные залы Киева. Чтобы не повторяться многократно в дальнейшем, охарактеризую их один раз. Замечу для начала, что оказавшись в середине начале 80-х в Питере (тогда ещё Ленинграде), я был поражён богатством его гастрольно-концертной жизни. По сравнению с ним в этом плане Киев, в неписанной табели о рангах бывшего СССР третий город, казался глухой провинцией. Помимо прочего, бросалось в глаза, что для проведения культурно-массовых мероприятий, кроме собственно концертных залов, использовались всевозможные площадки: дворцы, дома культуры и клубы различных ведомств. Сейчас положение, конечно, изменилось – пойти есть куда и у нас (правда, цены кусаются безбожно), а раньше места проведения концертов можно было пересчитать на пальцах одной руки.

Итак, самый большой зал Киева – Дворец спорта, в просторечии именуемый “сараем”, вмещал почти 12 тыс. зрителей (и они собирались!). Акустика помещения – весьма условная, нормально озвучить его могли немногие коллективы с мощной и качественной аппаратурой – “Песняры” и “Весёлые ребята”, например. Ангажировался зал, как правило, “кассовыми” исполнителями. Сидеть на трибунах не очень удобно; с дальних мест сцену вообще только в бинокль разглядеть можно, зато обстановка там была относительно свободная, как для тех времён.

Самый престижный и официальный зал – Дворца культуры “Украина” – по вместимости в 3 раза меньший, но гораздо более удобный, красивый и приспособленный для эстрадных концертов, да и интерьер дворца очень красивый. Понятно, и публика здесь была почище, и танцев во время концертов в проходах и перед сценой тут не устраивали, гастролёры же по большей части бывали именитые.

Октябрьский дворец культуры, в отличие от предыдущих, не современное здание, а сооружение 40-х годов XIX в.; зал почти на 2 тыс. мест больше театральный, с бархатными креслами, но в общем вполне подходящий.

Дом офицеров Советской Армии имел удобный зал на тысячу мест, довольно камерный, в нём время от времени проводили концерты хороших, в том числе и зарубежных, исполнителей, но не для самой массовой аудитории. Вот, в основном, и всё.

Было, правда, ещё одно, самое демократичное место проведения концертов – ВДНХ (естественно, республиканская). Правда, Выставка становилось большой концертной площадкой под открытым небом только раз в году, в конце мая, во время проведения фестиваля искусств “Киевская весна”, собиравшего популярных исполнителей со всего Союза. Сегодня в это верится с трудом, но в своё время всего за 50 копеек там одновременно на нескольких открытых эстрадах можно было увидеть и послушать “Ариэль” и “Кобзу”, “Добрых молодцев” и “Краян”, “Верасов”, “Мальвы” и много других профессиональных ВИА, названия которых память не сохранила.

Но вернёмся к нашей главной теме. Так вот, зал Октябрьского дворца был полон, публика – благожелательна, но без проявлений фанатизма, да и на цветы не слишком щедра. Ансамбль, числом значительно уменьшившийся, составом существенно изменившийся, звучал безупречно, саунд современный, гитарно-клавишный, солисты прилично пели, но шоу как такового, в общем-то, не было, да и песни были какие-то незапоминающиеся. Так бывает при просмотре какого-нибудь лёгкого развлекательного фильма – пока смотришь, вроде занимательно, а кончился фильм – и уже не вспомнишь, о чём он был. Ну, а тех, кто хочет составить представление о той программе – отсылаю к одноимённой пластинке. Для тех же, кто послушать её возможностей не имеет, упомяну лишь несколько названий: “Добрый человек”, “Третья сторона”, “Песенка гитариста”. Они вам что-то говорят? Вот и я, купив диск, послушал его от силы раза три.

Последние мои воспоминания о “Голубых гитарах”, тогда уже просто синтез-труппе Игоря Гранова, связаны с телепередачами и записями первой половины 80-х и попытками ансамбля скрестить традиционную советскую песню с чем-то модно-западно-тяжёлым (характерный пример – песня “Балтика”). Не знаю, кого как, а меня лично эти опыты не очень впечатлили.

Coda. Печально сознавать, но в наше дурное время ансамбль с таким красивым и поэтичным названием или не появился бы вообще, или был бы каким-нибудь нетрадиционным. Я же буду помнить “Голубые гитары” хотя бы потому, что благодаря их “Почтальону” я познакомился со своей будущей женой (Саша, ну ты в курсе). Но это уже, как говорится, совсем другая история.

С наилучшими пожеланиями - V.V.,

Рядовой Армии Меломанов

опубликовано 18.12.2001

 

Фрагмент №1: Пролог

Фрагмент №2 - ВИА "Поющие гитары"

Фрагмент №3 - ВИА "Голубые гитары"

Фрагмент №4 - ВИА "Веселые ребята"

Фрагмент №5 - ВИА "Норок " и ВИА "Контемпоранул"

Фрагмент №6 - ВИА "Песняры"

Фрагмент №7- ВИА "Skaldowie"

Фрагмент №8 ВИА "Самоцветы"

Фрагмент №9 ВИА "Но То Цо"

 

Hosted by uCoz